Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общество осознает важность эффективного функционирования органов местного самоуправления. Однако население знает лишь некоторые формы участия в правотворческом процессе, которые ограничиваются периодическим проведением выборов, референдумов. Поэтому отдельного внимания заслуживает функционирование института общественных инициатив, который активно развивается на территории Российской Федерации в последние годы. Его основной задачей является привлечение активных граждан в систему государственного управления. Конституция Российской Федерации гарантирует проявление власти со стороны народа. Данный принцип и определил развитие разнообразных форм общественных инициатив граждан. Практика показывает, что совершенствование системы управления в рамках распределения властных полномочий среди субъектов Российской Федерации является приоритетной задачей. Муниципальные образования должны эффективно справляться с функциями, которые прописаны в рамках действующего законодательства.
Глава 1. Интернет ресурс «Российская общественная инициатива»
как форма демократии
1.1. Российская общественная инициатива как способ реализации
конституционных прав граждан в России
Эксперты в сфере государственного управления сходятся во мнении, что универсальной модели взаимодействия между функциональными структурами в Российской Федерации не существует. Причиной этому служит дифференциация сферы компетенции субъектов, ресурсной базы, прав и обязанностей участников правовых отношений.
Действующая государственная политика оказывает существенное влияние на порядок работы органов власти. Разграничение местной власти с региональной представляет собой сложный процесс даже на теоретико-методологическом уровне. Ученые отмечают, что неоднозначность системы правового регулирования создает предпосылки для возникновения трудностей в управлении.
Вопросы взаимодействия публичной власти с гражданами на местном уровне вызывают интерес в науке и практике на протяжении многих столетий. Историки отмечают, что совместное обсуждение (решение «всем миром») наиболее важных вопросов, затрагивающих общественные и государственные интересы, является российской традицией.
Здесь уместно вспомнить народное вече, земские собрания, казачьи круги и другие формы, содействовавшие принятию взвешенных, продуманных решений в различные исторические периоды. Важность взаимодействия власти и граждан на местном уровне видится в улучшении общественной жизни, которую А.И. Солженицын назвал «добропорядочной жизнью», где каждый человек может удовлетворить свои интересы.
В современных научных исследованиях такое взаимодействие называют «диалоговой демократией», «согласованием публичных и частных интересов», что является вполне обоснованным, т.к. взаимодействие предполагает бесконфликтное, мирное, согласованное решение актуальных вопросов. Действующее российское законодательство предусматривает для граждан различные возможности реализации своих инициатив на местном уровне, которые представлены в законе достаточно объемным перечнем не являющимся исчерпывающим.
Формирование конституционного строя государства сопряжено с рядом аспектов, одним из ключевых в данном направлении является система местного самоуправления. Ее функционирование осуществляется на принципах признания, гарантии и распространения по всей территории Российской Федерации. Функционирование отдельных форм местного самоуправления четко регламентировано действующим законодательством страны.
Зарождение современного гражданского общества неотделимо от демократизации, так как оба процесса основаны на ограничении власти государства, они взаимосвязаны. Между демократией и гражданским обществом имеется как неразрывная связь, так и существенное различие. Демократия основана на принципе большинства, который может реализоваться при условиях, когда гражданского общества не существует. В отличие от демократии, гражданское общество нельзя учредить, оно формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа, при условии способности общества к самоорганизации.
Так, житель муниципального образования может принять участие в публичных слушаниях, опросах граждан, выступить с правотворческой инициативой и др. Законодательные нормы, применительно к публичным слушаниям устанавливают их цель, субъектов-инициаторов, перечень выносимых на обсуждение вопросов. Процедурные вопросы данного мероприятия определяются муниципальным актом, который, как предусмотрел федеральный законодатель, должен предусматривать заблаговременность, т.е. население заранее должно знать содержание проекта муниципального акта, выносимого на обсуждение, время и место проведения слушаний и т.д. Установление на федеральном уровне требования «заблаговременности» видится, как своеобразная «забота» законодателя о населении. Мнение населения также учитывается при помощи опроса граждан, который проводится по инициативе публичного органа. Несмотря на рекомендательное значение результатов опроса, они могут существенным образом влиять на доверие населения к муниципальной власти и принимаемым ею решениям. Представляет интерес и такая форма взаимодействия органов местного самоуправления и населения как правотворческая инициатива граждан. Само понимание правотворческой инициативы активно обсуждается в правовой науке.
1.2. Особенности подачи общественных инициатив на сайте РОИ
Общественная инициатива - это предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса. То есть это некая идея гражданина или группы граждан, которая должна найти поддержку сначала у членов экспертной группы, а затем у самого народа, путём голосования на специализированном интернет - портале. В то время как обращение, во всех его трех формах, будь то жалоба, предложение, заявление предполагают подачу конкретного (локального) запроса в конкретный орган государственной власти.
В деятельности портала принимают участие модераторы (администраторы), которые проверяют инициативу на соответствие Правилам. Срок предварительного рассмотрения инициативы не превышает 2-х месяцев с момента ее подачи. Кроме того, ресурс имеет нормативное сопровождение, поскольку свою деятельность и приём инициатив осуществляет согласно Указа Президента РФ от 04.03.2013 г.№183 – «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»), в соответствии с которым на сайте Российской общественной инициативы голосовать и размещать инициативы могут граждане, которым исполнилось 18 лет, и при условии их государственной регистрации в Федеральной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые используются для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Так, инициатива размещается на Интернет-ресурсе «Российской общественной инициативы» с присвоением соответствующего номера и становится доступна для голосования. Сбор голосов в ее поддержку осуществляется в срок не более 1 года со дня размещения.
В зависимости от уровня инициативы (федеральный, региональный либо муниципальный) предусмотрены следующие значения по необходимому количеству голосов «ЗА»:
1. Федеральный уровень – не менее 100 000 голосов.
2. Региональный уровень – для регионов с населением свыше 2 млн. – 100 000 (сто тысяч), для остальных – 5% от населения региона.
3. Муниципальный уровень – 5% от населения муниципалитета. В случае, когда инициатива в установленный срок набирает необходимое количество голосов в поддержку на соответствующем уровне, то она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня.
На следующем шаге пользователю необходимо:
■ убедиться, что название инициативы указано верно (название инициативы - это повествовательное предложение, как правило, отвечающее на вопросы "что сделать", "что изменить" ("что запретить") и начинающееся с глагола (разрешить, ввести, оборудовать, построить, разрушить). Не рекомендуется предлагать названия, не отражающие содержание инициативы, названия -лозунги, названия, начинающиеся с предлога "о" или "об");
■ определить категории инициативы:
■ Транспорт и дороги
■ Экология
■ Инфраструктура города
■ Жилые дома и дворы
■ Безопасность
■ Бизнес
■ Потребители и сервис
■ Чиновники и гос. Услуги
■ Население и миграция
■ Избирательное право
■ Экономика
■ Здравоохранение
■ Образование и наука
■ Уголовный кодекс
■ Государственное управление
■ Жилищно-коммунальное хозяйство, УК, ТСЖ
■ Государственная поддержка
■ описать проблему (предоставить описание существующего положения дел в определенной области, которое требует изменения, улучшения);
■ добавить при необходимости документы (файлы в форматах doc, docx, pdf, rtf, odt);
■ добавить при необходимости фотографии (файлы в форматах]ред, jpg, png, gif);
■ указать при необходимости географическую привязку инициативы;
■ привести вариант решения с обоснованием (изложение предложения по изменению существующей ситуации, за которое предлагается голосовать пользователям ресурса. Как правило, отвечает на вопрос "что сделать, "что изменить");
■ добавить при необходимости документы к варианту решения (файлы в форматах doc, docx, pdf, rtf, odt);
■ указать практический результат от реализации инициативы (как правило, отвечает на вопрос "что улучшится" ("что ухудшится"). Описание изменений в предлагаемой области в результате реализации предложений автора, описанных в инициативе. Позволит ли реализация инициативы полностью решить проблему или в какой-либо части)
■ нажать на кнопку «Опубликовать».
После публикации инициатива попадает на предварительную экспертизу, срок которой не может превышать двух месяцев. По результатам предварительной экспертизы инициатива может быть:
■ отклонена (с указанием причин);
■ отправлена автору на доработку (с указанием того, что нужно скорректировать);
■ допущена к голосованию.
Статус инициативы пользователь может отследить в своём личном кабинете. Если инициатива отправлена на доработку, она появляется в разделе «на доработке» личного кабинета. Доработка инициатив осуществляется аналогично подаче новых инициатив.
Инициативы, допущенные к голосованию, требуют различного количества голосов для их дальнейшего рассмотрения в органах власти.
Инициативы, набравшие необходимое количество голосов «ЗА», направляются РОИ в экспертные группы соответствующего уровня, а затем, в случае положительного решения экспертной группы, -в соответствующий орган государственной власти.
Глава 2. Общественные инициативы, направленные посредством сети интернет как инновационная форма участия граждан РФ в управлении делами государства
2.1. Правовые основы реализации общественной инициативы граждан
Непосредственная демократия – крайне важная форма осуществления гражданами государства своей власти. Институтами непосредственной демократии являются референдум, свободные выборы, публичные слушания, сходы граждан и многие другие, публично-значимые общественные институты. На сегодняшний день в России непрерывно идут преобразования по демократическому пути развития, где путеводителем является государство в лице государственной власти. Демократия – есть власть народа. В основе развития демократии лежит не сама власть, а именно общество. В Российской Федерации наблюдается неспешное становление сильного гражданского общества. Поэтому приоритетной задачей государства становится поиск и внедрение эффективных механизмов, которые бы способствовали значительному повышению гражданской активности в общественно-политической среде.
В соответствии с Конституцией РФ декларируется гарантия права на участие граждан в Российской Федерации в управлении делами государства, перечень которых носит открытый характер.
21 век обуславливает бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в стране. В нашу жизнь стремительно входят усовершенствованные стандарты качества жизни граждан, появляются инновационные формы участия граждан в осуществлении социально-значимых процессов в стране, в частности посредством Интернет ресурсов. Совершенно логично, что в нашу жизнь входят такие понятия и явления как «Электронная демократия», «Электронное правительство», гражданские инициативы, представленные на рассмотрение государству уже в новом электронном формате. Постиндустриализм формирует новое понимание роли государства. Большинство развитых стран уже придерживается подхода «государство как сервис».
Его приоритеты – простое и удобное получение социальных услуг, применение инновационных технологий электронного взаимодействия, прозрачность деятельности органов власти. В России есть все предпосылки для становления такой модели. В нашей стране сформировалась первичная архитектура и создана фундаментальная основа для дальнейшего развития Электронной демократии, что позволит достичь целей Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Приоритеты государственной программы определены:
➢ Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
➢ Стратегией развития информационного общества в РФ, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 года № Пр-212 ;
➢ Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227;
➢ Стратегией развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 года № 2036-р;
➢ Доктриной информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 года № 646. Важнейшей задачей государственной программы является обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием инновационных информационно-коммуникационных технологий.
Появляются современные формы реализации прав граждан на участие в управлении делами государства, которые, безусловно, имеют большие перспективы. Остановимся на таком формате диалога государства и населения как общественные инициативы. Сегодня для реализации инициатив граждан не требуется особых финансовых затрат и усложненных процедур по сбору нужного количества голосов в поддержку идеи.
2.2. Проблемы и перспективы реализации общественной инициативы граждан
Несмотря на такой подробный и понятный алгоритм размещения и последующего движения общественной инициативы на портале, можно определить множество проблем, связанных с функционированием интернет ресурса «Российская общественная инициатива». Настоящий порядок имеет существенные недостатки, которые влияют на эффективность РОИ. По состоянию на 15 апреля 2019 г. на сайте РОИ было выдвинуто 14916 общественных инициатив, из которых решение принято всего по 33 инициативам.
На рассмотрении у комиссии 1 инициатива. На голосовании 2806 инициатив. Причины, из-за которых РОИ имеет такую неэффективность, несколько. Во-первых, нужно отметить низкий уровень правовой культуры граждан, которые не хотят участвовать в управлении государством. Граждане либо не верят в эффективность общественных инициатив, либо не знают о его существовании, либо попросту игнорируют. Во-вторых, проблемы правового регулирования РОИ. Остановимся на них. Далеко не все граждане могут подать инициативу с помощью Интернет-ресурса. Большое количество граждан не имеет доступа к Интернету либо не использует его. Это относится к гражданам предпенсионного и пенсионного возраста. Возможно, ли что это указывает на факт дискриминации при использовании данного института общественных инициатив?
М.Л. Давыдова указывает, что «остается значительное количество россиян, которые не могут подать инициативу, поддержать предложение на интернет-ресурсе по причине отсутствия соответствующей технической 74 возможности». На данный момент о всеобщей доступности Интернета говорить пока рано. Далее, считается неверным допускать одновременное голосование по нескольким аналогичным инициативам. Например, на данный момент подано две инициативы, которые прошли нужный барьер, и обе касаются пенсионной реформы. Однако чаще инициативы не проходят необходимый барьер и остаются нерассмотренными. Наличие близких по содержанию инициатив приводит к распылению голосов, а также к затруднению оценки реальной поддержки идей. М.Л. Давыдова предлагает решить проблему следующим образом: в процессе создания новой петиции система должна автоматически определять аналогичные предложения и предлагать подписать одну из них. При этом, наличие нескольких аналогичных обращений не является препятствием к тому, чтобы все голоса были учтены».
Таким способом пользуется большинство ресурсов, которые занимаются реализацией петиций граждан. Примаков Т.О. обращает внимание на наиболее важной является проблема «наличия чрезмерной вовлеченности исполнительной власти в данный процесс». «Оценщиком» общественной инициативы на многих этапах ее движения является исполнительная власть и избранный ею оператор Интернета. Действительно, органы исполнительной власти имеют влияние на то, будет ли принята общественная инициатива или нет. Решение принимает экспертная группа, которая в основном состоит из представителей органов государственной власти (исполнительной и законодательной власти).
Примаков Т.О. делает вывод, что «решение принимает сама власть, а инициатива носит сугубо консультативный характер». На мой взгляд, необходимо включать в состав экспертной группы как можно большее количество представителей институтов гражданского общества, бизнес-сообщества. На данный момент их представителей предусмотрено действующими правилами. Однако зачастую количество представителей от органов государственной власти во много раз превосходит деятелей невластных структур. Многих граждан также пугает возможность «накрутки голосов». Невозможность контролирования подсчета голосов ставит данный институт общественных инициатив под сомнения. Граждане считают, что нужно публиковать список голосов, которые проголосовали за петицию. То есть в открытом доступе публиковать все тех, кто проголосовал за петицию. Также проблемой является отсутствие ответственности органов государственной власти за реализацию инициатив. Как выше указывалось, реализовано лишь небольшое количество инициатив. Большинство реализованных инициатив имеют небольшую значимость для общества и государства.
Заключение
«Российская общественная инициатива» представляет собой предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления на федеральном, региональном либо муниципальном уровнях.
Указанный правовой институт создан с целью поиска и реализации способов и путей по разрешению социально-экономических вопросов для улучшения качества жизни населения на различных административно-территориальных уровнях, а также совершенствования государственного и муниципального управления и относится к петиционному референдуму, под которым понимается народное голосование по какому-либо законопроекту, проводимое по требованию определенного количества граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего нормативного акта.