Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Конституционный принцип разделения властей предполагает обеспечения независимости законодательной ветви власти. В нашем государстве динамичность права обеспечивается своевременным принятием законов и иных нормативных актов. При этом в иерархии нормативных актов законы занимают ведущие позиции, об этом свидетельствуют так же и порядок ратификации международных договоров Государственной думой. В связи с этим законотворчество, как основная функция Государственной Думы является важным инструментом формирования внутренней политики, обеспечивает своевременное решения острых социальных и экономических вопросов и других проблем государства. Законодательный процесс имеет четко сформированную структуру, состоящую из последовательных стадий. Кроме этого на парламент, как представителя законодательной власти возложены и иные полномочия.
При этом в данном законодательном процессе Президент обладает довольно широкими полномочиями, так он подписывает все законы, кроме этого он вправе наложить вето на принимаемые законы. Рассмотрение указанных вопросов, привлекает повышенное внимание настоящее время.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные деятельностью президента.
. Общая характеристика законодательного процесса
1.1 Понятие законодательного процесса
В своих взглядах на понимание сути и этапов законодательного процесса Платонов В. М. поддерживает демократическую политико-правовую концепцию, основанную на идеях правового социального государства. Это позволило по-новому взглянуть на правовой характер законодательного процесса как правового института, направленного на реализацию основной идеи Конституции РФ: человек, его права и свободы - высшая ценность. Уважение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Это позволило рассматривать законодательный процесс как метод законотворчества, включающий момент законотворчества и охватывающий все этапы и этапы, начиная с определения необходимости правового регулирования, с изучением факторов, формирующих законодательное решение.
Платонов В.М. это говорит в пользу того, что отношения, возникающие в процессе формирования законотворческого решения, могут и должны подлежать правовому регулированию, то есть иметь характер правоотношений. Это позволит участникам этого процесса пользоваться своими правами и брать на себя юридические обязательства.
Законодательный процесс регулируется Конституцией Российской Федерации и решениями палат Федерального Собрания Российской Федерации об обсуждении, принятии и опубликовании федеральных законов. Необходимо отключить правосознание законодательного органа от законодательного процесса.
Анализ полномочий Президента в законотворческом процессе
2.1 Формы участия Президента в законодательном процессе
Согласно Конституции, Президент является главой Российского государства. Как показывает исторический опыт, к классическим субъектам права законодательной инициативы принято относить главу государства.
В.Е. Чиркин считает, что право Президента непосредственно вносить законопроекты юридически обосновывается положением Президента как представителя государства в целом . Однако Г.В. Минх отмечает, что в большинстве современных форм правления, включая президентские и смешанные республики, законодательная инициатива главы государства формально отсутствует, что свидетельствует об определенном снижении политического веса этой власти .
Одним из конституционных полномочий Президента Российской Федерации является право законодательной инициативы по любым вопросам. В его полномочия входит инициирование принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, а также законов о поправках к Конституции Российской Федерации. Именно через законодательную инициативу в значительной степени реализуется право Президента Российской Федерации определять основные направления внутренней и внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).
При этом Президент обладает исключительным правом законодательной инициативы по ряду вопросов: только он может внести проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта в составе Российской Федерации на рассмотрение Федерального Собрания.
Кроме того, как справедливо отмечает С.В. Бошно, в ряде случаев законодательная инициатива выступает не как право, а как обязанность уполномоченных субъектов (полномочий), в том числе Президента Российской Федерации .
Таким образом, подписание Президентом Российской Федерации соглашения о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации влечет за собой обязанность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об утверждении настоящего договора.
Такая же обязанность Президента Российской Федерации при подписании международных договоров вытекает из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Кроме того, право законодательной инициативы на принятие федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации рассматривается как специфическое полномочие Президента Российской Федерации в рамках правовых позиций. Конституционного Суда Российской Федерации. Федерации .
Как следует из анализа полномочий субъектов права законодательной инициативы, основными элементами правового содержания законодательной инициативы являются:
а) право разработки текста законопроекта;
б) право внесения законопроекта в Государственную Думу;
в) право на участие в обсуждении и рассмотрении собственной законодательной инициативы, а также законодательной инициативы других субъектов;
г) обязанность Государственной Думы рассматривать законодательную инициативу Президента Российской Федерации;
д) обязанность Президента Российской Федерации соблюдать отдельные конституционно-правовые требования при выдвижении законодательной инициативы и рассмотрении ее в Федеральном Собрании .
Формально законодательная инициатива Президента Российской Федерации рассматривается парламентом на общих основаниях. Ранее Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержал положение о приоритетном порядке рассмотрения законопроектов, вносимых Президентом Российской Федерации. В настоящее время таких положений в Регламенте Государственной Думы нет. Порядок рассмотрения законопроектов Президента Российской Федерации определяется решением самой Палаты.
Заключение
В завершении исследования можно прийти к выводам следующего содержания. Таким образом, законодательный процесс предусматривает собой деятельность, направленную на создание закона в соответствии с определённой структурой и стадийностью. Основными субъектами законодательного процесса выступают Государственная Дума, Совет Федерации и Президент, при этом с законодательной инициативой вправе обратиться органы власти субъектов федерации, Президент, депутаты, статоры, Конституционный суд, а так же Верховный суд. Как видим, в нашем государстве предусмотрен довольно широкий круг субъектов законодательного процесса.
Законодательный процесс включает в себя следующие стадии выдвижение законодательной инициативы, создание законопроекта, в государственную думу, рассмотрение законопроекта в трех чтениях Государственной Думой, рассмотрение и одобрения принятого закона Советом Федерации и Подписание Президентом. В данном случае был рассмотрен порядок принятия и подписания закона. Необходимо отметить рассматривается законодательная инициатива, законопроект может быть доработан, Совет Федерации так же наделен полномочием отказать в одобрении закона, так же право на отказ в подписании предусмотрено и у Президента. Однако на практике отказ в подписании и одобрении закона встречается довольно редко.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // РГ. – 2020. – № 144.
2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации //СЗ РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1146.
3. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания// СЗ РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
4. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_370105/ (дата обращения 04.10.2022)
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П // Собрание законодательства РФ, 15 апреля 2002 г. № 15. Ст. 1497.
6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 № 33 -СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18 февраля 2002 г. № 7. Ст. 635.
7. Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. /А.И. Абрмова. – М. : Юрист, -2017. – 139 с.
8. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование, 2014. № 2. С. 152-169.
9. Зюзина Е.Б. Дегтярева Л.Н. Петров Д.С. Зюзин П.С. Петрова В.Д. Российская модель президентства в свете конституционной реформы 2020 // Юридическая наука.- 2021.- № 4 С. 206-209
10. Как изменятся полномочия президента и парламента в Конституции? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48141/(дата обращения 04.10.2022)
11. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2018 – 360 с.
12. Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России /Е.В. Комбарова// Вестник СГЮА. – 2017. – № 1 (96). – С. 98-101.
13. Кутафин О.Е. Глава государства: монография. М.: Проспект, 2017. 560 с.
14. Медушевский А.Н. Конец посткоммунизма: к 30-летию демократических революций 1990-х гг. ХХ в. // Либеральная миссия - 2021. -№ 3. - С. 1-33
15. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права, 2016. № 1. С. 89-99.
16. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов М.: Юрайт, 2020. — 531 с.
17. Парламентское право России /под ред. Т. Я. Хабриевой. – М. : Юрист, 2018. – 398
18. Пьянкова В.М. Принцип разделения властей в контексте Российской правовой действительности /В.М. Пьянкова// Вопросы российской юстиции. – 2020. – С. 303-316
19. Сторожева Е.С. Участие Президента Российской Федерации в законотворческом процессе // Отечественная юриспруденция. – 2017. - № 5.- С. 7-10
20. Червонюк В.И. Конституционное право России. /В.И. Червонюк. – М. : Инфра-М. 2017. – 430 с.
21. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2012. - 240 с.
22. Яковенко О. В. Процедура в праве как категория теории государства и права/О.В. Яковенко // Вопросы теории государства и права. –1998. –№ 1. – С.17
23. Яценко О.В. Парламентский контроль в России как фактор формирования правового государства и гражданского общества /О.В. Яценко // Вестник ТИУиЭ. –