Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки.
Субъективное благополучие в свою очередь является одной из ключевых проблем психологии личности. Это обусловлено тем, что от субъективного благополучия зависит качество жизни, успешность, способность быстро и эффективно приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим в жизни человека.
На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека и различные факторы его жизни. Немалое значение играет возрастной аспект.
Особое внимание в изучении субъективного благополучия следует уделить подростковому возрасту, как самому трудному и сложному из всех детских возрастов. В столь непростом жизненном периоде для ребенка существуют определенные составляющие, влияющие на ощущение субъективного счастья, которые имеют различия с благополучием других возрастных категорий.
Как известно данный этап жизни представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. В это время происходит развитие личности, ее второе рождение. Следует отметить, что именно подростковый период является периодом выстраивания новых отношений с окружающим миром и самим собой, и, одновременно уязвимым периодом для воздействия негативных факторов, влияющих на формирование взаимоотношения с действительностью. Подростковый возраст ещё называют возрастом повышенной эмоциональности, нередко он сопровождается депрессией и суицидальными наклонностями, причиной которых не редко становится ощущение неблагополучия.
Исследование проблемы субъективного благополучия подростков позволит определить содержание психологической помощи и психолого-педагогических мероприятий, направленных на поддержание или повышение уровня субъективного благополучия подростков.
Физическое и психологическое благополучие подростков является необходимым условием сохранения их здоровья, достижения высоких результатов обучения, воспитания и развития.
Поэтому изучение субъективного благополучия подростков представляется важной и актуальной проблемой.
Объект исследования: школьники.
Предмет исследования: субъективное благополучие подростков.
Цель исследования: изучить связь субъективного благополучия и самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза: существует связь субъективного благополучия и самооценки в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
2. Провести теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности
3. Провести исследование связи субъективного благополучия и самооценки в подростковом возрасте
Методологической основой исследования выступает совокупность теорий деятельности и теории активности субъекта при взаимодействии со средой (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Знаков, Е.И.Исаев, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.И.Панов, А.В.Петровский; С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, М.Г.Ярошевский)
Теоретическую основу исследования составили философские, культурологические, педагогические и психологические воззрения отечественных и зарубежных ученых:
- научные положения о развитии личности подростка (М.Ю.Кондратьев, И.Ю.Кулагина; Л. Ф.Обухова, К.Н.Поливанова, А.М.Прихожан, Д.И.Фельдштейн,);
- теоретико-методологическое направление зарубежных и отечественных авторов, связанное с изучением проблемы субъективного благополучия (Р.М. Шамионов, Л.В.Куликов, N.Bradburn, S.Carlisle, E.Diener, Р.'Hanlon, V.Morrow, B.Mayall, C.D.Ryff, D.Shek)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, социологической, культурологической, философской литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
-методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан),
-шкала субъективного благополучия (М.В. Соколова)
-шкала психологического благополучия К. Рифф
3. Метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты уточняют содержание работы практического психолога образования по сопровождению субъектов образовательной среды, обладающих разным уровнем и структурой субъективного благополучия. .
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: обеспечивается выбранными методологическими предпосылками и теоретическим базисом исследования, опорой на достижения современной возрастной, педагогической психологи, использованием комплекса надежных и апробированных методов и методик.
Новизна исследования: Выявлено, что субъективное благополучие может быть раскрыто через характеристику когнитивных и эмоционально-личностных характеристик личности, имеющих отношение к восприятию и оценке окружающей среды и самого себя. Активность субъекта является ключевым компонентом субъективного благополучия.
Фактологическая база исследования: Исследование проводилось на базе МАУ «КЦСОН» Милосердие. В исследовании принимали участие 30 подростков из социально-неблагополучных семей Абатского района.
Квалификационную выборку составили 30 подростков 12-16 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по каждой главе, списков литературы и публикаций автора, приложений.
Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблемам субъективного благополучия и самооценки в подростковом возрасте
1.1. Феномен субъективного благополучия в психолого-педагогической литературе
В отличие от социологии, в психологии большее внимание уделяется внутренним оценкам и переживаниям благополучия, чем внешним критериям успешности жизнедеятельности и благосостояния, уровню и качеству жизни. На сегодняшний день существует достаточно много понятий, в которых отражаются аспекты благополучия с субъективной точки зрения и даже разные трактовки одних и тех же понятий, имеются и попытки объединения конструктов в единую модель субъективного благополучия.
Справедливости ради стоит отметить, что и социологи, и психологи в поисках индикаторов и факторов благополучия человека, рассматривают соотношение внутренних и внешних показателей благополучия. Так, социологи признают важность субъективных оценок населением качества жизни, проводят опросы уровня счастья и удовлетворенности жизнью, ввиду нужности таких оценок для формирования общественной политики (Беляева Л.А., 2009; Смолева Е.О., Морев М.В., 2016).
Объяснения тому факту, что повышение в среднем уровня дохода не вызывает одновременное повышение уровня удовлетворенности и счастья людей, психологи ищут во внутреннем мире человека. Исследователи подчеркивают важность ведущих жизненных смыслов, качества межличностных отношений, уровня притязаний, оптимизма и других личностных характеристик для субъективного благополучия человека (Аргайл М., 2013; Селигман, 2006, 2013; Джидарьян И.А., 2013; Куликов Л.В., 2014; Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., 2016; Шамионов Р.М., 2008; и др.).
Феномен субъективного благополучия связан с субъективным отношением личности к себе и событиям жизни, удовлетворения и возможностями удовлетворения потребностей (Шамионов Р.М., 2008). Субъективное благополучие составляют два основных компонента: когнитивный – удовлетворенность жизнью в целом, и эмоциональный – превалирование позитивных эмоций над негативными эмоциями. Эти компоненты упоминаются в работах тех психологов, которые первыми начали исследовать данный феномен (Bradburn N.M., 1969; Diener Е., 1984). В дальнейшем Брэдбурн пришел к заключению, что положительные и отрицательные эмоции почти не зависят друг от друга и, следовательно, рассматривать их нужно отдельно друг от друга.
Аффективную составляющую субъективного благополучия: переживания радости, печали, гнева, эмоциональные состояния и настроения, то, что делает жизнь приятной или неприятной, можно назвать эмоциональным благополучием. Эмоции связаны с многообразным повседневным опытом и могут быть скоротечными, но в качестве компонента субъективного благополучия рассматриваются достаточно устойчивые во времени эмоциональные состояния. [8, с. 153]
Удовлетворенность жизнью определяется суждениями человека о своей жизни и отражает когнитивную оценку. Удовлетворенность жизнью предполагает глобальную оценку своей реальной жизни через призму личных стандартов «хорошей жизни» (Diener E., 1984; Diener E., et al, 1999). Человек будет в том случае удовлетворен, когда почти отсутствует разрыв между реальным положением дел и идеальными представлениями. Существенный разрыв между реальностью и идеалом приводит к неудовлетворенности. Оценка также может исходить из сравнения себя с другими людьми (Аргайл М., 2003; Бонивелл И., 2009).
На сегодняшний день данная структура субъективного благополучия считается общепризнанной, но иногда ее видоизменяют, вносят в нее дополнения. Так, Л.В. Куликов (2000) видит содержанием когнитивного компонента не столько целостную оценку своей жизни вообще, сколько суммарную оценку, складывающуюся из оценки разных аспектов жизни. Тогда эмоциональные компонент – это доминирующая эмоциональная окраска отношения к этим аспектам жизни.
И.А. Джидарьян и Е.В. Антонова, так же разделяя субъективное благополучие на эмоциональную и когнитивную составляющую, пишут о рефлекторном ядре и эмоциональном фоне. По мнению авторов, рефлекторное ядро составляют когнитивные процессы: мысли человека о собственной жизни и оценочные суждения, а эмоции образуют эмоциональный фон (Джидарьян И.А., Антонова Е.В., 1995; Джидарьян И.А., 2013).
В 2011 году М. Селигман (Seligman М., 2011) предложил еще один взгляд на субъективное благополучие, рассмотрев его как совокупность позитивных эмоций (P), вовлеченности в деятельность (E), позитивных отношений с другими (R), смысла или осмысленности (M), а также достижений (A) – модель PERMA.
Близким к понятию субъективного благополучия является понятие счастья. В некоторых работах они рассматриваются как синонимичные, а в других подчеркивается их различие. Счастье может быть пиковым переживанием, связанным с восторгом от неожиданных радующих событий. Ощущение счастья может возникнуть при достижении значимых личностных целей (Эммонс Р., 2004). При таком рассмотрении счастье отличается от субъективного благополучия временной характеристикой. Ощущение счастья появляется и тогда, когда человек занимается увлекательным, интересным для него делом, которое посильно для него (Чиксентмихайи М., 2013; Буякас Т.М., 1995). При таком рассмотрении счастья, его содержание сближается с субъективным благополучием.
Счастье может пониматься и как продолжительное общее эмоциональное состояние, а также как всеобъемлющее состояние, охватывающее ряд психических состояний, которые в совокупности, несмотря на различия в деталях между ними, отражают положительный аффективный
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании СПб.: Союз, 2002.
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И. А. Баевой: М.: Экон-Информ, 2009.
3. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, С. 38-46.
4. Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 41-46.
5. Куликов Л. В. Психогигиена личности // Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004.
6. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
7. Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.
8. Пучкова Г. В. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Дис. ... канд психол. наук. Хабаровск, 2003.
9. Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М., Экон-Информ, 2008. С. 5-11.
10. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
11. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г Чернышевского. 2008. С. 45-52.
12. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. V. 69. P. 851-864.
13. Morrow V., Mayall B. What is wrong with children's well-being in the UK? Questions of meaning and measurement // Journal of Social Welfare & Family Law [serial online]. September 2009; 31(3): 217-229.
14. Mourn T. (1996). Subjective well-being as a short- and long-term predictor of suicide in the general population. World Conference on Quality of Life, University of Northern British Columbia, Prince George, Canada, August 22-25
15. Ryff C., Singer B. Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being. Journal of Happiness Studies [serial online]. March 2008; 9(1): 13-39.
16. Yang A., Wang D., Li T., Teng F., Ren Z. The impact of adult attachment and parental rearing on subjective wellbeing in Chinese late adolescents. Social Behavior and Personality [serial online]. 2008;36(10): 1365-1378. Available from: PsyclNFO, Ipswich, MA. Accessed March 4, 2011.