Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждый художественный текст, в соответствии с замыслом автора, наполнен различными эмоциями, которые доносит писатель и которые должны понять и ощутить читатели.
Для этого применяются различные художественные средства и способы выразительности. Однако зачастую выбор таких средств и способов оказывается субъективным и не совпадает с возможностью верного восприятия читателями той или иной эмоции или психологического состояния героев, что приводит к непониманию между субъектом и объектом литературного творчества.
Степень изученности проблемы. Проблема эмотивности в художественных текстах достаточно широко изучена в научной литературе, однако на данный момент отсутствует единое мнение о максимально эффективных способах и методах ее обеспечения, что подтверждает актуальность выбранной для курсовой работы темы.
Цель исследования – провести анализ эмотивности художественного текста на примере романа Айрис Мердок «Sand Custle».
Объект исследования – эмотивность.
Предмет исследования – приемы эмотивности художественного текста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть общее представление об эмотивности.
2. Изучить приемы эмотивности в художественном тексте.
3. Дать общую характеристику
4. Проанализировать особенности использования приемов эмотивности в романе Айрис Мердок «Sand Custle».
Эмпирическая база исследования: роман Айрис Мердок «Sand Custle» (1957).
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, историографический, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме эмотивности и использования приемов эмотивности в художественном тексте. Полученные в ходе написания курсовой работы данные могут быть полезны для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена формированием алгоритма анализа приемов эмотивности художественного текста, выработанных для работы с текстом романа Айрис Мердок «Sand Custle». Данный алгоритм является универсальным и может применяться в практической деятельности лингвистов и литературоведов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1. Общее представление об эмотивности
Эмотивность является междисциплинарным научным термином, который определяется в научной литературе как языковые возможности передачи чувств, эмоций и психологического состояния людей. Эмотивность может являться предметом исследования психологии, лингвистики, этимологии, психолингвистики и многих других областей научного знания .
Язык каждого народа обладает индивидуальным эмотивным кодом, который формируется посредством сочетания различных эмотивов, под которыми понимаются специфические средства любого языка, которые необходимы для выражения различных психологических аспектов существования человека .
По сути, эмотивный код представляет собой взаимосвязь психологических особенностей представителей той или иной нации и тех средств вербализации, которые в национальном языке данного этноса приняты. Таким образом, эмотивность имеет выраженные национальные черты и определяется характером менталитета и этническими особенностями культуры любого народа .
В научной литературе выделяют две основные функции, которые выполняют эмотивы :
– эмотивная, которая иначе называется функцией выражения, связана с тем, что субъект коммуникации использует определенные языковые средства для выражения своих эмоций, актуального психологического состояния;
– экспрессивная, которая также называется функцией воздействия, определяется возможностью применения средств языка для воздействия на партнера коммуникации, вызова у него необходимых эмоций, введения в требуемое субъекту коммуникации психологическое состояние.
При этом многие исследователи утверждают, что грань между реализацией этих функций у субъекта коммуникации практически отсутствует, поскольку, используя определенные речевые средства, он одновременно и выражает свои эмоции и оказывает влияние на психологическое состояние собеседника .
Лексическая эмотивность любого речевого высказывания, вне зависимости от того, имеет оно устный или письменный характер, наиболее выражена и представлена тремя категориями лексических средств, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Средства лексической эмотивности речевого высказывания
При этом нужно отметить, что эмотивность любого лексического средства может являться ситуативной, т.е. в обычном словарном значении та или иная лексема не наделена признаками эмотивности, однако в определенном контексте слово наделяется весьма эмотивными качествами, которые определяются языковым сознанием как субъекта, так и объекта коммуникации .
Необходимо понимать, что ни одно речевое высказывание, которое не реализуется в официально-деловом стиле, фактически не может не характеризоваться эмотивностью. Она выступает в качестве одного из главных признаков художественных и публицистических текстов, а также разговорной речи, поскольку без передачи эмоционального и психологического состояния субъекта такие коммуникации невозможны .
Эмотивность придает субъекту речевого высказывания большей убедительности, ведь если в коммуникативном акте отсутствуют хоть какие-то эмоции, его эффективность снижается. Довольно скучно слушать собеседника, который монотонно рассказывает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, Н.В., Щербакова, Е.Н., Сваницкая, И.И. Категория эмотивности как предмет мультидисциплинарного исследования: история и современные подходы / Н.В. Абакумова, Е.Н. Щербакова, И.И, Сваницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и языкознания». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 70–82.
2. Баребышева, А.П., Гусева, М.М., Заврагина, Ю.А. Принципы эмоционального отражения литературной реальности в художественных текстах: методологические подходы / А.П. Баребышева, М.М. Гусева, Ю.А. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современно гуманитарной науки». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2022. – С. 40–49.
3. Бочкарева, Н.С. Экфрастический дискурс в романе А. Мердок «Замок на песке» и его критическая интерпретация А.С. Байетт / Н.С. Бочкарева // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Филология и литературоведение. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2017. – С. 36–48.
4. Владимирова, А.В. Эмотивность как самостоятельная лингвистическая категория / А.В. Владимирова // Сборник статей Сибирского федерального университета. Филологические науки. – Новосибирск: Издательство Сибирского федерального университета, 2019. – URL: https://novainfo.ru/article/16179 (дата обращения: 24.09.2022).
5. Волкова, А.Е. Проблемы выражения эмоций в языке и художественных текстах / А.Е. Волкова // Молодой ученый. – 2021. – № 16(358). – URL: https://moluch.ru/archive/358/80075/ (дата обращения: 25.09.2022).
6. Герасименко, И.Е., Тютрина, О.М. Эмотивность как лингвистическая категория / И.Е. Герасименко, О.М. Тютрина // Молодой ученый. – 2016. – № 13 (117). – URL: https://moluch.ru/archive/117/32368/ (дата обращения: 23.09.2022).
7. Демидова, М.А., Сонорская, В.В., Чугайлова, М.И. Эмотивность речи как характерологический признак коммуникации / М.А. Демидова, В.В. Сонорская, М.И. Чугайлова // Проблемы современной коммуникации. – 2021. – № 7. – С. 40–51.
8. Заливаева, И.М., Санторова, И.М., Федосеенко, А.С. Творчество А. Мердок как предмет литературоведческого исследования / И.М. Заливаева, И.М. Санторова, А.С. Федосеенко // Вестник Липецкого государственного университета. – 2020. – № 6. – С. 33–45.
9. Иваницкая, А.М., Самуилова, Е.Н., Христосова, В.А. Художественный мир романа А. Мердок «Замок на песке» и его философское осмысление в рамках изучения готического художественного метода: теория и методология исследования / А.М. Иваницкая, Е.Н. Самуилова, В.А. Христосова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. – С. 58–69.
10. Колесов, С.Г. Психологический тип в психологии / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-tip-v-psihologii (дата обращения: 06.02.2023).
11. Колпакова, Е.П., Хрисанфова, В.В., Желудков, Н.А. Эмотивность речевого высказывания как предмет психолингвистического исследования / Е.П. Колпакова, В.В. Хрисанфова, Н.А. Желудков // Вестник Ивановского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 34–45.
12. Кузнецова, А.Н. «Замок на песке» как неоготический роман Айрис Мердок / А.Н. Кузнецова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zamok-na-peske-kak-neogoticheskiy-roman-ayris-merdok (дата обращения: 02.02.2023).
13. Кулакова, В.М., Щетинина, А.А., Моисеенко, М.А. Основные характеристики речевого высказывания: научные подходы к исследованию проблемы / В.М. Кулакова, А.А. Щетинина, М.А. Моисеенко // Вестник Самарского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 66–78.
14. Ломаченкова, М.Б., Фартутдинова, И.И., Смирницкая, Е.Н. Проблемы эмоционального восприятия современных литературных произведений: социальный и психологический аспекты / М.Б. Ломаченкова, И.И. Фартутдинова, И.И. Смирницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные социальные, культурные и психологические проблемы современного общества: вопросы и ответы». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2022. – С. 30–43.
15. Марьянова, А.С., Коноваленко, М.И., Пирогова, А.С. Эмотивность в художественных текстах: проблемы и перспективы: методология исследования / А.С. Марьянова, М.И. Коноваленко, А.С. Пирогова // Вопросы литературоведения. – 2021. – № 5. – С. 88–100.
16. Мердок, А. Замок на песке. Электронная книга / А. Мердок // LibreBook. Электронная библиотека. – 2020. – URL: https://librebook.me/the_sandcastle (дата обращения: 22.09.2022).
17. Рецензия на книгу «Замок на песке» // Bookmix. Клуб любителей книг. – 2019. – URL: https://bookmix.ru/review.phtml?rid=46158 (дата обращения: 23.09.2022).
18. Сагайдачная, М.М. Психотипы личности и акцентуации характера / М.М. Сагайдачная // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2020/03/03/psihotipy-lichnosti-i-aktsentuatsii-haraktera (дата обращения: 08.02.2023).
19. Ульянова, М.А. Категория эмотивности как лингвистическое понятие и основные подходы к ее изучению / М.А. Ульянова // Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-emotivnosti-kak-lingvisticheskoe-ponyatie-i-osnovnye-podhody-k-ee-izucheniyu (дата обращения: 23.09.2022).
20. Чепурченко, А.А., Ситникова, Л.Д., Валинбаева, Ю.С. Современные подходы к исследованию эмотивности художественных текстов: классификация приемов и характер применения различных языковых средств в ситуации трансформации литературной реальности / А.А. Чепурченко, Л.Д. Ситникова, Ю.С. Валинбаева // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 90–103.