Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие досуга. Его виды, формы и структура 6
1.2. Клубные формирования как форма организации досуга населения 12
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО КЛУБА «НЕПОКОРЁННЫХ» 19
2.1. История и структура клуба 19
2.2. Направления деятельности и проекты 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе досуг играет весьма важную роль в жизнедеятельности общества. Он во многом определяет наполненность и осмысленность жизни современного человека. От качества и полезности занятий в свободное время зависит личностное развитие человека, полнота его включения в общественную и культурную жизнь.
Досуг как социальный, культурный и психологический феномен, связан с целым рядом потребностей. В частности, занятие в свободное время творчеством и участие в культурных мероприятиях помогает реализации социальных и духовных потребностей, относящихся в «пирамиде потребностей» А. Маслоу к верхним уровням. В ходе досуговых мероприятий возможна не только реализация различных индивидуальных способностей, но и создание и расширение социальных связей.
Организация занятий в свободное время помогает предотвращению деструктивных социальных явлений, профилактике дивиантного поведения. Люди, имеющие возможность заполнения свободного времени занятиями, соответствующими их интересам, задаткам и способностям, с меньшей вероятностью будут склонны к асоциальным поведенческим проявлениям, в частности, злоупотреблению алкоголем, наркомании и правонарушениям. В кризисном обществе, которым является современное российское, обозначенные проблемы имеют особую остроту.
На сегодняшний день организация досуга населения является важной общественной задачей. Ввиду сложности современных социальных структур, для этого требуется не только инициатива самих индивидов и малых групп, но и наличие соответствующих организаций. Другими словами, требуется институционализация данного процесса. Большую роль здесь играют клубные формирования, позволяющие реализовать потребности населения в интересном времяпрепровождении, приносящим пользу на индивидуальном и общественном уровне.
Клубные формирования не только могут предоставлять своим участникам площадку для занятий той или иной деятельностью, способствуя из личностному росту и удовлетворению духовных потребностей, но и создавать сообщества из людей с близкими интересами. В случае с пожилыми людьми роль клубных формирований и объединений состоит во включении их в общественную жизнь, помощь в сохранении здоровья, социальной и физической активности. В случае с подростками и молодежью одна из главных задач таких организаций и объединений состоит отвлечении своих участников от деструктивного поведения, направлении их энергии в полезное для них самих и для общества русло. Необходимо, чтобы они (формирования) были тем местом, в которых участвующим в них молодым людям будет показана альтернатива вредным и негативным формам досуга. Таким образом, клубные формирования должны привлекать своих участников к различного рода творчеству, формировать тягу к здоровому образу жизни и т.п.
В данной сфере в настоящее время существует ряд трудностей и проблем. в частности, наблюдается недостаточное внимание и излишне формальное отношение к вопросу со стороны государства. Несмотря на это, выработан комплекс практических решений, создан ряд досуговых учреждений и клубных формирований.
Вопрос деятельности клубных формирований в организации досуга населения в данной работе будет проанализирован на примере подростково-молодежного клуба «Непокорённых», расположенного в г. Санкт-Петербурге и работающего на базе СПб ГБУ «Подростково-молодежный центр «Калининский». Будет рассмотрена его история и структура, проанализирована деятельность и реализуемые проекты.
Объект исследования – досуг как социокультурный феномен.
Предмет – роль клубных формирований в организации досуга населения.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать, какую роль клубные формирования играют и могут играть в организации культурного, образовательного, спортивного и иного досуга населения.
Цель работы определила ее задачи:
1. Дать определение понятию досуга, рассмотреть его виды, формы и структуру.
2. Рассмотреть клубные формирования как форму организации досуга населения.
3. Изучить историю и структуру подростково-молодежного клуба «Непокорённых».
4. Проанализировать его направления деятельности и проекты.
Структура работы определена ее целями и задачами. Она включает в себя введение, 2 главы, содержащие 2 параграфа каждая, заключение и список использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 55594-2013 Услуги населению. Услуги по обучению населения на курсах и в кружках. Общие требования. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200105565 (дата обращения: 15.09.2022).
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
3. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2010. – 792 с.
4. Богданова Е.В. Клубные формы работы с подростками в дополнительном образовании // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей / под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. – М.: МПГУ, 2018. – С. 57–71.
5. Васильковская М.И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 38. – С. 152–158.
6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – 232 с.
7. Грушецкая И.Н. Типология современных технологий организации досуга молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – № 4. – С. 282–283.
8. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. – Л.: Ленинградский гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1979. – 347 с.
9. Каменец A.B. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АПРИКТ, 2004. – 34 с.
10. Каменец A.B. Основы культурной политики: учебное пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 180 с.
11. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
12. Коган Л.Н. Рабочая молодежь: Труд, учеба, досуг: Социологический очерк. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. – 126 с.
13. Колесов И.В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21. – вып. 9 (161). – С. 72–78.
14. Комиссарова С.А. Социально-культурная сущность клубных учреждений // Вестник славянских культур. – 2008. – №3—4. – С. 159—166.
15. Кульсеева Т.Г. Роль социальных клубов в развитии сферы жизнеобеспечения региона // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2015. – № 3. – С. 244—248.
16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – 3-е изд. – М.: Питер, 2011. – 351 с.
17. Орлов Г.П. Свободное время и личность. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. – 175 с.
18. Поладов Н., Джоракулыев К., Хошгелдиев Н. Клубные объединения как форма воспитания социальной активности старшеклассников // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 170–173.
19. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Л.: Лениздат, 1977. – 207 с.
20. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – 297 с.
21. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. - СПб.: С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1998. – 222 с.
22. Суходолова, Е.П., Березина О.Н. Роль клубных формирований в организации досуга населения (на примере Коробовского Дома культуры) // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 31 марта 2021 года. – Чебоксары: Плакат, 2021. – С. 134—139.
23. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учебное пособие для вузов искусств и культуры. – М.: МГУКИ, 2003. – 250 с.
24. Ярошевич Т.М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 299—304.
25. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2013. – 456 с.
26. Непокорённых – Подростково-молодёжный центр «Калининский». – URL: http://pmc-kalininsky.spb.ru/kluby/nepokoryonnyx/ (дата обращения: 16.09.2022).