Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире право на обращение обеспечивает одну из общепризнанных демократических констант и является неотъемлемой частью правового статуса личности, которая обеспечивает участие граждан в управлении государством, защите их прав и законных интересов.
Статья 33 Конституции России гарантирует гражданам право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В повседневной жизни российские граждане широко применяют предоставленное им законом право обращения в полицию. Работа с обращениями граждан, в том числе на личном приеме, является важнейшим направлением деятельности полиции.
Абсолютное большинство обращений в правоохранительные органы направляют конкретные граждане, которые верят в то, что им помогут отстоять нарушенные права и интересы. В связи с этим работа с обращениями граждан, включая личные приемы, является одним из главных направлений деятельности полиции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РФ В ОРГАНЫ В МВД
1.1. Обращения граждан в территориальные органы МВД России как механизм реализации и защиты их прав и свобод
Основным принципом приема и рассмотрения органами внутренних дел обращений граждан является обязательность. Никто не имеет права отказать гражданину в рассмотрении его обращения, т.к. это противоречит конституционным нормам Российской Федерации .
Второй важный принцип, который должен учитывать территориальный орган внутренних дел, – это мобильность. Сотрудники органов внутренних дел обязаны выезжать на место пребывания гражданина для принятия у него обращения, если тот не имеет реальной возможности присутствовать в отделе .
В первую очередь, к отдельным видам обращений граждан в органы внутренних дел относят те заявления, которые подаются гражданами анонимно, т.е. без указания собственных данных и контактной информации. Такие обращения органами внутренних дел не рассматриваются и ответ на них не формируется .
То же самое касается случаев, как было указано ранее, если обращение нечитаемо. Органы внутренних дел не обязаны рассматривать такое заявление гражданина, но должны уведомить его о невозможности рассмотрения его обращения .
Также органами внутренних дел не рассматриваются те обращения, которые содержат в себе просьбу об обжаловании судебных решений, т.к. это не входит в круг полномочий данного вида правоохранительных органов. Такие обращения в течение недели возвращаются подавшим их гражданам, и проводится разъяснение порядка обжалования в законном порядке .
Зачастую бывают такие ситуации, когда обращения граждан не входят в компетенцию органов внутренних дел. В этом случае заявление гражданина передается в компетентный орган, который сможет оказать ему помощь, а сам гражданин получает уведомление о перенаправлении его заявления в другие инстанции .
Обращение граждан в органы внутренних дел осуществляется прежде всего на основе Конституции Российской Федерации. Именно этот нормативно-правовой документ определяет право каждого человека, который проживает на территории России, законно защищать свои права посредством обращения в государственные, в том числе правоохранительные органы .
Обращение граждан в органы внутренних дел может быть связано с правонарушениями и преступлениями, которые относятся к сферам компетенции Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , поскольку каждый гражданин Российской Федерации обязан сообщать о выявленном противоправном поведении других лиц и содействовать расследованию преступлений. После обращения гражданина в органы внутренних дел зачастую возбуждается уголовное дело и начинается уголовный процесс, что входит в сферу компетенции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации .
1.2. Институт рассмотрения обращений граждан в системе МВД России: правовой аспект
На протяжении длительного периода образования и становления правоохранительных органов одним из ведущих направлений их деятельности является рассмотрение обращений граждан. Отличительной чертой данного института в системе МВД России является то, что правом на обращения наделены не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства.
Правоотношения, возникающие в связи с обращениями граждан в органы власти и их рассмотрением, регламентируется значительным массивом нормативных правовых актов. При этом право обращения в государственные органы и к должностным лицам закреплено как в законодательстве России, так и в международных нормах, таких как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах .
Основным внутригосударственным источником, регулирующим данный вид общественных отношений, является Конституция РФ. Статья 33 гарантирует любому гражданин России право индивидуальное и коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» конкретизирует положения ст. 33 Конституции РФ, он регулирует права граждан на обращение в государственные органы управления, а также определяет виды обращений, сроки и порядок их рассмотрения. Закон предписывает государственным органам и организациям, осуществляющим публичные функции, принимать и рассматривать обращения граждан, не нарушая права и свободы других граждан, акцентируя внимание на безвозмездном порядке рассмотрения обращений. Помимо этого, он предусматривает сохранение конфиденциальности всех обращающихся граждан и предоставляет гарантии безопасности заявителей от преследования органов управления и должностных лиц за критику в их адрес.
Следует обратить внимание на то, что данный закон регулирует исключительно порядок рассмотрения обращений, направленных в государственные органы исключительно гражданами Российской Федерации.
Общественные отношения, которые возникают при реализации права граждан на получение, передачу, производство, распространение и защиту различных видов информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а процесс обработки персональных данных граждан, предусматривающий сохранение при этом сведений о личности заявителя – Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Пункт 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 «О полиции» предписывает каждому сотруднику полиции, независимо от должности, которую он замещает, а также его местонахождения и времени суток, в случае обращения к нему гражданина с каким-либо сообщением о нарушении его законных прав и свобод, незамедлительно, как можно в кратчайшие сроки, принять меры, направленные на их восстановление, а также предотвращение и (или) пресечение противоправных деяний, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении.
Основные положения данного федерального закона нашли свое отражение в приказе МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращения граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Примечательно, что положения данного приказа также распространяются на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной целью приказа явилось своевременное, объективное и качественное рассмотрение обращений, поступивших в МВД России и его территориальные органы.
Вопросы работы с заявлениями и сообщениями о преступлениях, о правонарушениях и происшествиях, а также ведомственного контроля за соблюдением сотрудниками полиции учетно-регистрационной дисциплины регулирует приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В МВД
2.1. Порядок рассмотрения обращений
Одним из видов деятельности сотрудников полиции является рассмотрение обращений граждан и реагирование на них. Работа с обращениями граждан является одним из критериев оценки эффективности выполнения органами внутренних дел задач по борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет виды обращений, которыми являются: предложение, заявление и жалоба.
Обращения граждан, полученные территориальными органами МВД России в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации обращения в дежурной части. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в отделе, который непосредственно рассматривает его и проводит самостоятельную работу до даты отправки окончательного ответа гражданину, направившему обращение .
Разрешение сообщений о происшествиях представляет собой проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях и принятие в пределах своей компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как правило, это самый длительный и ответственный этап процесса работы с обращениями граждан. Разрешение обращений граждан предусматривает следующие действия исполнителя: сбор и обработка необходимой информации; подготовка и оформление заключения; предоставление заключения на утверждение; подготовка ответа и пересылка его адресату.
Сотрудник полиции сам определяет порядок рассмотрения, исходя из содержания каждого отдельного обращения. Именно он определяет, какие сведения, изложенные в обращении, необходимо выяснить в первую очередь, а какие в последующем, где и каким путём может и должна осуществляться проверка по обращению.
В процессе проверки обращения гражданин сотрудник полиции уясняет его содержание, устанавливает достоверность и полноту всех сведений, проводит беседы с заявителем, знакомится с имеющимися у него документами и приобщает их к материалу проверки. Собрав все необходимые сведения, сотрудник приступает к оценке собранной информации, причём оцениваются как отдельные сведения, так и вся информация в совокупности. Такой анализ всех обстоятельств в ходе проверки способствует объективности рассмотрения обращений граждан
Трудности, с которыми сталкивается сотрудник полиции при рассмотрении обращений, довольно обширны. Чаще всего обращения содержат недостаточно информации, граждане излагают свои мысли недостаточно чётко, сумбурно, при указании лиц порой ограничиваются только именами, а иногда даже прозвищами. В обращении зачастую отсутствует дата, время, место, очевидцы случившегося.
Обращение граждан должно содержать обязательные реквизитов, которые необходимы для принятия обращения к рассмотрению. Так, для письменных важно наличие фамилии, имени, отчества заявителя, почтового адреса, подписи и даты. Для электронных – фамилия, имя, отчество и адрес электронной почты. Обращение можно направить почтой, факсом, посредством официальных сайтов органов внутренних дел, а также лично или путем подачи обращения в дежурной части территориального органа. Последние, если они связаны с фактами о совершении преступлений, регистрируются в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях (КУСП) круглосуточно. Остальные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в структурном подразделении МВД России, которое занимается работой с обращениями граждан, в течение 3 дней с даты поступления. Также при регистрации на лицевой стороне первого листа указываются дата и регистрационный номер. Учет обращений осуществляется при помощи карточек учета письменных обращений или журнала учета письменных обращений граждан, либо автоматизированной информационной системы.
2.2. Применение современных информационных технологий при работе с обращениями граждан
Одной из важной функцией работы правоохранительных органов с населением является выстраивание системы обратной связи, возможности обращения граждан, в том числе в онлайн формате. Создание системы электронных обращений граждан позволяет оперативно получать информацию как о совершаемых преступлениях, так и о работе органов внутренних дел, решать вопросы в оперативном порядке. Это, безусловно, является одной из целей деятельности органов внутренних дел.
В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» развиваются сервисы электронного правительства. Органы власти переводятся в цифровой режим, чтобы граждане не тратили время на посещение учреждений, а получали весь комплекс услуг, имея компьютер и интернет, не покидая рабочее место или не выходя из дома. Среди целей проекта также отмечается сокращение бумажного документооборота, что помимо экономии денежных средств позволит сохранить данные в базах, так как бумажные документы можно потерять или повредить.
В настоящее на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в разделе «Для граждан» (в подразделе «Прием обращений граждан и организаций») указано, что обращение в адрес МВД России и его руководства может быть направлено посредством: Официального интернет-сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации – https://мвд.рф. О результатах рассмотрения обращения заявителю направляется ответ в письменном виде или в форме электронного документа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение граждан в территориальные органы внутренних дел – это законное право каждого жителя Российской Федерации на защиту своих интересов, а потому основными принципами рассмотрения таких обращений являются обязательность и мобильность.
Представленный в работе перечень нормативных правовых актов, регулирующих своевременное и качественное рассмотрение различного вида обращений в системе МВД России, не является исчерпывающим. Существуют локальные документы, регулирующие рассматриваемый вопрос в отдельных структурных подразделениях и организациях системы МВД России
Зачастую, граждане злоупотребляют своим правом на обращение, направляя в правоохранительные органы заявления и жалобы, решение которых не относится к их компетенции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН) Электронный ресурс. – URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.09.2022).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН) Электронный ресурс. – URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.09.2022.)
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020г. №1-ФКЗ) // РГ. 1993 25 дек. №237; РГ.2020. №144.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ.1996. № 25, ст. 2954; 2022 № 365.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Российская газета. № 249.2001; 2022. № 365.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Российская газета. № 256.2001; 2022. № 364.
7. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. № 25.2009; 2021. № 117.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ.2011. № 7. ст. 900; 2021. № 424.
9. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) «О едином учете преступлений» // Российская газета. № 13.2006.
10. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30957) // Российская газета. № 9, 17.01.2014.
11. Приказ МВД России от 27.10.2015 N 1010 (ред. от 11.01.2018) «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2015 № 39780) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2022.).
12. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. № 260.2014; 2019. № 688.
Научная литература
13. Хрисанфова Ю.А., Нигматуллина А.П. Оперативная деятельность. Правовое регулирование и современная практика. – Владикавказ: Издательский дом «Пальмира», 2016. 474 с.
Учебная и учебно-методическая литература
14. Кузьмина А.А. Органы внутренних дел. – Самара: Перекресток, 2017. 425 с.
15. Административная деятельность полиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 342 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
16. Абраменкова М.А., Кузнецова С.С., Хромченко И.А. Классификация современных принципов рассмотрения обращений граждан в территориальные органы внутренних дел и характеристика, 2017. – С. 100.
17. Дементьева Л.А., Куропаткина А.В., Щелкунова И.М. Использование средств документирования в практике оперативной работы // Сборник статей Хабаровского государственного университета. Вып. 3, 2018. – С. 40.
18. Миролюбов С.С., Зацепина, О.В., Миронченко М.А. Реализация принципов рассмотрения обращений граждан в практике работы сотрудника оперативного подразделения: проблемы и перспективы // «Актуальные проблемы уголовного правоприменения в Российской Федерации». – Махачкала, 2017. – С. 33.
19. Озерцковская А.А., Пружников Н.Г., Уварова М.А. Виды обращений граждан в органы внутренних дел: организация проведения и принципы применения результатов анализ обращений в правоохранительной деятельности // Вестник Крымского государственного университета. Вып. 3. – Симферополь: Издательство Крымского государственного университета, 2018. – С. 111.
20. Сухаренкова О.А., Николаенко Г.А., Венидиктова О.Р. Проблема применения различных форм рассмотрения обращений граждан в ходе проведения оперативной работы: теоретические и практические аспекты изучения проблемы // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 43.
21. Колесова А.П., Овечкин И.А., Смаровоз Е.О. Принципы современных классификаций обращений граждан в органы внутренних дел: история и современность // Мат. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы организации деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2018. С. 55.
Интернет ресурсы
22. Обзоры обращений в МВД России. Третий квартал 2021 г. [Электронный ресурс] – URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd (дата обращения: 29.09.2022).
23. По материалам прокурорской проверки прокуратуры Орловской области [Электронный ресурс]. http://www.prokuratura-orel.ru/ (Дата обращения 29.09.2022).
24. Сведения о результатах мониторингов предоставления государственных услуг. Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/ (дата обращения: 10.10.2022)