Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования функционирования и развития системы социальной защиты людей пожилого и преклонного возраста, разработки основных направлений модернизации этой деятельности в условиях динамичных изменений в России, а также необходимость теоретической базы для анализа и обобщения данных эмпирической социологии и социальной статистики.
Исследователи, занимающиеся проблемами социальной геронтологии, трактуют старение как деструктивный, многопричинный, естественный биологический процесс, вызванный возрастными изменениями в организме, приводящими к снижению его дееспособности и возможностей. Демографическое старение сегодня является глобальной тенденцией развития современного общества, вызывающей повышенный интерес к проблемам пожилых людей. По прогнозам ООН, к 2025 году количество людей старше 60 лет достигнет 1 млрд 100 млн человек, что в 5 раз больше, чем в середине 20 века.
В 2017 году численность населения России старше трудоспособного возраста увеличилась на 667 тыс. человек и составила 23,1% от общей численности населения.
В России людей в возрасте 65 лет и старше почти 13%. По прогнозам Росстата, на начало 2023 года доля лиц старше трудоспособного возраста во всем населении вырастет до 27%, а их количество достигнет 39,4 млн человек.
В связи со старением населения увеличивается показатель демографической нагрузки на трудоспособное население. Если на начало 2002 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 335 человек трудоспособного возраста, то на начало 2017 года – 369 человек пожилого возраста.
За последние 20 лет в России было разработано новое социальное законодательство, которое создает правовую основу для реализации конституционных гарантий граждан пожилого возраста и инвалидов.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды современных отечественных ученых, занимающихся проблемами социальной работы и социальной защиты населения.
Вопросами теории социальной работы с инвалидами и пожилыми людьми занимались такие авторы, как Антипьева н. в., Басов н. Ф., Ерусланова Р. И., Кулебякин Е. В., Нестерова Г. Ф., Ткаченко В. С., Бакелова Е. С. и др.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ организации работы органов социальной защиты населения в сфере обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Для достижения поставленной темы были сформулированы следующие задачи:
- рассмотрение системы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- изучение государственной политики в сфере социального обеспечения инвалидов и пожилых людей;
- исследование направлений, методов и форм работы органов социальной защиты населения в сфере обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста;
Объектом исследования является социальный уход за инвалидами и пожилыми людьми.
Предметом исследования являются проблемы социального обслуживания инвалидов и пожилых людей.
В процессе проведения данного исследования использовался системный и структурно-функциональный подход, на основе которого осуществлен комплексный анализ социального обеспечения пожилых людей и инвалидов.
Курсовая работа отвечает всем требованиям и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
1.1. Система социальной защиты населения в современной России
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством . Итак, статья 7 определяет основные направления политики Российской Федерации, которые заключаются в создании условий для достойной жизни и свободного развития человека. Часть 2 этой же статьи перечисляет обязанности Российской Федерации как социального государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера вознаграждения за труд;
- обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, инвалидов, граждан пожилого возраста, семьи и детства;
- развитие систем социального обеспечения;
- установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.
По определению, приведенному в Социальной энциклопедии «социальная политика — это сфера практического выполнения важнейшей функции государства по созданию условий для удовлетворения потребностей каждого члена общества с учетом системы ценностей, одобренных обществом». Поэтому именно человек является целью, объектом и субъектом социальной политики государства, то есть его центральной фигурой.
Социальная политика является важнейшей частью общей политики Российской Федерации, потому что она:
- регулирует отношения между обществом и его членами, а также между различными социальными группами;
- способствует повышению благосостояния граждан и улучшению качества их жизни;
- занимается удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей;
- способствует улучшению образа жизни граждан .
Считаем, что на современном этапе развития общества социальная работа является доминирующим направлением социальной политики нашей страны. Это обусловлено тем, что социальная защита населения – это система законодательно установленных государством методов, принципов, а также социальных гарантий. Также система социальной защиты населения включает деятельность и учреждения, которые привлечены к обеспечению оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей и тому подобное, комплекс мер, мероприятий и мероприятий общества и государства, направленные на минимизацию ситуации риска в жизни граждан .
«Социальная защита населения в широком смысле - это комплекс социально-экономических мер, осуществляемых государством и обществом и обеспечивающих оптимальные условия жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнедеятельности и активного существования личности и социальной группы, комплекс мер по преодолению последствий жизненных ситуаций риска граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материального обеспечения социально незащищенных слоев населения в условиях переходной экономики и связанного с этим снижения уровня жизни» .
Современный этап развития социальной защиты населения характеризуется достаточно быстрым совершенствованием методологии и методики социальной защиты граждан Российской Федерации.
«Методология социальной защиты — это система принципов и способов организации и построения теоретических и практических действий против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие». «Методология социальной защиты — это совокупность средств применения общих теоретико-методологических положений к специфике решаемых задач, специфики исследуемого объекта или ситуации» .
На современном этапе развития система социальной защиты населения включает:
1. «Социальное обеспечение — форма социальной политики государства, направленная на обеспечение материального обеспечения отдельных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае возникновения событий, которые рассматриваются государством на данном этапе ее развития». развития как социально значимого, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальной частью общества» .
Существует четыре функции социального обеспечения:
1) экономическая - оказание материальной поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; поддержка развития всех отраслей народного хозяйства или общественного производства в целом и тому подобное.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3699.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. - Ст. 4563
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
Учебная, справочная литература и статьи из периодических изданий
6. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. – М.: «КноРус», 2019. – 212 с.
7. Аскерова Н.Р. К вопросу о необходимости совершенствования деятельности органов государственной власти в области социальной защиты населения // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. – 2021. – С. 137-139
8. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. - М.: «КноРус», 2018. – 343 с.
9. Басов Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2020. - № 4. – С. 143-149
10. Беззубко Л.В. Социальная защита пенсионеров в условиях социального государства // Вестник УГЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2021. - № 2(12). – С. 12-18
11. Гончарова Л. Помощь инвалидам – комплексная // Социальное обеспечение. – 2021. - № 12. - С.33-36.
12. Ефремов А.Ю., Кобзарев Д.И. Психологические особенности общения с пожилыми людьми и инвалидами // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2020. – С. 63-65
13. Измалкова В.В., Комов В.Э. Направления совершенствования деятельности государственных органов управления по социальной защите населения Российской Федерации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2020. - № 2(7). - С. 56-59
14. Косенко О.А. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России// Отечественный журнал социальной работы. – 2019. - № 4. – С. 50-65
15. Мичович П.Н. Новая модель государственной социальной политики Российской Федерации // Уровень жизни регионов России. – 2019. - № 4(202). – С. 85-100
16. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. - М.: «Академия», 2019. – 442 с.
17. Овчаренко С.А., Джуринская Л.Ф., Колосова Г.В. Социально-правовые основы социальной защиты населения // В сборнике: Экономика, право, организация и управление в социальной работе. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург. – 2021. – С. 7-19
18. Радченко С.В. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста // Экономические науки. – 2019. - №7 (282). – С. 24-34
19. Сабанов З.М. Организационно-методические аспекты социально-экономической помощи инвалидам // В сборнике: Новое слово науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2020. – С. 61-66
20. Сабанов З.М. Экономические аспекты социальной защиты инвалидов // Успехи современной науки и образования. – 2021. – Т.2. - № 3. – С. 164-166.
21. Сергиенко Л.В. Вопросы совершенствования институциональных основ социальной защиты инвалидов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2022. - № 44. – С. 42-52
22. Холостова Е. Э. Социальная работа с инвалидами. - М.: «Дашков и Ко», 2020. – 434 с.
23. Холостова Е.И. Сущность политики социальной защиты уязвимых групп населения // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. - № 3. – С. 99-101
24. Шабаева О.А. Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов и малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации (опыт регионального кодифицированного регулирования) // Вестник Института законодательства правовой информации им. М.М. Сперанского. – 2022. - № 3(34). – С. 9-19
25. Шляфер С.И. Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации // Медицина. – 2019. – Т.5. - № 3(19). – С. 8-22