Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В последние годы возрос интерес людей к русскому авангардному искусству 1960-х и 1970-х годов со стороны музеев, галерей, коллекционеров, аукционных домов и простых любителей искусства. Предлагаемый проект «Авангард на Неве» предоставляет уникальную возможность увидеть многообразие народного искусства того времени и изучить различные школы и направления, которые развивались в период ХХ века.
Эти серии содержат большое количество репродукций, фотографий, различных документов и материалов. Текст и исследование принадлежат лучшим представителям ленинградской школы искусствоведения: М. Герману, А. Боровскому, И. Карасику, Е. Андреевой, Л. Мочалов, Л. Гуревич и др.
С 2000 по 2020 год в серии «Авангард Невы» вышло более 50 книг, призванных привлечь внимание аудитории к удивительным пластам российской культуры и истории, феномену, известному как «Ленинградский андеграунд».
В 1974 и 1975 годах в Ленинграде состоялись две выставки, которые стали «прорывом» в неофициальном искусстве. К юбилею «Газаневского региона» новая серия книг на выставке представляла ретроспективу андеграундного поколения, которое определило развитие свободного искусства в городе до конца ХХ века.
Неофициальная выставка состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1974 году. В 1975 году в ДК «Невский» в Санкт-Петербурге проходило то же представление, что и на «Бульдозерной выставке» в Москве. Там наследники авангарда впервые выступили единым фронтом сформировали различные направления и группы художников, а неофициальное искусство завоевало там особую публику.
Очередь туда была длиннее, чем в мавзолей. Без них не было бы ни Митькова, ни новой академии, ни совершенно нового ленинградско-петербургского искусства. Спустя 40 лет новый музей серии книг показывал ретроспективу этого поколения: 97 работ 200 художников из музеев и частных коллекций.
Каталог выставки был отдельно посвящен рождению ленинградского метрополитена. Авторы выступали против официальной эстетики; почти не выставляли это напоказ и, очевидно, не желали этого. «Это не организационная группа, подобная группе 1920-1930-х годов, а определенная художественная среда» — писал О. И. Штоф. Уникальность этого альбома в том, что на нем представлены работы, созданные выдающимися представителями ленинградского андеграунда 1970-х годов и участниками легендарных выставок в ДК имени И. И. Газа в 1974 году и в ДК «Невский» в 1975 году.
Объект исследования: авангардизм.
Предмет исследования: обзор и редакторский анализ серии книг «Авангард на Неве» (2009-2017) от издательства Деан.
Цель исследования: провести сравнительный обзор и осуществить редакторский анализ серии книг «Авангард на Неве» (2009-2017) от издательства Деан, а также изучить, какую значимость оно несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание авангардизма;
2. Раскрыть формирование авангарда;
3. Изучить основные направления авангардизма;
4. Проанализировать концепцию и содержание серии;
5. Раскрыть состав и особенности оформления;
6. Провести обзор альбомов серии книг;
7. Изучить принцип систематизации альбомов серии книг.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: В. Иванов «Маяковский сегодня», А.В. Иконников «Зарубежная архитектура. От "новой архитектуры" до постмодернизма», Т.В. Казарина «Три эпохи русского литературного авангарда».
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты авангардизма. Во второй главе проведен анализ концепции серии книг «Авангард на Неве». В третьей главе проведен обзор альбомов по тематике от издательства Деан. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВАНГАРДИЗМА В ИСКУССТВЕ
1.1 Основные термины и содержание авангардизма
В начале анализа серии работ «Авангард на Неве», рассмотрим общие понятия и термины течения авангардизма, так как именно на него идет уклон в книгах.
Авангард - это общее название мирового направления, в основном в европейском искусстве, которое появилось в конце девятнадцатого и конце двадцатого веков. Слово «авангард», возникшее во Франции, первоначально конкретно относилось к военному термину, означающему отряд, продвигающийся в соответствии с движением армии. Во время Французской революции это слово стало революционной метафорой и вошло в название якобинского журнала в 1794 году. С тех пор политическое сознание начало заменять армию .
А.Сен-Симон понятие «авангард» использовал в переносном смысле в произведениях французских социалистов-утопистов. По словам Сен-Симона, художники наделены воображением и должны использовать силу искусства для продвижения авангардных идей: «Мы, художники, предоставляющие авангардные услуги».
Последователи Сен-Симона и после него продолжали подчеркивать главную роль художников в политическом процессе, фактически откладывая в сторону социальные цели искусства, которые заставляли его быть утилитарным, дидактическим и понятным массам. Таким образом, противоречие заключается в том, что политический авангард был приближен к «искусству для искусства», как революционная мысль.
Т.Карлайл писал, что долгое время это слово сохраняло
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акбашева, Г. Музыка в поэзии В. В. Маяковского // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 3. – С. 91-93
2. Бараев, В. Древо: декабристы и семейство Кандинских / В. Бараев. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 272 c.
3. Белый, Х. Живопись. Графика. Скульптура. Фарфор / Б. Хачатур. — М.: Деан, 2019. — 264 с.
4. Бенех, Э. Кандинский / Э. Бенех. - М.: Арт-Родник, 2019. - 647 c.
5. Бобринская, Е.А. Русский авангард : границы искусства / Е. А. Бобринская. – М. : Гос. ин-т искусствознания : Новое лит. обозрение, 2016. – 294 с.
6. Бузгалин, А. Глобальный капитал. В 2 томах. Том 1. Методология. По ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма (Маркс re-loaded) / А. Бузгалин, А. Колганов. - М.: Ленанд, 2021. - 640 c.
7. Васильев, А. Живопись. Графика / А. Васильев. — М.: Деан, 2017. — 216 с.
8. Веретенников, А. В. Альбом для творчества. 20 великих картин / А. В. Веретенников. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 901 c.
9. Власов, В. Г. Авангардизм; Модернизм / Г. В. Власов — СПб.: Азбука-Классика. — 2020. — 578 с.
10. Гирин, Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат / Ю. Н. Гирин. — М.: ИМЛИ РАН, 2020. — 215 с.
11. Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность / Ю. Н. Гирин. — М.: ИМЛИ РАН, 2019. — 400 с.
12. Гервер, Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов : Первые десятилетия XX в. / Гервер Л.Л. – М.: Логос, 1997. – 290 с.
13. Голомшток, И. Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке / И. Голомшток. - М.: Прогресс-традиция, 2018. - 296 c.
14. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь. Постмодернизм / А.А. Грицанов. - М.: Мн: Современный литератор, 2021. - 815 c.
15. Гройс, Б. Wassily Kandinsky / Б. Гройс. - М.: Ад Маргинем, 2020. - 809 c.
16. Гуревич, Л. Художники Ленинградского андеграунда. Биографический словарь / Л. Гуревич. - М.: Деан, 2021. — 448 с.
17. Даниэль, С. М. Авангард и девиантное поведение // С. М. Даниэль. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 254 с.
18. Затонский, Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств / Д.В. Затонский. - М.: Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2020. - 256 c.
19. Иванов, В. Маяковский сегодня // Vittorio. Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио
20. Иконников, А. В. Зарубежная архитектура. От "новой архитектуры" до постмодернизма / А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 2019. - 256 c.
21. Казарина, Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда / Т. В. Казарина. – Самара : Самар. ун-т, 2018. – 619 с.
22. Кандинский, А. И. Алексей Иванович Кандинский. Воспоминания. Статьи. Материалы / А.И. Кандинский. - М.: Прогресс-традиция, 2019. - 280 c.
23. Кандинский, В. Живопись, графика, прикладное искусство / В. Кандинский. - М.: Государственный Русский музей, 1989. - 539 c.
24. Круглов, В.Ф. Василий Кандинский и Россия / В.Ф. Круглов. - М.: Palace Editions, Русский музей, 2016. - 359 c.
25. Крусанов, А.В. Русский авангард, 1907-1932 : исторический обзор / А.В. Крусанов. – М. : Новое лит. обозрение, 2019. — 193 с.
26. Майкапар, А. Кандинский / А. Майкапар. - Москва: Мир, 2010. - 192 c.
27. Мурина, Е. Ранний авангард / Е. Мурина. — М.: Галарт, 2018. — 184 с.
28. Никольская, Т.Л. Авангард и окрестности / Т.Л. Никольская. - М.: Лимбах Иван, 2019. - 475 c.
29. Очеретянский, В. Забытый авангард. Россия первая треть ХХ столетия / В. Очеретянский . - М.: Нью-Йорк-СПб, 1993. - 278 c.
30. Петрова, С.А. Живопись и музыка в стихотворении В. В. Маяковского «А вы могли бы?» // ART LOGOS. – 2019. – № 2 (2). – С. 93-97.
31. Посецельская, Е. Живопись. Графика. Альбом / Е. Посецельская. — М.: Деан, 2020. — 272 с.
32. Репенкова, М. М. Вращающиеся зеркала. Постмодернизм в литературе Турции / М.М. Репенкова. - М.: Восточная Литература, 2021. - 240 c.
33. Рыков, А. В. Истоки авангарда. Западноевропейское искусство XVIII—XIX вв. / А. В. Рыков. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. — 158 с.
34. Рыков, А. В. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — 2021. — С. 745—752.
35. Рыков, А. В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2021. - C. 381—391.
36. Рылев, К. Курс постмодернизма. Путеводитель по современной культуре / К. Рылев. - М.: Крафт+, 20120. - 432 c.
37. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. — М.: Аграф, 2017. — 215 с.
38. Саруханян, А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.). — 2019. — Т. 1. — С. 3-15.
39. Саруханян, А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.). — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 16.
40. Саруханян, А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика. — 2019. — Т. 1. — С. 16—17.
41. Солодовникова, Н. Латиноамериканское искусство сквозь призму постмодернизма / Н. Солодовникова. - М.: Наука, 2019. - 292 c.
42. Тимашков, А. Интермедиальные стратегии авторов «футуристической оперы» «Победа над солнцем» / А. Тимашков. – М.: Наука, 2012. – 175 с.
43. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. — М.: Издательство МГУ, 1993. — 248 с.
44. Хайо, Д. Кандинский / Д. Хайо. - М.: Арт-Родник, 2019. - 427 c.
45. Шиндина, О. Музыкальная тема в романе Вагинова «Козлиная песнь» // Русский авангард в кругу европейской культуры. – 2021. – С. 64-70.
46. Якимович, А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда / А. Якимович. - М.: Издательский дом Искусство, 2019. - 491 c.
47. Egbert, D. The idea of «Avant-garde» in Art and Politics // The American Historical Review. — 2019. — Vol. LXXIII. — P. 343.
48. Egbert, D. D. Social Radicalism and the Arts: Western Europe: A Cultural History from French Revolution to 1968. — N. Y., 1970. — 152 р.
49. Huyssen, A. After the Great Divide. Modernism, Mass Culture, Postmodernism. — Bloomington, 1986. — 152 р.