Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Российская Федерация нуждается в более глубоком осмыслении сути дипломатической службы, а также ее важности в системе государственного управления, внедрения научно-обоснованных преобразований в законодательство о государственной гражданской службе и т. д.
После того как был принят Федеральный закон № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» появилась возможность создания законодательной основы для последующего высокоэффективного действия и развития дипломатической службы Российской Федерации. Важно заметить, что принятие данного федерального закона также дало возможность значительного обновления и пополнения правовых основ дипломатической службы, которые были созданы в основном подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в начале девяностых годов.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие дипломатической службы, виды сотрудников дипломатического представительства
Важным условием осуществления государством своих внешних функций, решения тактических и стратегических задач, направленных на реализацию национальных интересов, социальное, экономическое развитие, является наличие высокопрофессиональной и организованной дипломатической службы.
Дипломатическая служба российским законодательством характеризуется как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительств енных) организациях, территориальных органах представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений» .
Федеральным законодательством также регулируются вопросы, относящиеся к государственной службе, и в частности дипломатической службы.
Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает классификацию государственной службы; определяет правовые и организационные основы системы государственной службы в РФ; закрепляет организационное и правовое обособление государственной гражданской и военной службы как самостоятельных её видов . А в статье 13 данного федерального закона определяются условия присвоения, сохранения и лишения дипломатического ранга.
В Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентируются вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации . В данном федеральном законе раскрываются общие положения государственной гражданской службы, устанавливается правовой статус гражданского служащего и должности гражданской службы, обозначается порядок поступления на гражданскую службу, регулируются вопросы служебного контракта и т.д.
С принятием Федерального закона № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» зародился новый этап правового регулирования дипломатической службы в РФ. В федеральном законе № 205-ФЗ регулируются вопросы заключения и расторжения служебного контракта дипломатического служащего, раскрывается правовое положение дипломатического служащего, устанавливается материальное обеспечение сотрудников дипломатической службы, обозначается порядок направления сотрудника дипломатической службы на работу за рубеж, устанавливается порядок ротации дипломатических работников и т.д.
Профессор Т.В. Зонова заявляет, что дипломатическая служба «всегда считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций».
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами участниками Содружества Независимых Государств, другими государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию является Россотрудничество .
Россотрудничество осуществляет свою деятельность за границей Российской Федерации благодаря своим представительствам. Подведомственное МИД России Россотрудничество «представлено в 81 стране мира 98 представительствами: 74 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представителя Агентства в составе посольств в 22 странах» .
Основные задачи деятельности дипломатической службы раскрыты в Указе Президента РФ № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса» . Можно выделить следующие основные задачи:
- развитие научных, экономических, политических и других отношений с различными странами и международными организациями;
- поддержание внешнеполитического курса страны путём регулирования деятельности органов исполнительной власти;
- защита суверенитета страны, экономических и политических интересов с помощью дипломатических средств и методов;
- мирное сотрудничество на международной арене для поддержания безопасности страны и государственных интересов;
- поддержание стабильности внешнеполитического положения и высокого авторитета страны;
- государственная поддержка граждан и юридических лиц за пределами Российской Федерации.
1.2. Права и обязанности дипломатического представительства
Главной особенностью статуса дипломатических представительств и их персонала является наличие у данных субъектов права иммунитетов и привилегий. Также для дипломатов установлен и ряд специфических прав и обязанностей, которые, однако, редко становятся предметом научного исследования.
Основу всех прав дипработников образуют законодательные положения, которые закреплены в ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ, Федеральный закон № 205-ФЗ не формируют дополнительных нрав дипработников по сравнению с федеральным законодательством о гражданской службе, однако закрепляет ряд определенных государственных гарантий.
В период трудовой деятельности в загранучреждениях на таких работников распространяют свое действие права, которые предусмотрены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., среди которых можно обозначить права на:
– свободу передвижения по территории страны пребывания кроме зон, въезд в которые не разрешен, либо регламентируется по соображениям государственной безопасности (ст. 26);
– неприкосновенность всей приходящей и исходящей корреспонденции (ст. 27);
– неприкосновенность частной жизни любого дипломатического работника (ст. 29);
– неприкосновенность частной резиденции (ст. 30);
– иммунитет от уголовного преследования со стороны страны, в которой дипломатический сотрудник пребывает (ст. 31);
– освобождение от большей части как налогов, так и сборов и пошлин, а также личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (ст. 34);
– освобождение от абсолютно всех имеющихся государственных и трудовых повинностей (ст. 35);
– ввоз и освобождение от любых таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, которые были предусмотрены для личного пользования (ст. 36).
Необходимо указать, что указанные права, а по существу это привилегии и иммунитеты, предоставляются дипломатическим сотрудникам не для каких-либо выгод, а с целью обеспечения продуктивной работы дипломатических представительств как органов, которые представляют в своем лице целое государство.
Обязанности дипломатических сотрудников представляют суть служебной деятельности, и они отталкиваются от задач и функций государственного органа и в своем большинстве непосредственно выходят из прав, которые были представлены ранее. Главные обязанности дипломатических сотрудников закреплены в ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ. Кроме этого, на работника дипломатического представительства в период работы в загранучреждении на основании ст. 6 Федерального закона № 205-ФЗ налагаются и ряд некоторых других обязанностей.
Обязанности дипломатических представительств и их персонала можно поделить на две группы: обязанности в отношении аккредитующего государства и обязанности в отношении государства пребывания. Обязанности, относящиеся к первой группе, закрепляются в национальном законодательстве: в законах о государственной гражданской службе, дипломатической службе, различных инструкциях и т. д.
Отметим, что на международном уровне данные обязанности в общем виде закрепляются в ст. 3 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (далее Конвенция) через функции дипломатических представительств (например, защита интересов своей страны, граждан и организаций, установление и развитие сотрудничества между государствами в области экономики, науки, культуры и т. д.). Обязанности дипломатов по отношению к государству пребывания закреплены в ст. 41 и 42 Конвенции. Рассмотрим их подробнее .
Глава 2 Ответственность сотрудников дипломатических представительств
2.2. Содержание определенных иммунитетов и привилегий работников дипломатического представительства в РФ
Наделение персонала дипломатического представительства иммунитетами и привилегиями закреплено нормами международного права: Венской конвенцией 1961 года, в двусторонних международно-правовых документах, которые подписывают между собой суверенные государства. К тому же данные положения международного права находят отражение и в национальных законодательных актах. Например, в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» .
Подобные внутригосударственные акты могут регулировать отдельные аспекты дипломатической службы в своем государстве, не противореча букве и духу одного из основополагающих документов дипломатического права - Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. В частности, ст.19 Положения КНР устанавливает порядок ввоза на территорию Китая личного оружия и боеприпасов сотрудников посольства, в то время как Венская конвенция не регулирует этот вопрос.
Согласно указанным документам, список личных иммунитетов и привилегий дипломатических представителей в период работы за границей достаточно обширен.
Один из фундаментальных принципов дипломатического права это личная неприкосновенность дипломатических агентов. В соответствии со ст. 29 Венской конвенции 1961 года личная неприкосновенность дипломата подразумевает обязанность воздержания частных лиц и органов государства от всякого рода действий, которые могут нанести ущерб личности, свободе или достоинству дипломатического агента, т.е. дипломатический представитель не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
К тому же на государство пребывания возлагается обязанность относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство дипломата.
Дипломатический представитель имеет не только личностную неприкосновенность, но и пользуется неприкосновенностью своей частной резиденции. Согласно ст.30 Конвенции под частной резиденцией дипломата понимается, как и его постоянное место проживания в государстве пребывания, так и временная резиденция, например, номер в гостинце. К тому же понятие неприкосновенности частной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в помещении предметы, имущество, документы дипломата и т.д. Тем не менее, следует помнить, что цель дипломатических иммунитетов и привилегий заключается в качественном исполнении функций представительства .
Исходя из этого, неприкосновенность жилища не может гарантироваться, если это связано с частно-предпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата, то есть деятельностью, не связанной с дипломатической службой.
В Конвенции 1961 года также закреплено что, в государстве пребывания дипломатический персонал представительства имеет полный уголовный иммунитет, т.е. освобожден от уголовного преследования. И здесь не имеет значения тот факт, находилось ли лицо при исполнении служебных обязанностей или действовал в качестве частного лица. Кроме освобождения от уголовной ответственности, дипломат также освобождается от гражданской и административной. Даже в случае дорожно-транспортного происшествия виновником которого будет дипломат, никакой ответственности он не понесет .
Все, что остается лицам пострадавшим в результате ДТП предъявить претензии через Министерство иностранных дел государства пребывания. Но в то же время иммунитет дипломата от гражданской и административной юрисдикции не является абсолютным. Согласно ст.31 Конвенции иммунитет не действует в случаях, связанных с правом наследия, в случае вещных исков относящийся к истребованию частного недвижимого имущества, принадлежащего дипломату как частному лицу и находящегося на территории государства пребывания. Иммунитеты не действуют, поскольку дипломат выступает в качестве частного лица, а не представителя государства. Помимо этого, дипломатический агент не может рассчитывать на иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, если на дипломата подан иск, относящиеся к профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом вне своих официальных функций.
2.2 Административная и уголовная ответственность дипломатических представительств
Дипломатические сотрудники, как самостоятельные специальные субъекты должностных административных правонарушений КоАП РФ не вычленяются, а подходят под категорию «должностного лица». Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо, если оно совершило административное правонарушение в связи с неосуществлением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей.
В КоАП РФ не включен перечень преступлений госслужащих, кроме того, присутствует существенная проблема разделения дисциплинарной и административной ответственности госслужащих из-за схожести формулировок «административного правонарушения» и «дисциплинарного проступка».
При осуществлении административного правонарушения иностранным гражданином на территории Российской Федерации, который пользуется иммунитетом, должен быть составлен протокол об административном правонарушении или вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении с целью фиксации этого факта, а документы должны быть возвращены владельцу.
Если есть достаточные основания считать, что иностранный гражданин, который имеет дипломатический иммунитет, например, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, в целях обеспечения безопасности других лиц принимаются меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщается в дежурную часть для немедленного информирования соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации (ее представительства) и МИД России (его территориального представительства). По факту прекращения движения транспортного средства составляется рапорт с указанием свидетелей, которые опрашиваются.
При оформлении материала по факту дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетом (если они не нуждаются в медицинской помощи), водителю предлагается присутствовать при составлении материалов по данному происшествию. Если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, записываются необходимые сведения об указанных лицах и им разрешается покинуть место происшествия. В таких случаях в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о причине отсутствия водителя. Протокол об административном правонарушении, другие материалы дела незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего их направления в Департамент государственного протокола МИД России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломатическая служба РФ регламентируется и регулируется нормативно правовыми актами международного права, такими как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. В своей работе дипломатические ведомства руководствуются положениями Конституции РФ, федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, распоряжениями и приказами министра иностранных дел.
Партнерами или контрагентами дипломатов постоянно являются иностранные государства, службы или граждане, а у них свои законы и обычаи, что требует учета всей национальной специфики, качественного знания иностранных языков и нравов или сложившихся в международных организациях порядков.