Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало обучения в школе представляет собой важное событие в жизни любого человека. Как правило, в период адаптации к школьному обучению педагогам и родителям предстоит преодолеть множество проблем. Связано это с тем, что перед вчерашним дошкольником возникают новые требования, требующие от него особого внимания и усердия. Первокласснику предстоит приложить много усилий, чтобы справится со всеми трудностями, в первую очередь из-за того, что меняется его ведущая деятельность. Если раньше все его время было посвящено игре, то теперь ее место занимает процесс обучения. Кроме того, ребенок, начиная обучение в школе, примеривает на себя новые социальные роли, такие как ученик и одноклассник.
На формирование личности в период начала школьного обучения оказывает сильное влияние мотив изучения нового, благодаря которому он с удовольствием ходит в образовательную организацию и изучает новую информацию. Однако, в исследованиях таких авторов как Е. М. Александровская, М. В. Антропова, Е. Н. Вейнер, Е. М. Казина, В. С. Мухина, Р. В. Овчарова и др. отмечается, что порядка от 15% до 45% детей ежегодно приходят в школу психологически неподготовленными к обучению, что может привести к их дезадаптации. Под школьной дезадаптацией принято понимать определенный набор признаков, которые свидетельствуют о том, что ребенок не готов соблюдать требования, предъявляемые педагогом, и его дальнейшее обучение может быть осложненно или, в крайних ситуациях, невозможно.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что обнаруживает противоречие в понятии «готовность к школе» следует выделять два компонента: готовность к образовательной деятельности, которую необходимо рассматривать как профилактику адаптации в образовании, и социально-психологическую готовность к школе, подразумевающую процесс профилактики социально-психологической адаптации к школе. Следовательно, готовность к школе формируется из множества факторов и компонентов, которые являются предметом психолого-педагогических исследований. В нашем исследовании мы раскрываем процесс адаптации, который включает в себя знания о различных составляющих готовности к обучению в школе, среди которых выделяются мотивационный, социальный и интеллектуальный аспекты.
Проблема исследования заключается в том, что исследование проблемы позволит разработать картотеку рекомендаций для педагогов и родителей, позволяющих ребенку пройти процесс адаптации к школе с минимальными трудностями.
Цель исследования: исследовать особенности адаптации ребенка к школе.
Объект исследования: адаптация ребенка к школе.
Предмет исследования: проблемы адаптации ребенка к школе и пути их преодоления.
Гипотеза исследования: известно, что существуют проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению. Мы предполагаем, что адаптация к школе будет эффективной, если своевременно осуществлять диагностику на исследование внутренней позиции школьников и коррекцию психологической адаптации первоклассников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы адаптации детей к школьному обучению.
2. Исследовать адаптацию детей к школьному обучению.
3. Составить психолого-педагогическую программу коррекции адаптации младших школьников к школьному обучению.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых, посвященных изучению процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школе, процессу их социализации, а также социально-педагогической дезадаптации Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского. Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на исследования, посвященные изучению исследования процесса адаптации ребенка к школьному обучению занимались многие отечественные педагоги, психологи и дефектологи: М. Р. Битянова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, О. В. Хухлаева.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогический литературы по теме исследования, беседа.
Методы диагностики уровня школьной адаптации: методика М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации школьников», методика Н. И. Гуткиной «Исследование внутренней позиции школьника», методика А. М. Прихожан «Изучение школьной тревожности», методика исследования адаптации Люшера.
База исследования: в исследовании приняли участие дети в возрасте 6-7 лет, 27 мальчиков и 23 девочки МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3» посёлка Могойтуй.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, позволяющих изучить вопрос адаптации первоклассников к обучению в школе.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности применения психологам и учителям начальных классов в своей работе материалов, позволяющих расширить знания в вопросах адаптации детей к школе.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации детей
к школьному обучению
1.1. Психологическая готовность к школьному обучению
Готовность к школе представляет собой объединение таких свойств и особенностей поведения ребенка, которые будут способствовать ему в образовательном процессе, как в начале обучения, так и при его дальнейшем продолжении. В своих исследованиях Л. И. Божович отмечала, что под готовностью к школе следует рассматривать сочетание таких компонентов как развитие умственной деятельности, познавательных процессов, произвольной регуляции. Самым важным элементом данной системы она понимала социальную позицию ученика.
В психологической науке используются разные понятия, отражающие уровень психического развития ребенка, который необходим для обучения в школе, к ним относятся «психологическая готовность к школьному обучению», «готовность к школе», «школьная зрелость». Под данными понятиями подразумевается то, что ребенок хочет и может обучаться в школе. Получается, что готовность к школе является комплексным показателем, который позволяет сделать прогноз о том будет ли процесс обучения для ребенка успешным или нет [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 538 с. – ISBN 978-5-906879-70-7. – Текст : непосредственный.
2. Авдулова, Т. П. Возрастная психология : учебное пособие / Т. П. Авдулова ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – Москва : Академия, 2014. – 329 с. – (Высшее профессиональное образование. Психология). – ISBN 978-5-4468-0669-0. – Текст : непосредственный.
3. Алмазов, Б. Н. Психология неспокойного детства : пособие школьному психологу и учителю / Б.Н. Алмазов. – Москва : Дата-сквер, 2017. – 248 с. – ISBN: 978-5-917720-03-6. – Текст : непосредственный.
4. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика : учебник для вузов / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 477 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-2744-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488681 (дата обращения: 26.01.2023).
5. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 429 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-15251-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/511319 (дата обращения: 26.01.2023).
6. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О.О. Гонина. – Москва : Флинта, 2014. – 271 с. – ISBN 978-5-9765-1910-7. – Текст : непосредственный.
7. Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. –188 с. – (Школа в микросоциуме). – ISBN 5-93134-168-4. – Текст : непосредственный.
8. Мерзлякова, Д.Р. Диагностика психологической готовности детей к обучению / Д.Р. Мерзлякова. – Москва : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 96 с. – ISBN 9783639727388. – Текст : непосредственный.
9. Зедгенидзе, В.Я. Профилактика и разрешение конфликтов среди дошкольников / В.Я. Зедгенидзе. – Москва : Айрис Пресс, 2005. – 103 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). – ISBN 5-8112-1065-5. – Текст: непосредственный.
10. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников : учебное пособие / Т.В. Костяк. – Москва : Академия, 2008. – 173 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – ISBN 978-5-7695-4582-5. – Текст : непосредственный.
11. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказочная терапия. Игровая терапия / сост. Т.В. Селищева. – Волгоград : Учитель, 2023. – 192 с. – (ФГОС ДО: практика реализации). – ISBN 978-5-7057-4654-5. – Текст : непосредственный.
12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе : монография. / Р.В. Овчарова. – Москва : Сфера, 1996. – 237 с. – ISBN 5-89144-007-5. – Текст : непосредственный.
13. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник / Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2011. – 268 с (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Психолого-педагогическое образование). – ISBN 978-5-7695-6774-2. – Текст : непосредственный.
14. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни : пособие для учителя / Г.А. Цукерман. – Москва : Московский центр качества образования, 2010. – 116 с. – ISBN 978-5-9773-0058-2. – Текст : непосредственный.
15. Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии : учебное пособие / Т. И. Чиркова. – Москва : Инфра-М, 2013. – 404 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-9558-0276-3. – Текст : непосредственный.
16. Юсупов, Ф. М. Общая психология : учебное пособие / Ф. М. Юсупов ; Казанский федеральный университет. – Казань : Казанский университет, 2013. – 143 с. – ISBN 978-5-00019-070-8. – Текст : непосредственный.