Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обеспечение национальной экономической безопасности с целью единения и совершенствования государственных отношений с каждым днем приобретают все большую популярность и актуальность. Исследования в области социально-экономической сферы выявляют возможные причины появления угроз экономической безопасности страны и показывают, что в своей основе угрозы экономической безопасности кроются на уровне регионов. Можно сделать вывод, что обеспечение региональной экономической безопасности, также как безопасности всей страны в целом, является наиболее важным национальным приоритетом.
Государству необходим определенный рычаг управления, особая функция для полноценной защиты экономической безопасности. Данная необходимость была вызвана стремительным развитием рыночной экономики, в которой действующие элементы цепи управления не могут способствовать развитию экономики страны. В данной системе национальные интересы являются основой для хозяйствующих субъектов и не могут противоречить экономическим интересам общества, но в современном мире они могут пересекаться и быть базовой формой для формирования структуры экономической безопасности [25, с. 58]. Только лишь федеральный уровень руководства страны может обеспечить достойную национальную защиту. Но не стоит забывать о местных или локальных угрозах в обычной жизни населения, которые в совокупности влияют на экономическую ситуацию в регионах и в итоге, которые будут влиять на безопасность всей страны.
К объектам экономической безопасности региона можно отнести население субъекта Федерации, непосредственно его территорию, а также все, что на этой территории (участке земной поверхности, имеющем пространственные границы и рассматривающийся как определенная область человеческой жизнедеятельности) относится к экономике. Для оценки эффективности экономической безопасности существуют разные методики и системы показателей. Но существующие показатели скорее ориентированы на уровень федеральной власти. Вследствие этого возникает необходимость в использовании специфических особенностей проблем регионов, которые стремятся к единому аппарату для эффективной экономической безопасности региона. В данном случае были разработаны специализированные системы критериев, которые способны оценить значимость и специфику конкретных территорий.
Глава 1. Экономическая безопасность и инновационно-инвестиционная политика: теоретические аспекты
1.1. Экономическая безопасность региона: понятие, сущность, специфика. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности
Для полноценного существования каждой ячейки общества, будь то человек, компания или целое государство, необходима безопасность. Ее обеспечение является одним из самых базовых факторов для стабильной жизни общества. Одним из основных элементов обеспечения безопасности является формирование экономической безопасности, как на уровне региона, так и страны в целом. Экономическая безопасность позволяет добиться оптимизации расходования имеющихся ресурсов на производство материальных и нематериальных благ. Чтобы обеспечить экономическую безопасность необходимо проводить мониторинг текущей ситуации для выявления новых возможностей и угроз безопасности региона и страны. Также необходим комплексный глубокий анализ самой экономической безопасности с дальнейшей разработкой мер по ее эффективному обеспечению. Данный анализ необходим и особенно актуален в нынешнем положении дел Российской федерации и ее обеспечении экономической безопасности регионов [18, с. 72].
Для того, чтобы подробнее разобраться со значением экономической безопасности для страны и регионов, нужно пояснить сам термин «экономическая безопасность». Итак, безопасность в контексте экономики – это некое положение защищенности интересов государства от внутренних и внешних угроз. Также ее можно обозначить как, способность предвидеть и противостоять вредоносным действиям. Сама экономическая безопасность может рассматриваться по - разному. После исследования экономической безопасности разными отечественными и зарубежными авторами, мы решили остановиться на мнении такого автора, как П. Я. Бакланов, который считает, что экономическая безопасность связана с определением конкурентоспособности. Он характеризует ее как основной фактор развития внутри государства и региона, как необходимый элемент устойчивого развития общества. Но, исходя из трудов П. Я. Бакланова, становится понятно, что термин экономическая безопасность входит в понятие устойчивое развитие [5, с. 11].
Обе концепции часто используются в определениях друг друга: «экономическая безопасность» означает «устойчивое развитие» и наоборот. Действительно, существует связь между конкурентоспособностью и экономической безопасностью региона и его устойчивым развитием. Понимание связи дает более полную картину логики сегодняшнего и завтрашнего развития российских регионов и позволяет нам увидеть слабые стороны и возможности их дальнейшего развития.
1.2 Процесс обеспечения экономической безопасности на региональном уровне
Безопасность региональных экономических систем является необходимым условием устойчивого развития экономики региона. Кроме того, региональная экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной экономической безопасности. В настоящее время уровень экономической безопасности разных российских регионов существенно различается, что негативно сказывается на экономической безопасности страны. Эта проблема вызывает озабоченность федеральных и региональных властей, а также является областью научных исследований.
Ввиду того, что существует много различных факторов, влияющих на экономическую безопасность и ее многоуровневую систему, имеется большое число разных показателей, описывающих безопасность, и подходов к их созданию. Отсутствие систематизации имеющихся показателей усложняет решение этой проблемы.
Ключевым вопросом, решение которого зависит от эффективности разработанных мер по предотвращению угроз и оценке ущерба от их воздействия, является определение пороговых значений экономической безопасности региона, которые можно назвать реакцией на воздействие различных факторов риска. Важным условием является соответствие составляющих экономических порогов безопасности параметрическому перечню регионов, отражающему национальные интересы России в целом. Состав этих порогов не должен совпадать с общим списком, поскольку экономика каждого отдельного региона имеет свои специфические характеристики, которые должны быть указаны в списке, и числовые характеристики пороговых значений экономической безопасности. Основой системы порогов экономической безопасности региона являются базовые положения, содержащиеся в государственной стратегии экономической безопасности, разработанной и утвержденной регионами по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. В то же время нахождение всего набора показателей в допустимых пределах и соблюдение условий достижения определенных показателей не в ущерб другим обеспечивает высочайшую степень безопасности [29, с. 75].
Следует выделить показатели, с помощью которых можно оценить экономическую безопасность. Это показатели: экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.); характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны; характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность); качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).
Причины складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Решению многих социально-экономических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Поэтому дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества зависит от четкой региональной политики государства.
Учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики. С другой – свести к минимуму риск возникновения угроз экономической безопасности в регионах и обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие политической, социальной, экологической обстановки и процесса воспроизводства в каждом субъекте федерации. Это предполагает комплекс мер, учитывающих экономико-географические, социально-экономические, социально-культурные, исторические и другие особенности каждого отдельного региона страны.
Глава 2 Экономическая безопасность и инновационные кластеры Сибирского федерального округа России
2.1 Состояние экономической безопасности Сибирского федерального округа России
СФО был образован в соответствие с указом Президента РФ от 13 мая 2000 года [30]. В состав округа входят: 3 республики, 2 края, 5 областей. СФО занимает значительную по размерам территорию площадью 4361,8 тыс.
Км2 (25,5% территории России), на которой проживает более 17 млн. человек.
Разработка методических положений по оценке экономической безопасности региональной системы является актуальной с точки зрения необходимости принятия эффективных управленческих решений по своевременному обнаружению и ликвидации возможных опасностей и угроз, снижению рисков экономической безопасности в регионах.
Методика разработана на основе методологии SADT (Structured Analysisand Design Technique) – самой востребованной методологии структурного анализа и проектирования систем. Данная методика предусматривает постановку главной задачи оценки и ее последующую декомпозицию на более конкретные задачи для реализации поставленных целей.
Предложенный в работе подход основывается на проведении комплексного анализа четырех ключевых детерминант уровня экономической безопасности региона: ресурсный потенциал региона; производственный и научно-технологический потенциал региона; уровень достигнутых результатов (показателей) экономического развития региона; состояние институциональной, нормативно-правовой и социальной среды в регионе.
Исходя из этого, уровень экономической безопасности в регионе предложено оценивать по четырем группам критериев:
ресурсный критерий;
процессный критерий
результативный критерий;
средовой критерий.
Для реализации предлагаемого методического подхода к оценке уровня экономической безопасности региона в рамках каждого критерия А. В. Толочко была разработана система показателей для оценки уровня экономической безопасности региона. Составленный А. В. Толочко [28] перечень показателей экономической безопасности включает четыре группы показателей, отвечающих ресурсному, процессному, результативному и средовому критериям, и является исчерпывающим для регионов.
В таблице 1 представлен рейтинг субъектов СФО по интегральному показателю экономической безопасности. Следует отметить, что в каждом субъекте Российской Федерации используются свои пороговые значения по основным показателям экономической безопасности. Поэтому предложено в процессе анализа осуществлять сопоставление ключевых показателей экономической безопасности с их пороговыми значениями, то есть с «предельными социально-экономическими показателями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Авдийский В.И., Теневая экономика и экономическая безопасность государства [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 538 с.
2) Алтайский биофармацевтический кластер//http://altaybio.ru/ (дата обращения 12.09.2022)
3) Алтайский полимерный композитный кластер//https://apkk22.ru/ (дата обращения 12.09.2022)
4) Андреева Т.А., Астанина Л.А. Характеристика инновационных кластеров Сибирского федерального округа России//Экономические отношения, 2019. № 4. С. 2980-2990.
5) Бакланов П. Я., Представления о территориальных социально - экономических структурах. В кн. Геосистемы ДВ России на рубеже XX и XXI веков. Т. III, Территориальные социально-экономические структуры, Владивосток, Дальнаука, 2020, с. 11-35.
6) Богунов Л. А., Стратегия системогенеза знания в управлении экономической безопасностью социально-экономической системы // Экономические стратегии. — 2020. — № 1. — С. 136-143
7) Гнездилов Ю. В., Потребительский рынок и преступления на потребительском рынке как факторы экономической безопасности: понятия и классификация // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 1. — С. 54-57.
8) Данилов И.П., Михайлова С.Ю., Никитин В.В. Конкурентоспособность и безопасность экономики России – элементы системного единства // Вестник ЧГУ . 2020. №4. // http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-i-bezopasnostekonomiki-rossii-elementy-sistemnogo-edinstva1 (дата обращения 12.09.2022)
9) Иванченко А. В., Организация инновационного и цифрового взаимодействия малого и среднего бизнеса, науки и государства на основе кластерного подхода // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18, вып. 11. — С. 2089-2090
10) Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области// https://cluster-nso.ru/?clusters=klaster-informatsionnyih-i-biofarmatsevticheskih-tehnologiy (дата обращения 12.09.2022)
11) Кластер Smart Technologies Tomsk// http://innoclusters.ru/klastery-tomskoy-oblasti/biofarmacjevtichjeskij-klastjer/ (дата обращения 12.09.2022)
12) Кластер «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» Томской области// http://www.fmt.innoclusters.ru/ (дата обращения 12.09.2022)
13) Кластер «Сибирский наукополис»//https://icnso.ru/about.html (дата обращения 12.09.2022)
14) Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск// https://map.cluster.hse.ru/cluster/80 (дата обращения 12.09.2022)
15) Кожевников Р.А., Экономическая безопасность. — Москва : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», 2018. — 43 с.
16) Комплексная переработка угля и техногенных отходов//https://moibiz42.ru/departments/centr-klasternogo-razvitiya/kompleksnaya-pererabotka-uglya-i-tehnogennyh-othodov/ (дата обращения 12.09.2022)
17) Копеин В.В., Филимонова Е.А. Региональный фактор в системе экономической безопасности // Российское предпринимательство. 2019. (260). С. 13 – 25.
18) Кошкарова Е. И., Технологии на страже экономической безопасности // Банковское дело. — 2020. — № 5 (315). — С. 72-74
19) Красноярский кластер «Технополис «Енисей»// https://csr-nw.ru/publications/detail.php?ID=968 (дата обращения 12.09.2022)
20) Куценко Е. И., Нейросетевое моделирование состояния транспортно-логистической инфраструктуры зарубежных стран и Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 1. — С. 29-35
21) Марабаева Л. В., Вариантный прогноз развития территориальных инновационных кластеров РФ на основе проектного подхода // Инновации. — 2020. — № 1. — С. 86-90
22) Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113283/ (дата обращения 12.09.2022)
23) Морунов подходы к определению сущности экономической безопасности // Вестник экономики, права и социологии. – 2019. - № 4. С. 55-57 с.
24) Овчинников, А.И. Основы национальной безопасности : учебное пособие / А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 10 – 12.
25) Палкина Е. С., Анализ результативности формирования инновационной экономики в России // Инновации. — 2020. — № 1. — С. 58-65
26) Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
27) Родионов А.В., Экономическая безопасность инновационного развития регионов и отраслей промышленного производства: Монография. — Рязань : Академия ФСИН России, 2019. — 162 с.
28) Толочко А. В. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА// АВТОРЕФЕРАТ диссертации. – Томск, 2020// https://science.volgatech.net/upload/documents/defence-of-theses/avtoreferat_Tolochko.pdf?ysclid=l7yu8gsqgz644098262 (дата обращения 12.09.2022)
29) Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
30) Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 04.02.2021) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23329/ (дата обращения 12.09.2022)