Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой отечественного футбола последних лет является отсутствие сколько-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Отрицательной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежных и юношеских сборных нашей страны.
Одной из причин такой ситуации эксперты считают отсутствие ярких, хорошо технично и тактически подготовленных молодых игроков, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном российском футболе. За последние 10-15 лет прогресс отечественных футболистов в спортивных навыках ведущих иностранных спортсменов остается устойчивой тенденцией, и поэтому подчеркивает растущую важность тактической подготовки как основного компонента, ограничивающего конкурентоспособность российских спортсменов на международной арене.
В фундаментальных исследованиях последних лет среди приоритетных направлений дальнейшего развития проблемы повышения эффективности тактической подготовки футболистов выделяется необходимость построения тренировки с учетом возрастных закономерностей соревновательных и тренировочных объемов, универсальности техники и тактики игры.
Цель работы заключается в обобщении данных научно-методической литературы, посвященной системе подготовки спортсменов в футболе.
В соответствии с поставленной целью в работе были использованы следующие задачи:
1. Изучить структуру тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в футболе;
2. Выявить особенности построения многолетнего тренировочного процесса в футболе;
3. Разработать практические рекомендации по применению тренировочных средств в системе подготовки спортсменов в футболе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован метод анализа и обобщения данных научно-методической литературы. В процессе использования данного метода нами были изучены теоретико-методические особенности построения спортивной подготовки в футболе.
Практическая значимость исследования усматривается в возможности использования отдельных материалов в тренировочном процессе при подготовке спортсменов в футболе.
Глава 1. ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФУТБОЛЕ
1.1. Классификация соревнований в футболе
Футбол – самый массовый и популярный вид спорта в мире. Залог наших успехов сейчас и на перспективу – эффективная, планомерная, методически грамотная работа как нашего министерства, так и всех структур Российского футбольного союза.
Соревнования являются логическим продолжением учебно-воспитательной работы. Они планируются в соответствии с ними согласованность, непрерывность и оптимальное количество
Соревнования можно разделить на основные и вспомогательные.
В соответствии с требованиями единой спортивной классификации и по их результатам определяются спортивные качества и присуждаются звания победителей или чемпионов.
Основные виды соревнований предусмотрен единый календарный план занятий спортом. Календарь игр для всех возрастных групп. Делать это они также учитывают необходимость постепенного увеличения бремя конкуренции. В зависимости от проблем, решаемых футбольными соревнованиями,
Основными видами соревнований являются:
1. чемпионаты или чемпионаты,
2. Кубковые соревнования,
3. официальные отборочные.
Чемпионаты самые ответственные соревнования. В результате титул присуждается команде-победителю. Такая организация соревнований позволяет больше всего объективно отобразить сильные стороны команд, оценить качество проводимой учебно-тренировочной работы.
Соревнования Кубка мира проводятся с целью участия в соревнованиях. Максимальное количество команд и относительное определение победителя, короткие периоды, основанные на принципе последовательного выбора лучшего.
Соревнования проводятся с целью определения официальных квалификационных соревнований.
Сильнейшие команды для участия в следующем этапе соревнований.
К вспомогательным видам соревнований относятся:
1. контрольные игры,
2. товарищеские игры,
3. показательные игры,
4. блиц-турниры [4].
Контрольные игры проводятся с целью подготовки и подготовки команды для предстоящих соревнований.
Товарищеские игры созданы для образовательных целей или для плана традиционные соревнования.
Показательные игры служат цели популяризации футбола и проявление спортивного мастерства.
Спортивные блиц-турниры проводятся 24 часа в сутки. Они планируют их обычно в праздничные дни и в дни, когда надевается и снимается спортивная одежда.
1.2. Основные документы планирования и проведения соревнований в футболе
Организационные мероприятия по проведению соревнований это основной документ, определяющий порядок проведения любого турнира. Каждый пункт этого документа должен быть четким и понятным, двустороннее толкование не допускается. В этой документе обычно есть несколько центральных моментов: устанавливаются цели и задачи проводимого мероприятия; назначаются члены руководства; указывается место проведения турнира и конкретные временные рамки; отображается полный список участников; указываются условия турнира. Кроме того, определено, что администрация стадиона несет ответственность за порядок во время матчей, а представители участвующих команд - за соблюдение игроками дисциплинарных правил. Отдельно оговариваются условия определения победителей и медалей, а также порядок присуждения соответствующих наград. В случае возникновения спорных ситуаций во время турнира предусмотрена процедура подачи протестов и даты их рассмотрения. Состояние стадионов, их вместимость, наличие подходящих подстроек и т. д. Понятно, что для этого также необходимо разработать определенные требования. Как правило, это Положение должно быть разослано всем сторонам, заинтересованным в этом мероприятии, за два месяца до начала конкурса. Крупные всероссийские и международные турниры иногда сдают свои позиции даже за несколько лет до соответствующего старта.
Оргкомитет по подготовке к турниру обычно состоит из нескольких групп: административно-экономическая комиссия, которая будет отвечать за прогнозирование мероприятия, питание и размещение участников и судейских бригад, изготовление рекламных щитов, расписаний и билетов, прием спортивных делегаций и организацию их отъезда; техническая комиссия; культурная аудитория для работы со зрителями и участниками; медицинская комиссия; контроль соблюдения установленных правил, группа судей для наблюдения. Наконец, перед началом соревнований необходимо разработать процедуру допуска участников турнира к соревнованиям, и выполнение этой процедуры является прямой заботой обязательной комиссии [9].
Этот документ должен определять действия и полномочия всех участников турнира, а также нормы их поведения. Четкие параметры устанавливаются для определения и награждения победителей. Ответственность за соблюдение правил игры несет специально обученный судейский состав и судейская коллегия в каждом матче.
1.3. Средства и методы спортивной тренировки в футболе
Основным средством тренировки футболистов являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, методологически правильно подобранные и используемые для выполнения поставленной задачи.
Количество физических упражнений, используемых при обучении футболистов, чрезвычайно велико. Многие из них значительно отличаются от одного как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, в первую очередь необходимо четко представлять особенности содержания физических упражнений.
Содержание физических упражнений состоит из действий, которые определяют основные процессы, происходящие в организме во время физических упражнений. Эти процессы очень многогранны. Их можно рассматривать в нескольких аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и т. д.
Таким образом, отдельные физические упражнения оказывают комплексное воздействие на организм спортсмена, позволяют решить ряд проблем спортивной подготовки.
Однако мера влияния физических упражнений на различные аспекты тренировок футболистов неодинакова. Таким образом, физические упражнения выбираются и используются из-за их преимущественного воздействия.
Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно разделить на конкретные, то есть упражнения с мячом, и неспецифические, то есть упражнения без мяча.
Специальные упражнения, используемые при тренировках футболистов, состоят из двух групп: соревновательных и специальных.
Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных упражнений, которые составляют предмет футбольного матча и выполняются в строгом соответствии с правилами футбольных соревнований.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникина Т. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена / Т. А. Аникина, Т. Л. Зефиров и др. – Казань : КФУ, 2013. - 166 с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания : Учеб. для студентов вузов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. ; под ред. Б. А. Ашмарина. – М. : Просвещение, 2015. – 287 с.
3. Бундзен П.В. Современные тенденции в развитии технологий психической подготовки спортсменов / П. В. Бундзен // Ежегодный научный вестник ГАФК им. П.Ф. Лесгафта–Санкт Петербург, 2000. – С. 40-44.
4. Васильев Г.Ф. Системная функциональная подготовка – путь к личному рекорду спортсмена / Г.Ф. Васильев, Г.И. Савин.// Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (материалы конф.).– Москва, 1999. – С. 265-268.
5. Гильмутдинов Д.А. Некоторые особенности подготовки юных футболистов 10-12 лет / Д.А. Гильмутдинов, М.А. Родин. // ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет.– Кемерово, 2014.
6. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П. Котелкина. М: Физкультура и спорт, 2006. - 252 с.
7. Джармен Д. Футбол для юных. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 61с.
8. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
9. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
10. Зимкина Н. В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте / Н.В. Зимкина. – М. : Физкультура и спорт, 2002.
11. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. - Краснодар, 2017. - 76 с.
12. Золотарев А.П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие / А.П. Золотарев, А.И. Шамардин. - Волгоград: ВГИФК, 2019. - 32 с.
13. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания / А. В. Кенеман. − М. : Сфера, 2002.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – M.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
15. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболиста / Г.В. Монаков. - М.: «Офсет», 1995. - 128 с.
16. Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф. – Киев.: Олимпийская литература, 2016. – 296 с.
17. Никитушкин В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М.: ИКА, 1998. -288 с.
18. Система подготовки спортивного резерва / Под общей редакцией Никитушкина В.Г. М., 1994. - 312 с.
19. Спирин В.К. Цикличность как принцип планирования учебного материала по предмету «Физическая культура / В.К. Спирин // Физическая культура в школе, 2014. – № 6.
20. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 128 с.
21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
22. Чанади А. Футбол. Тренировка. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 268 с.