Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….7
1.1 Понятие «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе………………………................................................................................7
1.2 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста…………...13
1.3 Методы и приёмы развития творческого воображения старших дошкольников в процессе лепки…………………………………………………..18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...29
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………31
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...31
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки……………………………33
2.3 Динамика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...35
Выводы по второй главе…………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………………………41
Приложение…………………………………………………………………………44
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена состоянием педагогики в настоящее время. На данном этапе эта наука, не только в теории, но и на практике, подвержена существенным изменениям в сфере эстетического воспитания, происходит смена приоритетов. В отличии от прошлых установок, которые были направлены на трансляцию знаний, умений и навыков, в настоящий период времени более актуальной проблемой становится передача подрастающему поколению навыков творческого опыта и правильное эмоциональное и ценностное восприятие мира. Это обуславливает необходимость более творческого воспитания, с помощью которого можно создать неординарно мыслящую личность.
Определение «творческая личность» в актуальной психолого-педагогической литературе понимается и определяется как личность с высоким уровнем социальной адаптации, которая способна к активным и творческим изменениям окружающего реального мира в любом виде деятельности, стремится к поиску наилучших «свежих» решений поставленных задач.
Обозначенная проблема присуща, в первую очередь, для дошкольного образования. Отечественные психологи и педагоги Выготский, Т.С. Комарова и другие говорят о том, что становление творческой и активной личности, которая способна результативно и оригинально решать жизненные проблемы, формируется в детстве, и является необходимым условием для успешного развития личности индивида в будущем, а также его успеха в творческой составляющей жизни. С этой точки зрения становится понятна важность поиска решения проблемы развития творческого потенциала детей именно дошкольного возраста.
Творческая изобразительная деятельность, что в теории, что на практике, в дошкольном образовании является одним из простейших, но интересных способов обучения детей особенностям окружающей действительности. К сожалению, изучение и использование нетрадиционных техник не является частью обязательной программы дошкольного образования для развития творческих способностей детей, что и помогло нам определить проблематику нашего исследования.
Проблема развития творческого воображения дошкольников актуальна еще и потому, что этот психический процесс является приоритетной составной частью любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения. Необходимость вовлечения ребенка в творческую деятельность связана со значительной ролью в познавательном развитии. Воображение создает новые сочетания и комбинации образов, выявляет связи и закономерности окружающего мира.
Многие исследователи, такие как Л.С. Брушлинский, А.В. Выготский, О.М. Дьяченко, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн и другие, указывали на важность воображения и фантазии в жизни ребенка [3, 4, 7, 24, 26].
На современном этапе развития дошкольного образования необходимо организовать процесс обучения ребенка таким образом, чтобы воображение развивалось в рамках формирования творческих способностей, в различных видах деятельности. В этом контексте поиск универсального инструмента, который мог бы помочь реализовать вышеуказанный подход, становится особенно актуальным [13].
Л.С. Выготский писал о связи между творческим воображением и изобразительной деятельностью как преобладающим видом детского творчества у дошкольников. Лучше всего творческое воображение развивается в понятное и интересное для детей занятие. Одной из таких видов деятельностей является лепка [4].
«Лепка – одно из самых интересных занятий для дошкольников, оно вызывает положительные эмоции. С помощью лепки у дошкольников развиваются творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкая моторика. При передаче формы дошкольник работает руками, пальцами, благодаря этому развивается речь. Необходимо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выражалось» [30].
При этом все педагоги искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования творческого воображения в процессе лепки.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность лепки как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс лепки как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой данной работы является предположение о том, что применение комплекса заданий по лепке будет способствовать эффективному развитию творческого воображения старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и систематизировать задания по лепке, направленные на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность лепки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения старших дошкольников;
- эмпирические методы: эксперимент.
Теоретической основой послужили: положения Л.С. Выготского и Т. Рибо по проблеме развития творческого воображения в детском возрасте [4, 24]; положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения воображаемых задач [9]; положение Е.В. Заика о положительном влиянии лепки на психику ребенка [10].
Научная новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей использования лепки в развитии творческого воображения у детей 6-7 лет; определены уровни развития творческого воображения у детей подготовительной группы.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база: МАДОУ «Детский сад № 53» г. Томска. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительной группы «Ромашка».
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2016.
2. Богатеева, З.А. Занятия лепки в детском саду. – М.: Просвещение, 2015.
3. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский. – М.: Наука, 2015. – 216 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
5. Глебова, И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И.Ю. Глебова // Молодой ученый. – 2013. – № 32. – С. 31-34.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
7. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – с. 52 – 59.
8. Дьяченко, О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – с. 44 – 51.
9. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника: – М.: Просвещение, 2008.
10. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С.16-20.
11. Зеньковский, В.В. Психология детства: пособие для психологов [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2006. – 347 с.
12. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст]: метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / Т.Г. Казакова. – М.: Карапуз, 2013. – 192 с.
13. Кружецкий, В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2015.
14. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 2014.
15. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2016.
16. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] /В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006. – 278 с.
17. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С. 46 –55.
18. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Просвещение, 2014.
19. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Просвещение, 2014.
20. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001 – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 1997, – С.260 – 271.
21. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2014.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
23. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. – М.: Горбунок, 2013. – 199 с.
24. Рибо, Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств – Издательство: Харвест. – 2002. – 784 с.
25. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2002. – 401 с.
26. Рубейштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 2016.
27. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 2014.
28. Художественное творчество и ребенок / Под ред. НА. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2012.
29. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 2014.
30. Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 2015.