Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Практика преподавания физической культуры в последние годы позволяет прийти к выводу, что развитию общей, специальной и профессиональной физической подготовки студентов, их успешной успеваемости способствует использование круговых тренировок в соответствии с образовательными стандартами.
Проблема физической подготовленности студентов в литературе была раскрыта такими авторами, как: Е.И. Савко, В.М. Гаптар, В.Н. Кряж, В.И. Ярмолинский, В.А. Коледа, Е.В. Осипенко, З.А. Васильева, Е.П. Врублевский, Л.И. Рыженкова, А. Скрипко, П. Шевчик, Е.И.Савко, В.М.Гаптар.
Ридж В.Н. отмечает, что уровень физического развития и физической подготовленности старшеклассников обуславливает необходимость создания соответствующих коррекционных программ, позволяющих им устранить возникшее отставание в относительно короткие сроки.
Барков В.А. Термин «физическая подготовленность» трактуется как результат физической подготовки, который выражается в определённом уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения тех или иных видов деятельности.
Одним из эффективных методов повышения уровня физической подготовленности студентов является метод «круговой тренировки». «Круговая тренировка» известна уже более полувека и получила широкое распространение и признание не только в спорте, но и в физическом воспитании как в нашей стране, так и за рубежом. «Круговое обучение» было разработано английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-58 годах, независимо от них пришёл к идее кругового обучения Б.Д. Фрактмен.
Дальнейшее развитие, с созданием целостной организационно-методической формы, идея кругового обучения получила в работах немецких специалистов, наиболее известным из которых является М. Шолих. В СССР такие ученые, как Л. Геркан, Х. Муртазин, М. Пейсахов, Г. Хачатуров, В.В. Чунин, В.Н. Кряж, В.П. Филин, И.А. Гуревич, В.А. Романенко, В.А. Максимович, В.Я. Дихтяров , И.Я. Леванов и др.
Круговая тренировка увеличивает двигательную плотность занятий, делает их более разнообразными, эмоционально насыщенными и, в конечном счёте, более интересными для тех, кто занимается.
Основной задачей использования метода круговых тренировок на занятиях по физкультуре является эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жёсткого ограничения по времени.
Круговая тренировка как неотъемлемая форма физической подготовки учит самостоятельному мышлению в развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее спланированных двигательных действий, воспитывает концентрацию и организованность при выполнении упражнений.
Многие учителя физкультуры в своей учебной работе находят и подтверждают факт высокой эффективности использования этого метода. Исследования, рассматривающие эффективность использования кругового обучения в учебно-тренировочном процессе, остаются актуальными и сегодня
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс у обучающихся 16-17 лет.
Предмет: повышение физической подготовленности обучающийся 16-17 лет методом круговой тренировки на уроках физической культуры.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность применения на уроках физической культуры комплексов упражнений, проводимых методом круговой тренировки, для повышения физической подготовленности обучающихся 16-17 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние вопроса по проблеме исследования;
2. Определить показатели (уровни) физической подготовленности обучающихся 16-17 лет;
3. Составить и в ходе педагогического эксперимента определить эффективность комплексов упражнений, проводимых методом круговой тренировки;
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагаем, что включение в уроки физической культуры комплексов упражнений, проводимых методом круговой тренировки, позволит повысить физическую подготовленность обучающихся 16-17 лет.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: изучение и анализ литературы; педагогический эксперимент; контрольное тестирование; методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования: общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.); теория и методика развития физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.) средства и методы круговой тренировки (И.А. Гуревич, Романенко В.А., М. Шолих и др.).
База исследования: Педагогический эксперимент был организован на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мурманска «Гимназия №3».
Структура курсового исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ
1.1 Физическая подготовка обучающихся 16-17 лет
Мальчики и девочки в возрасте от 15 до 18 лет учатся в старших классах. Возрастная периодизация устанавливает только приблизительные границы между этапами взросления. Однако в каждом возрасте физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма во многом определяют содержание и методику физического воспитания [32].
С учетом возраста проводится подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования.
Возраст 16-17 лет характеризуется постепенным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение адаптивных возможностей организма [15].
Формирование скелета в основном заканчивается к 17-18 годам. В это время формируется физиологическое искривление позвоночника. В 16-18 лет формирование стопы заканчивается.
В возрасте 16-17 лет особое внимание следует уделять формированию правильной осанки и развитию стопы. Чем полнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом [8].
К 16-17 годам функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем в основном заканчивается. Нервные процессы отличаются высокой подвижностью. Сила возбуждающих процессов преобладает над тормозными.
В возрасте 16-17 лет наблюдается усиленный рост сердца. Линейный размер сердца увеличивается в три раза по сравнению с размером новорожденных. Объем камер сердца в 16-17 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250-300 см3. Если за семь лет (с 7 до 14) его объем увеличивается на 30-35%, то за четыре года (с 14 до 18) - на 60-70%. Увеличение ёмкости камеры сердца превышает увеличение просветов кровеносных сосудов. Сердце часто «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 16-17 лет у 10-15% мальчиков и девочек имеется относительное «маленькое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановления после физической нагрузки. Частота сердечных сокращений у 16-17-летних составляет 76 ударов в минуту [20].
При снабжении тканей кислородом скорость кровотока является важным фактором. Время циркуляции крови в 16-17 лет составляет 18 С, а у взрослых - 17-29 С [2].
Для укрепления сердечно-сосудистой системы важны разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное увеличение физических нагрузок, систематическая физическая активность.
С возрастом происходят изменения в дыхательной системе с ростом тела, потребность в кислороде увеличивается, а органы дыхания работают тяжелее. Так, минутный объем дыхания у 16-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110-130 мл, у взрослого-всего 80-100 мл. Жизненная ёмкость лёгких и максимальная вентиляция лёгких ниже, чем у взрослых. Объем вентиляции у 16-17-летних - 45 литров в минуту [25].
Роль физического воспитания в развитии дыхательной системы особенно важна. Педагог должен обратить внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсионности) грудной клетки, укрепление дыхательных мышц. Обучающиеся должны научиться правильно дышать и помочь им освоить грудное и диафрагмальное (брюшное) дыхание. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в комплексе с развитием других систем организма, и в разном возрасте предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие определённых физических качеств следует рассматривать не только с точки зрения улучшения двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и улучшения функциональных возможностей растущего организма [11].
Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость, силу и гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, мышечная сила увеличивается к 20 и более годам; высокий уровень выносливости обычно наблюдается к 23-25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17-18 лет и, особенно в возрасте 15-16 лет должны быть строго дозированными [28].
В возрасте 16-17 лет наблюдается значительное увеличение мышечной массы и улучшение нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки для развития силы. Однако на занятиях с учениками этого возраста следует воздержаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создаются несколько позже, в 19-20 лет [30].
Следует подчеркнуть, что среднее образование совпадают с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и нестабильность нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития обучающихся определяются медицинским контролем. Физиологические способности обучающихся одного и того же возраста могут сильно различаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.
По мнению В. К. Бальцевича, методика и организация физической подготовки школьников основаны на концепции коучинга как единственной научно обоснованной концепции управления развитием физического потенциала человека.
Исследования, проведённые под руководством З.И. Кузнецовой на мальчиках-подростках, у которых нет времени на физическую культуру, показали полезность выполнения заданий-комплексов.
Практика и научные исследования показывают, что система домашних заданий необходима не только для отстающих, но и для всех остальных.
Многие авторы отмечают, что обучающиеся 9-11 классов имеют недостаточную скорость, силу, быстроту обучения [13], что создаёт определённые трудности в усвоении нового материала на уроках физической культуры и нормировании учебной программы.
Е. Я. Бондаревский, основываясь на данных многочисленных опросов широких слоёв студенческого населения, проведённых на протяжении многих лет, указывает на слабое развитие силовых качеств юношей призывного возрастов. По его мнению, это связано с низким научно-методическим уровнем и отсутствием совершенствования системы силовой подготовки студентов.
Другие двигательные качества - быстрота, ловкость, гибкость - менее важны для здоровья, чем сила и выносливость, поскольку силовые способности так или иначе проявляются в любом виде двигательной активности [30].
В старших классах созданы благоприятные условия для развития сильных качеств молодежи. Их мышцы эластичны, обладают хорошей нервной регуляцией, их сократительная способность расслабляться велика. Наблюдается быстрое увеличение мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки.
В этом возрасте у школьников часто наблюдается дисгармония мышечного развития. Дело в том, что в период между 13 и 16 годами, когда наблюдается наибольший рост длины тела и мышечной массы, некоторые группы мышц часто отстают в развитии от других.
Упражнения с отягощениями в этом возрасте-хороший способ предотвратить и устранить дисгармонию в развитии мышц, так как вы можете работать с отягощениями в любом режиме и избирательно нагружать любую мышцу. Занятия с отягощениями-это спортивная Гимнастика. Отягощениями могут служить: гантели, штанги, блокирующие устройства, амортизаторы, резиновые жгуты и другие приспособления.
В одном тренировочном комплексе комбинируется определенное количество нагрузок, что обеспечивает эффективное воздействие на все органы и системы организма.
Хорошо развитая мускулатура-действительно спутник здоровья. Мышцы не просто сосуществуют с другими органами и системами организма, а активно воздействуют на них, помогают их работе.
Силовые качества очень хорошо развиваются в возрасте 13-16 лет, и если вы не будете приобщать детей к занятиям в этом возрасте, дальнейшее развитие этого качества станет очень сложной задачей, и дисгармония также может сохраниться, то есть фигура будет непропорциональной.
По мнению многих авторов, процесс формирования двигательных навыков тесно связан с развитием физических качеств у вовлеченных людей [51].
Как указывалось ранее, эту задачу сложно решить в контексте традиционного урока физкультуры в школе [3]. Автор предполагает, что овладение знаниями по физическому воспитанию и формирование двигательных навыков будут происходить на уроке физического воспитания во время учебных занятий, а задача физической подготовки, то есть развития физических качеств, должна решаться на учебных занятиях. Физическое воспитание проводится вне рамок школьного расписания.
1.2 Понятие круговой тренировки
С развитием технологий все больше и больше детей и молодых людей отказываются от физической активности, перенося свою жизнь на экраны компьютеров. Кроме того, умственный труд становится гораздо более популярным, чем физический труд. Но природа предусматривает необходимость гармоничного сочетания физической и умственной деятельности [4].
На сегодняшний день в науке разработано множество актуальных методик, направленных на повышение уровня физического развития детей и подростков. Одним из самых простых и эффективных методов является метод круговых тренировок, поскольку он не требует сложного спортивного инвентаря и может использоваться во всех видах спорта и на любом уровне физической подготовки. Для занятий в школе достаточно минимального оборудования тренажерного зала, а именно наличия скакалок, скамеек и гантелей [17].
Метод круговой тренировки был первоначально разработан и предложен английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 годах. Основы метода круговой тренировки отражены в работах таких специалистов, как: М. Шолих, Л. Геркан, Х. Муртазин, М. Пайсахов и др.
Популярность метода круговых тренировок обусловлена тем, что этот метод позволяет самостоятельно улучшить свою физическую форму и приобрести навыки, полезные для развития вашего здоровья.
Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основой которой является последовательное повторение выбранных и объединенных в комплекс упражнений, которые выполняются в порядке последовательной смены «станций» по замкнутому кругу [23].
Отечественные ученые Геркан Л. Г., Муртазин Х. Н.в книге «занимаясь методом круговой тренировки» пишут, что «...метод круговой тренировки является одним из эффективных методов развития двигательных качеств».
В исследованиях Чунина В. В. « ... был проведен сравнительный анализ эффективности круговых тренировок и традиционных форм организации учебно-тренировочного процесса и доказано преимущество первых в улучшении механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем».
Так, например, в статье «круговая аэробика» Беспутник В. Г. пишет: выполняя упражнения методом круговой тренировки, вы можете разносторонне воздействовать на занимающихся, укреплять мышцы рук, ног и туловища. Круговая аэробика - один из способов, который можно использовать для развития двигательных качеств обучающихся старших классов. Он сочетает в себе танцевальные и гимнастические упражнения с отягощениями, упражнения с отягощениями, использование различных тренажеров. Упражнения, выполняемые в аэробном режиме, - хороший способ укрепить сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма. На занятиях вы можете использовать элементы аэробики, растяжки, народных и современных танцев, средства психорегуляции и психомышечного воздействия.
Однако анализ специальной литературы по теме исследования показывает, что традиционная круговая тренировка, ее эффективность не исключает ряда недостатков, некоторые из которых напрашиваются сами собой и носят организационный и практический характер.
В частности, по словам Васильевой Р. М. « «... традиционная круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в этой тренировке, обеспечивает только их комплексное развитие, без строгой дифференциации; непрерывный метод выполнения упражнений на станциях предполагает длительное время, необходимое для развития двигательных качеств». стандартный отдых (то же самое для тех, у кого есть способности)
В физическом воспитании круговая тренировка позволяет самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать индивидуальные умения и навыки.
Основной особенностью круговых тренировок является регулярное циклическое повторение системы физических упражнений в течение определенного промежутка времени [13].
Метод круговых тренировок подчиняется системе правил, которые позволяют повысить эффективность занятий.
1.Каждый тренировочный цикл можно считать завершенным только после выполнения всех упражнений в заданной последовательности.
2.В процессе выполнения системы упражнений по методу круговой тренировки допускается отдых не более 10-15 секунд за круг.
3.После одного полного оборота вам нужно отдохнуть 2-3 минуты. Интервал отдыха между кругами напрямую зависит от количества упражнений.
4.При использовании метода круговой тренировки рекомендуется выполнять не менее 10 раз каждое упражнение. В зависимости от сложности упражнения в круговой тренировке количество повторений выполняется от 10 до 30 раз.
5.Метод круговой тренировки предполагает выполнение упражнений не менее трех раундов [27].
Круговая тренировка проводится несколькими методами. Использование того или иного подхода зависит от уровня физической подготовки, тренировочных целей и возрастной группы.
Техники круговой тренировки
1.Непрерывный метод. Метод круговых тренировок направлен на развитие выносливости. Круговая тренировка по методу непрерывной работы заключается в выполнении упражнений вместе, чаще всего без перерывов или с небольшим интервалом отдыха. Особенностью такого подхода к тренировкам является увеличение нагрузки и увеличение количества упражнений в одном или нескольких кругах [1].
2. Метод с интервалом между потоками. Интервальный метод основан на выполнении простых упражнений с минимальным интервалом отдыха. Такой подход к тренировкам развивает общую выносливость и силу, улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
3. Интенсивно-интервальный метод. Метод интенсивных интервальных тренировок используется после того, как уровень физической подготовки значительно повысился. Уровень сложности и мощности упражнений составляет 75% от максимально возможной нагрузки. Достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения рабочего времени (10-20 сек. Его цель-сократить время работы при стандартном объеме и сохранить параметры времени отдыха (40-90 сек.). Метод интенсивных интервальных тренировок направлен на развитие максимальной силы [19].
В рамках новых образовательных стандартов, регулируемых ФГОС последнего поколения, круговые методы обучения на уроках физкультуры стали еще более популярными, чем раньше.
На современных уроках физкультуры очень часто можно столкнуться с заменой метода круговой тренировки другими аналогичными, но менее эффективными методами [6].
Методы круговой тренировки на уроках физкультуры доказали свою эффективность в процессе работы со всеми возрастными группами школьников. Их регулярное использование дает видимые результаты уже в первый месяц регулярного использования учителем.
Использование круговых тренировок на уроках физкультуры в школе имеет ряд серьезных преимуществ, среди которых следующие:
- избегай однообразия урока.
- доказанная эффективность во всех возрастных группах.
- позволяет большому количеству обучающихся выполнять упражнения одновременно и независимо, используя максимум инвентаря [22].
- быстрая смена физических упражнений позволяет выполнять упражнения на все группы мышц и избегать местной усталости.
- урок характеризуется высокой двигательной плотностью [26].
Учитель физкультуры должен очень ответственно подходить к процессу использования метода круговой тренировки в классе. Регулярно рекомендуется анализировать текущее физическое состояние класса и уточнять индивидуальные физические возможности обучающихся. Для каждого обучающегося устанавливается индивидуальная рабочая нагрузка.
В заключение необходимо подчеркнуть тот факт, что метод круговой тренировки на уроках физической культуры не единственный эффективный метод повышения уровня физического развития школьников. Рекомендуется регулярно использовать другие методы обучения, которые позволят развиваться не только учителю, но и ученикам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: / Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 2020. – 287с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]:: учебное пособие / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208с.
3. Вильчковский, Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. [Текст]: / Вильчковский Э.С. // Физкультура в школе – 2021 - №7 - С. 7-11.
4. Возрастная физиология [Текст]: Учеб. пособ. для студентов / под ред. Ю. А. Ермолаева – М.: Спорт Академ. Пресс, 2019. – 354 с.
5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: / А.А. Гужаловский – М.: Физкультура и Спорт, 2017. – 325с.
6.Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст]: / И.А. Гуревич. – М.: Высшая школа, 2020. – 256 с.
7.Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст]: / И.А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 2018. – 256 с.
8.Дихтярев, В.Я. Круговая тренировка [Текст]: / Дихтярев В.Я. // Физическая культура в школе - 2020. - № 5 - С. 12-16.
9.Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]: / Ю.И. Евсеев - Ростов н / Д .: Феникс, 2018. – 382 с.
10.Жужиков, В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки [Текст]: / Жужиков В. Г. // Физкультура в школе - 2021 - №11 - С. 17-21.
11.Каганов, Л.С. Развитие выносливости [Текст]: / Л.С. Каганов – М.: Знание. 2020. – 192 с.
12.Коробейников, Н.К. Физическое воспитание [Текст]: учеб. пособ. / Н.К. Коробейников – М.: Высшая школа, 2019. – 379с.
13.Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов [Текст]: / В.Н. Кряж – Минск: Высшая школа, 2019. – 120с.
14.Левинов, И. Я. Комплексная подготовка круговым методом [Текст]: / Левинов И. Я. // Физкультура в школе - 2020. - №2 - С.7 – 12.
15. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст]: / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2020. - 192 с.
16. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания обучающихся 9-11 классов [Текст]: / В.И. Лях. – М.: Наука, 2018. – 126 с.
17. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. [Текст]: / И.В. Манжелей – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2018. – 185 с.
18.Новикова, А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник [Текст]: / Новикова А.Д. - М; «Физкультура и спорт» 2017. - 302 с.
19. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки [Текст]: / Н.Г. Озолин. – М.: Ф и С, 2020. – 241 с.
20.Романенко, В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой [Текст]: / В.А. Романенко – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 143 с.
21.Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебник / В.М. Смирнов – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2018. – 680 с.
22. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник для вузов физической культуры / А. С. Солодков. – М: Терра-спорт Олимпия Пресс, 2019. – 520 с.
23.Титова, Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом [Текст]: / Титова Т. // Спорт в школе - 2020. - № 3 - С. 15 - 22.
24. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст]: / В. П. Филин. – М.: Просвещение, 2018. – 216с.
25. Филин, В. П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов [Текст]: / В. П. Филин. – М: Просвещение, 2018 – 169 с.
26. Фомин, Н. А. Основы возрастной физиологии спорта [Текст]: / Н. А. Фомин. – Челябинск: Пед. институт, 2019. – 132 с.
27.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учебник / Ж.К. Холодов – М.: Академия, 2020. – 480 с.
28. Ченегин, В. М. Медико-биологические основы подготовки юных спортсменов [Текст]: / В. М. Ченегин. – Волгоград, 2018. – 84 с.
29.Чунин, В.В. Комплексно-круговая форма занятий по физическому воспитанию [Текст]: / В.В. Чунин // Теория и практика физической культуры – 2019 - №10 - С. 58-62.
30. Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / С.Б. Шарманова – М.: Советский спорт, 2019. – 120 с.
31.Шолих, М. Круговая тренировка [Текст]: / М. Шолих. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 174 с.
32.Яковец, А.В. Круговая тренировка: методические рекомендации [Текст]: / А. В. Яковец. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - 56 с.