Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Долгосрочное планирование действий организации, ориентированное на достижение стратегических целей, способно обеспечить компании устойчивый успех и дальнейшее развитие.
Миссия любой организации – это ее социальное предназначение, то есть то, чего общество ждет от функционирования данной организации, а ждет оно удовлетворения каких-либо своих потребностей.
Во многих компаниях разрабатываются официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании. Однако, кроме этой внешней цели, у любой организации имеется внутренняя цель – это то, что члены данной организации хотят получить для себя в результате своей деятельности . Для любой организации она заключается, как минимум, в обеспечении своего выживания, а как максимум – в повышении собственного благосостояния. Это предполагает стремление коммерческой организации к увеличению получаемой прибыли, а некоммерческой – к увеличению своих доходов либо за счет усиления дозволенной коммерческой деятельности, либо же за счет усилий по наращиванию объема финансирования со стороны государства, меценатов и иных благотворителей. Заблуждение в определении миссии и внутренней цели ведет к путанице, как в теории, так и в практике менеджмента.
Целью данной работы является рассмотрение роли миссии организации как фактора устойчивого развития.
Задачи данной работы:
- исследовать понятие «миссия организации»;
- рассмотреть стратегические цели и миссия как фактор их достижения;
- описать особенности миссии в соответствии с развитием компании «Аpple»;
- спрогнозировать рекомендации выстраивания будущей стратегии компании.
Объектом курсовой работы является понятие миссии компании и роли в устойчивом развитии.
Предметом курсовой работы является миссия компании Эппл.
В данной курсовой работе использовались такие методы обработки информации как системный анализ, синтез, сравнение.
Теоретическую основу курсовой работы составили учебные пособия, статьи и литература по стратегическому менеджменту и таких экономистов:
Кожевина О. , Лапыгин Ю.Н. , Советкин Я. Д. , Фомичев А. Н. и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Сущность миссии и ее роль в устойчивом развитии организации
1.1 Определение и характеристики миссии в развитии организации
Стратегия - это общий долгосрочный план действий, направленный на достижение какой-то грандиозной цели, включает в себя тактику. Стратегия экономического развития России, к примеру, предполагает формирование условий для устойчивого роста экономик России, превышающего среднемировой уровень. Основа такого роста – развитие человеческого капитала, улучшение привлекательности государства для внутренних и внешних инвесторов .
Слово «стратегия» имеет несколько воинственный оттенок, что не всегда отвечает духу переговоров, особенно если они ориентированы на сотрудничество.
Функции стратегии:
- конкретизация целей компании в обстоятельствах ситуации рынка;
- определение средств достижения данных целей;
- дифференциация общей цели на подцели;
- создание планов и программ для достижения целей.
Стратегия выбирается исходя из ситуации. Но выделяют подходы в выборе стратегии, конкретные рамки стратегии.
Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования фирмы:
1) прекращение определенного бизнеса;
2) продолжение определенного бизнеса;
3) переход в определенный бизнес.
При этом фирма вырабатывает стратегию в следующих основных областях:
1) Лидерство в минимизации издержек производства;
2) специализация в производстве продукции;
3) фиксация определенного сегмента рынка.
Существует несколько групп эталонных стратегий развития бизнеса.
К первой группе относятся стратегии концентрированного роста,
ко второй - стратегии интегрированного роста,
к третьей стратегии диверсифицированного роста,
к четвертой - стратегии сокращения.
Стратегический менеджмент тесно связан с понятиями: миссия и стратегическая цель. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.
При самом обобщенном и при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия .
Существует широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации.
Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.
В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других ей подобных .
Миссия должна содержать ответы на следующие вопросы:
– что организация делает, чем отличается от других, делающих это?
– какую пользу имеет потребитель продукта?
– что поддерживает и ведет по жизни бизнес организации?
– кто является потребителем и что он ждет от организации?
Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать шесть моментов:
1) провозглашение ценностей и убеждений;
2) продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить;
3) рынок, на котором организация позиционируется;
4) способы выхода на рынок;
5) ключевые технологии, которые будут использоваться;
6) стратегические принципы развития.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, т. к. в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены основные усилия, и какие ценности при этом будут приобретенными. Миссия должна включать следующие моменты и характеристики организации:
1) целевые ориентиры – то, чего организация хочет достичь;
2) сфера деятельности (продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить; рынок, на котором организация позиционируется; способы выхода на рынок);
3) философия организации – провозглашение ценностей и убеждений, принятых в организации;
4) возможности и способы осуществления деятельности (технологии, которые будут использоваться и стратегические принципы развития) .
В обобщенной форме сущность миссии представлена на рис. 1
Рис. 1. Миссия организации
Рисунок 1 – Сущность миссии организации
Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования .
Основными группами субъектов, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются следующие:
- акционеры (собственники) организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию;
- персонал – сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продуктов и услуг, привлечение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
- покупатели (клиенты) организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще – деньги) в обмен на продукты или услуги, предлагаемые им организацией, и удовлетворяющие с помощью этих продуктов (услуг) свои потребности;
- деловые партнеры организации, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
- местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации, а также общество в целом, в первую очередь в лице государственных (муниципальных) институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация . Миссия организации в той или иной мере должна отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Наиболее сильное, даже определяющее, влияние на миссию любой организации оказывают интересы собственников, сотрудников и заказчиков (покупателей). Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило сочетание интересов этих трех групп людей .
1.2 Стратегические цели и миссия как фактор их достижения
Иногда процесс формулирования миссии и целей идет параллельно. Формулирование стратегических целей называют еще целеполаганием.
С одной стороны, стратегические цели представляют собой направления, в которых должна осуществляться деятельность предприятия. Это – качественная характеристика целей. С другой стороны, цель должна определять желаемое состояние системы, которое необходимо достичь через определенный промежуток времени, необходимый для получения определенной количественной оценки.
Помимо данной точки зрения, целеполагание имеет множественную интерпретацию в отечественной и зарубежной литературе по стратегическому управлению. Одни исследователи отдают предпочтение качественным характеристикам целеполагания, другие, напротив, считают, что только количественные показатели могут характеризовать цель.
Происходит это из-за разного понимания цели как направления развития (качественная характеристика) и желаемого состояния системы (количественная оценка). В первом случае речь идет, о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя, во втором, например, о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках. Наиболее часто употребляемо понимание стратегической цели как планируемого результата. Стратегические цели предприятия – это конкретные конечные состояния системы или желаемый результат, которого стремится достичь предприятия. Основной вопрос, на который отвечают стратегические цели: Чего мы хотим достичь?
На рис. 2 показана схема достижения стратегических целей.
Рисунок 2 - Схема достижения стратегических целей
Предприятие не может быть сосредоточено на единственной цели, а должно определить несколько наиболее значительных ориентиров действий . Выделяют восемь элементов, в рамках которых организация определяет свои цели.
1. Положение на рынке. Здесь фирма определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.
2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса: производство новых товаров, внедрение на новые рынки, применение новых технологий, использование новых методов организации производства.
3. Производительность. Более продуктивной является та организация, которая для производства данного количества продуктов затрачивает меньше экономических ресурсов.
4. Ресурсы. Сравнивается наличный уровень ресурсов с необходимым и определяется будущая потребность в них.
5. Доходность (прибыльность). Цели, связанные с доходностью, обычно указывают ее необходимый количественный уровень.
6. Управленческие аспекты. Выражены в качестве управления, шкале персональных достижений менеджеров, работающих в организации.
7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых на фирме.
8. Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Сегодня общепризнано, что бизнес должен соответствовать общепринятым общественным ценностям, обеспечивая общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем и т.д.
Специалисты по планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели, а если точнее – прибыль, показатели доходности. Опрос, проведенный в 193 компаниях различных отраслей американской экономики, подтвердил первостепенное значение прибыли как цели деятельности фирмы.
Стратегические цели отражают концепцию развития компании и включают следующие ранжированные по приоритетности цели:
1) обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень качества продукции;
2) обеспечение устойчивости положения компании как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; кадровая политика;
3) разработка новых направлений развития, новых видов деятельности, разработку новых продуктов; развитие информационных систем.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алутис А., Какова цель существования Вашей компании? // Управление персоналом. — 2020. — № 24 (580). — С. 59-60.
2) Брикошина И. С., Развитие процессов и практики управления реализацией проектов и программ: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 2. — С. 26-32
3) Бухориев С. М., Стратегическое планирование и стратегический управленческий учет как фактор обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий в условиях мирового кризиса // Экономический анализ: теория и практика. — 2020. — Т. 19, вып. 1. — С. 165-172.
4) Гашко Дмитрий Валерьевич Понятие инноваций в современной экономической теории // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-innovatsiy-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-teorii (дата обращения: 07.09.2022)
5) Горюнов Г. В., Сбалансированная система показателей - инструмент повышения рентабельности компании // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 9. — С. 42-47 :
6) Григорян Е. С., Производственная стратегия предприятия. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 374 с.
7) Дарякин А. А., Подходы к стратегическому управлению в условиях развития нового технологического уклада. — рис., табл. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 6. — С. 16-23.
8) Джобс С., Стив Джобс о бизнесе: 250 высказываний человека, изменившего мир. — Москва : ООО "Альпина Паблишер", 2016.
9) Елистратов Е. С., Изменение финансовой стратегии компании в условиях цифровизации экономики // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 115-119
10) Ершова Н.А., Финансово-инвестиционная стратегия. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2021. — 196 с.
11) Исмагилов Р. Х., Диагностика системы управления предприятием на основе совокупности прямых и косвенных признаков // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 2. — С. 33-39
12) Кожевина О., Трансформация бизнес-моделей в контексте устойчивого развития // Экономист. — 2020. — № 6. — С. 28-36.
13) Кузьмина О., Мы работаем, чтобы наши клиенты добивались успеха // Управление персоналом. — 2020. — № 35 (591). — С. 35-36
14) Лапыгин Ю.Н., Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 208 с.
15) Молоканов М., "Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников – это настойчивость" // Управление персоналом. — 2020. — № 15 (571). — С. 50-60
16) Назаров А. И., Кросс-функциональные границы и проблемы повышения эффективности управления компаниями // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 12. — С. 6-10
17) Папанова Н. Е., Операционное управление персоналом и подразделением компании // Кадры предприятия. — 2020. — № 5. — С. 46-66
18) Советкин Я. Д., Управленческие инновации: подход к определению и классификации // Вестник Санкт-Петербургского университета, Менеджмент. — 2020. — Т. 19, вып. 4. — С. 492-519.
19) Фомичев А. Н., Стратегический менеджмент. — Москва : Дашков и К, 2021. — 468 с.
20) Чуваева А. И., Повышение эффективности деятельности организации посредством бизнес-планирования // Менеджмент в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 68-75