Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное владение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко общается, может четко выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования предполагается, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может формировать речевое выражение в общении, различать звуки словами, у ребенка есть предпосылки для грамотности [2].
Возможности детей с нарушениями речи в процессе речевого развития определяются типом и глубиной нарушения речи, характером и выраженностью его влияния на другие высшие психические функции, эмоционально-волевой, личностной сферой, степенью зрелости речевой функциональной системы, а также высшим поведением ребенка во время воздействия патологического фактора, нарушающего механизм формирования речи.
Изучение детских нарушений речи рассматривалась в разные исторические эпохи и с разных сторон. Первоисточниками теоретико-практических знаний служат работы Л.С. Выготского и Р.Е. Левиной. Имеется ряд работ, которые описывают психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Отдельного внимания заслуживают работы в области адаптации детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Среди методических аспектов коррекции нарушения речи в детском возрасте, исследователи рассматривают этапы, методы психологической работы с детьми, родителей с детьми, имеющими нарушения речи, психологические методы коррекции речевых патологий (Л.В. Бенедиктова, Л.С. Выготский, А.Ю. Герасимова, А.Н. Гвоздев, И.В. Дубровина, И.С. Зайцев, Л.В, Лопатина, О.А. Ладутько, А.О. Макарчук, Е.Ф. Соботович, Л.А. Фомина).
Однако необходимо как можно больше внимания уделять нарушениям речи ребенка и причинам, вызывающим эти нарушения. Особой проблемой в этом случае являются психологические факторы нарушений речи, поскольку их наличие не только мешает развитию речи, но и, что наиболее важно, не позволяет полностью развиваться другим психическим процессам: восприятию, вниманию, мышлению, памяти; таким образом, происходит нарушение формирования всей личности. В связи с этим, темой нашего исследования будет: «Психологические предпосылки нарушения речи у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить психологические предпосылки нарушений речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования: нарушения речи у детей дошкольного возраста
Предмет исследования: психологические предпосылки нарушения речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что можно эффективно корректировать нарушение речи, если развивать:
1) речевые функции (фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое восприятие);
2) неречевые функции (снижение уровня тревожности, повышение познавательной мотивации)
Задачи исследования:
1) охарактеризовать речь и виды нарушений речи;
2) описать психологические предпосылки как факторы нарушений речи;
3) рассмотреть возрастные особенности становления речи в дошкольном возрасте;
4) изучить методы и методики и провести опытно-экспериментальную работу по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
5) сформулировать психолого-педагогические рекомендации и программу коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Методы и методики. В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественный и количественный анализ результатов.
В исследовании также используются метод количественного и качественного анализа, а также метод построения графиков.
При реализации поставленной цели в работе были использованы следующие методики выявления нарушений речи у детей дошкольного возраста:
1. Исследование фонематического анализа, фонематического синтеза, фонематического восприятия – методика Т.Б. Филичевой.
2. Методика «Исследование тревожности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
3. Интервью для определения познавательного мотива (Н.Л. Блинова).
Теоретическую и научно-методологическую базу исследования составили труды исследователей в области:
- генезиса и развития речи в детском возрасте (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- причин, факторов и условий появления нарушений речи у детей дошкольного возраста (И.С. Жукова, А. П. Воронова, Р.И. Лалаева и др.);
- методических и методологических основ диагностики и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста (О.Б. Иншакова, Г.В. Чиркина, Т.В. Филичева и др.).
Экспериментальная база исследования: МДОБУ Детский сад «Волшебный мир» с. Дмитриевка Уфимского района РБ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса психологических приемов, направленных на преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений. Список используемой литературы состоит из 35 источников. Работа представлена на 40 страницах машинописного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 . Нарушение речи: понятие, виды
Чтобы раскрыть суть понятия «нарушение речи», необходимо прибегнуть к определениям «речи».
А.А. Леонтьев дал следующие определение понятию «речь - это конкретность, в которой реализуются речевые закономерности, парадигматические и синтагматические [цит по 19, с. 133]». По его мнению речь - это конкретность, в которой реализуются единицы языка, языковые закономерности. Под «речью» понимается как сам речевой процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые артефакты, записанные памятью или письмом).
Нарушение речи - это расстройство, которое отклоняется от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. По мнению Н.А. Никашиной, при недостаточном развитии грамматической структуры речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Характеризуется нарушением грамматической структуры речи, образованием ненормативной лексики, наличием аграмматизмов.
В настоящее время не существует единой классификации нарушений речи. Попытки его создания (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.) на протяжении всей истории развития логопедии как направления научно-практической деятельности. Сложность классификации речевых расстройств объясняется довольно просто: у человека нет определенных органов для выполнения речевых функций.
Все виды нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
В работе Л.И. Беляковой, Ю.О. Филатовой приводится следующая классификация нарушения устной речи:
1. расстройства фонационного оформления высказывания: дисфония (афония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия.
2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: алалия, афазия.
3. Нарушения письменной речи: дислексия, алексия, дисграфия, аграфия [4].
В современной международной классификации МКБ-10 нарушения речи рассматриваются в рубрике «Нарушения психологического развития». В категорию F80 «Специфические расстройства развития речи и языка» внесены следующие расстройства:
F80.1 – расстройство экспрессивной речи;
F80.2 – расстройство рецептивной речи;
F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией;
F80.8 – другие расстройства развития речи [7].
Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нѐба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятная речь — баттаризм (нарушение речи типа заикания, при котором темп речи ускорен, она имеет толчкообразный характер с остановками для дыхания, отдельные слова искажены), готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем [3].
Характеризуя классификации речевых расстройств, важно понимать, что различные речевые расстройства, независимо от типа отклоняющегося развития, различаются как самостоятельные единицы.
Т.В. Пятница видит причину сложности типологии в индивидуальных особенностей детей. При разных типах девиантного развития у детей также могут быть разные нарушения речи. В то же время существуют такие речевые расстройства, которые выступают в качестве самостоятельных диагностических единиц, и ребенку может быть поставлен только речевой диагноз [29].
Таким образом, нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Нарушения речи охватывают наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя) (Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова, Н.А. Никашина).
В настоящее в психологической науке накоплен большой материал, позволяющий выявить множество различных нарушений речи. По общепринятой клинико-педагогической классификации, все виды нарушения речи делятся на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
1.2 Психологические факторы как предпосылки нарушений речи
В работе Т.Н. Трефиловой были подведены итоги исследований, первоначально посвященных развитию детской речи в начале ХХ века. Эти исследования выявили условия, которые ускоряют или замедляют процесс развития разговоры. Широкий спектр вариаций был приписан условиям, способствовавшим ранней ассимиляции: родной язык, принадлежность к социальным условиям и интеллигенции; присутствие старших братья и сестры, женский пол, сообщество сверстников; присутствие людей с правильной литературной речью в окружении ребенка; речь взрослых, специально адаптированная к ребенку (признаками такой речи были разборчивость, открытость, легкость медленный темп); положительная эмоциональная поддержка первых независимых ораторов Воспитание ребенка с особыми целями проявления взрослых; воспитание речи в семье с особыми целями; воспитание детей к родителям; посещение детского сада [24].
По мнению Н.С. Жуковой, условиями, замедляющими скорость речевого развития, считались низкими социальными – раннее развитие опорно-двигательного аппарата, отсутствие братьев и сестер; наличие патологии у взрослых, окружение ребенка, задержка психического развития ребенка; наличие локальных диалектов. Таким образом, для нормального развития речи необходимы биологические, социальные, психологические факторы. Только при таком условии будет возможно полное и своевременное развитие речи [15].
Логопеды, дефектологи, специалисты по психологии и неврологи, такие как О.С. Ушакова, А.Н. Корнев, В.М. Акименко, А.Г. Арушанова и др., выражают обеспокоенность ростом числа детей с недоразвитыми нарушениями речи, так как отсутствие речевого общения напрямую влияет на социализацию ребенка. Также, в зависимости от уровня развития речи, зависит и познавательная сфера ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
В структуру дефекта при речевых расстройствах входят характерные недостатки психического онтогенеза. При речевых расстройствах различного происхождения механизмы нарушения речи настолько разнообразны и неясны с точки зрения тяжести, времени и места повреждения головного мозга, что в каждом разделе мы можем говорить о различных методах оценки и видах психологической помощи детям с нарушениями речи. Таким образом, картина психических расстройств на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется различными задержками интеллектуального, двигательного и психоэмоционального развития.
При поражениях, выражающихся в нарушении речевой функции, в первую очередь выявляются сильные нарушения когнитивных процессов, мышления и серьезные личностные проблемы. Однако невозможно однозначно связать хронологическое формирование умственной деятельности детей с нарушениями речи с определенными формами психических расстройств, включая степень задержки развития, когнитивной активности. Нет прямой зависимости между тяжестью нарушения речи и двигательными или психическими расстройствами, такими как беспокойство, агрессия, снижение самооценки. Также стоит отметить устойчивость психики ребенка в раннем возрасте, она выражается в высоких возможностях компенсации дефекта, что позволяет снять начальные недуги и достичь высоких результатов в реабилитации и коррекции не только речи, но и поведения в целом.
И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями речи.
Общие закономерности типичны как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития:
- этапы развития;
- скачок умственного развития;
- наличие чувствительных периодов;
- биологическая и социальная взаимосвязь [11].
Специфические закономерности характерны только для групп детей с иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для детей с речевой патологией, поэтому их различают:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2018. – 215 с.
2. Барабаш А.Э. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / // Magister Dixit. – 2017. – №1 (13). – С.179–184.
3. Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение. - 2017. - 298 с.
4. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 3-9.
5. Бенедиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: методические рекомендации. – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 100 с.
6. Бохан О.А., Хижняк Т.С., Лашкова Л.В. Использование средств логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. – 2019. – С. 59-61. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41423975 (дата обращения 09.11.2022).
7. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Спб.: Детство-Пресс, 2018. – 144 с.
8. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : Образование, 2017. – С. 12‒21.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2015. – С. 512-754.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР. – 2018. – 471 с.
11. Герасимова А.Ю., Муратова М.А. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы // Теория и практика современной науки. – 2018. - №2 (32). –С. 403-405. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32830768 (дата обращения 10.11.2022).
12. Гоманкова Е.С. Развитие и коррекция связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи средствами наглядного моделирования // Специальное образование: опыт и перспективы развития. – 2017. – С. 47-51. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29184268 (дата обращения 10.11.2022).
13. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов. - М., 2017. – 158 с.
14. Зайцев И.С. Учет особенностей психического развития детей с нарушениями речи в аспекте социально-психологической абилитации // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. - №52. – С. 93. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30537982 (дата обращения 10.11.2022).
15. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: учебное пособие. - М., 2017. – 128 с.
16. Жукова И.С. и др. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М.: Просвещение, 2016. – 345 с.
17. Ильинич Н.В. Психологическая коррекция в работе с детьми с нарушениями речи: цель, задачи, виды и принципы // Непрерывное дополнительное образование в государствах – участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы развития. – 2018. – С. 167-173. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36737340 (дата обращения 10.11.2022).
18. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
19. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 2017. – 376 с.
20. Ладутько О.А. Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – 34(10). – С. 237-240. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509624 (дата обращения 10.11.2022).
21. Лопатина Л.В. Концептуальные основы и организационные условия преодоления тяжелых нарушений речи у дошкольников // Современные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2019. – С. 182-188. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42363645 (дата обращения 07.10.2022).
22. Макарчук А.О. Методические аспект преодоления нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодежь XXI: Образование, Наука, Инновации. – 2018. – С. 239-240. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37079546 (дата обращения 07.10.2022).
23. Мелихова О. В., Федосова О.Ю. Формирование готовности дошкольников с ОНР к овладению навыком письма // Логопедия. – 2018. – № 3. – С. 26-36.
24. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2017. – 240 с.
25. Мусукаева Ф.В., Байбородина О.В. Психологическая коррекция нарушений связной речи у детей с особенностями в развитии // Проблемы и достижения современной науки. – 2018. – С. 198-204. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21904195 (дата обращения 10.11.2022).
26. Никашина Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии. – М. : Просвещение, 2019. – 356 с.
27. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник / отв. ред. Л.И. Белякова. – М.: Прометей, 2017. – 500 с.
28. Попова Е. Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М. : Просвещение, 2020. – 220 с.
29. Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей: скорая логопедическая помощь. – Ростов-на-Дону : Феникс. - 2019. - 336 с.
30. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классик-с Стиль, 2018. – 160 с.
31. Стогний И.В. Взаимодействие логопеда и воспитателя как условие преодоления нарушений интонационной выразительности речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Студенческий. – 2020. - №5-1(91). – С. 79-83. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42404878 (дата обращения 05.10.2022).
32. Утехина K.M. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет [. – М.: Просвещение, 2019. – 125 с.
33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2019. – 365 с.
34. Фомина Л.А. Социально-психологические аспекты социализации детей с нарушениями развития речи // Вестник государственного университета Дубны. Серия: науки о человеке и обществе. – 2020. - №2. – С. 79-85. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44747962 (дата обращения 10.11.2022).
35. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. – М. : АРКТИ, 2018. – 239 с.