Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире США представляет собой демократическое, федеративное, правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей.
Конституция США утверждена народом, в которой впервые в мире закреплена следующая формула «Мы, народ Соединенных Штатов...» . Согласно Конституции, народ осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе, то есть представительной демократии, а также через избранного главу государства - Президент США. На основе демократических принципов формируются и исполнительная и судебная власти государства.
За ключевую основу для определения взаимоотношений народа и государства признано положение, по которому народ является свободным и государственной власти делегирует только полномочия, закрепленные в Конституции, и направленные только на охрану прав и свобод граждан.
США представляет собой договорную федерацию, которую образовали ранее независимые штаты для решения и выполнения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем, так как ни один штат не является государственно-национальным образованием, но она рассматривается как целесообразная децентрализация власти и приближение ее к народу.
В США правовое государство признается в форме «господства на права» (rule of law state), что означает приоритет права и обязанность государства опираться на закон и другие правовые нормы во всех своих действиях.
Правовое государство можно назвать одновременно и конституционным государством, в котором и народ и органы власти обязаны подчиняться Конституции, следовать и соблюдать ее, и действовать на основе ее норм права. Часть 3 VI Конституции США устанавливает, что все должностные лица, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, обязаны соблюдать и поддерживать Конституцию, что и составляет фундамент конституционной законности и правопорядка, выступающий главной гарантией прав и свобод против злоупотреблений власти.
Независимый суд осуществляет высший надзор за состоянием законности, в том числе и в деятельности государственных органов страны.
Объектом исследования выступают административные органы США.
Целью данной работы является рассмотрение деятельности основных институтов административного права США.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
-дать правовую характеристику США;
-рассмотреть историю развития государственных органов США;
-охарактеризовать систему исполнительной власти США в системе органов власти;
-рассмотреть деятельность судебной системы США.
В качестве источников информации использовалась учебная, научная и аналитическая литература.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ США
1.1.Краткая характеристика США
США можно охарактеризовать как ведущую страну в мировом хозяйстве, одну из крупнейших по территории и населению государств мира. На территории площадью около 9,3 млн. кв. км в стране проживает более 265 млн. человек, что составляет 1,7% населения всего мира.
Географическое положение, общие сведения о стране:
Территория - 9,4 млн км2
Население - 270,3 млн человек (1998 г.)
Столица - Вашингтон.
Территории США по своему размеру, хотя и уступают России, но превосходят всю Западную Европу. Административно страна включает 50 штатов и федеральный округ Колумбия.
В центральной части североамериканского континента располагаются основные 48 штатов, то есть до Центральной Америки, между Канадой и Мексикой. Эти земли омываются водами Атлантического и Тихого океанов.
Северо-западную часть континента занимает Штат Аляска, который омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океана. Аляска на западе граничит с Канадой.
Обособленный штат на одном из архипелагов Тихого океана представляют собой Гавайские острова .
Доступ США к мировым океанам - Атлантическому и Тихому, позволяет развивать транспортно-экономические связи с государствами всего мира в обоих полушариях земли - главная континентальная территория США около 48 штатов - находится между 25° и 48° с. ш. и протянулась с Запада на восток на 3 тыс. км.
Исторически океаны отделяли страну от очагов войн в Европе и Азии, что также положительно влияло на развитие экономики и улучшение благосостояния населения. Границы с соседними странами, которым относятся Канада и Мексика всегда спокойные, миролюбивые, исключающие военные конфликты.
Природные рубежи, такие как высокие горы, реки, озера совершенно не препятствуют взаимодействию и торговым, внешнеэкономическим связям с ними. В Беринговом проливе, рядом с российским островом Ратманова, находится остров Крузенштерна, который принадлежит США, проходит морская граница между Россией и США.
США - государство по всем понятиям молодое. Основные события освоения территории и развития страны охватывают период с XVI по XX век. Первоначально в состав США вошли 13 британских колоний, протянувшихся цепочкой вдоль Атлантического побережья, а в 1776 г. была провозглашена независимость и отделение их от Англии.
Территория США в ту пору простиралась на запад примерно до реки Миссисипи и была намного меньше современной. Завоевания в результате войн, покупка земель, заселение и хозяйственное освоение других территорий шло в направлении с востока на запад США. В 1867 г. была куплена у России Аляска. Гавайские острова (как и Аляска) до конца 50-х годов были колонией США, но теперь принадлежат этому государству .
В отечественной исторической науке хронологическими границами Нового времени принято считать XVII - конец XIX века. Обратный отсчет новой эры ведется с 40-х по 50-е годы. Содержание новой эры, как и предшествовавшей ей, было неоднозначным в социальном и политическом плане. Новая общественно-политическая система изначально была создана только в некоторых странах Западной Европы и в США. В других регионах мира сохранились феодальные, а в некоторых даже примитивные общинные отношения. Но преобладающая тенденция определила последующее развитие всего мира.
Феодальные отношения постепенно исчезают в Центральной и Восточной Европе, а также в некоторых странах Азии и Латинской Америки. В то же время колониальная экспансия капиталистических государств охватывает отсталые страны, которые стали одним из основных источников грубой формы и содержания первоначального накопления капитала. Внеэкономическая феодальная эксплуатация часто заменялась еще более жестокой эксплуатацией капиталистической .
И все же победа буржуазного строя ознаменовала новый, исключительный шаг в движении человечества по пути социального прогресса. Были созданы условия для быстрого, невиданного ранее развития производительных сил, качественно важных изменений в государстве и праве. Было подтверждено правовое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений.
Этому радикальному преобразованию предшествовала настоящая революция в идеологии. Рождались новые философские, политико-правовые и экономические идеи, объективно обосновывавшие неизбежность возникновения нового общества, его предполагаемые основы, в том числе принципы будущего государства и права. В области государственно-правовой идеологии положения были впервые наиболее последовательно обоснованы и остаются актуальными сегодня. Особое место в нем занимают права человека, которые по своей природе являются «естественными и неотъемлемыми» .
Государство не дарит их людям, соответственно оно ограничивает или расширяет их по необходимости, но его задача всегда состоит в их защите всегда и постоянно, так как именно только такое государство может считаться законным и демократическим. Гарантией свободы и безопасности граждан страны выступает разделение властей, то есть разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, организационно независимую и находящуюся в равновесии друг с другом .
Принцип неизменяемости судей был установлен как важнейшая гарантия независимости суда.
Многие из этих учений стали идеологией пришедшей к власти буржуазии, которая в то время переживала самый героический период в своей истории. В борьбе против феодализма буржуазия, самый экономически сильный, образованный и идейно-политически организованный класс в революционном движении, выступала в качестве представителя всей нации. И это действительно было так на начальных этапах. Но ситуация изменилась, когда она пришла к государственной власти .
В странах, где дворянство не удалось полностью отстранить от власти или, наоборот, где его значительные слои превзошли друг друга, возникает правящий союз буржуазии и дворянства, воплощением которого стала конституционная монархия. Только в ходе последующей литической борьбы, часто связанной с новыми революциями, конституционная монархия постепенно превращается из аристократической буржуазной в буржуазную парламентскую монархию, а часто и в республику .
Государственный механизм, отделенный от народа, часто сохранял преемственность с феодальным прошлым. Логическим завершением этого процесса стало установление в некоторых странах авторитарных режимов, замаскированных лишь конституционными формами. Там, где существовала демократия, она становилась элитарной.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие, становление США как государства и формирование его институтов государственной и политической власти прошло длительный путь эволюции от далекого прошлого до современного состояния.
1.2. История развития государственных органов США
В настоящее время США представляет собой федеративную республику – здесь действует Конституция, которая была принята в 1787 г. и впоследствии по мере необходимости лишь дополнялась поправками по тем или иным разделам. Главой государства выступает Президент, избранный народом на основании голосования, а законодательная власть находится в ведении Конгресса.
Во второй половине XX в. можно примерно выделить три периода, которые отличаются по целям государственного регулирования экономики, применяемым технологиям, положению США в целом в мировом хозяйстве и правопорядке.
Первый период обозначен как время после Второй мировой войны до конца 50-х годов, который завершился кризисом 1957-1958 гг.
Главными чертами этого периода отмечено то, что в послевоенной период происходит переориентация экономики США на нужды гражданского общества, на восстановление и расширение потребительского спроса как двигателя экономического роста. Этот период истории США характеризуется реализацией антикризисных программ государственного регулирования экономики .
Также этот период в международном плане отличается абсолютным экономическим превосходством США, например, в 1953 г. более пятидесяти процентов мирового объема обрабатывающей промышленности принадлежит именно этой стране, что способствовало восстановлению стран Западной Европы на основе плана Маршалла и дало возможность активно наращивать вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.
Начало второго периода связано с кризисом 1957-1958 гг. и завершилось кризисом 1973-1975 гг. В этот период растет промышленное производство США, ориентируясь на изготовление стандартных продуктов и товаров широкого потребителя. Стабильные мировые цены на сырьевые товары и основные материалы положительно сказались на развитии научно-технического прогресса в этом направлении.
В этот период в США государственное регулирование экономики характеризуется тем, что оно твердо основано на кейнсианской доктрине. Однако в этот период в стране наблюдается экономический, в мировом производстве ВВП упал с 26% в 1960 году до 23% в 1970 году, также упало и производство продуктов переработки с 30,2% в 1963 году до 24,5% в 1970-1973 годах.
Кризисные процессы середины 70-х годов ознаменовали период широкого экономического развития. В эти годы происходят серьезные изменения в позиции США в мировой экономике. Бывшие младшие партнеры, такие как западноевропейские страны и Япония, неожиданно становятся активными конкурентами США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Помимо доллара статус международных расчетных валют и резервных валют приобретают, хотя и в скромной степени, немецкая марка, японская иена и ряд других валют, что составляет серьезную конкуренцию американскому доллару.
Третий период начинается в конце 70-х годов, когда рост мировых цен на сырье вынудил экономику страны перейти на новые технологии, а экономическое развитие страны стало в значительной степени зависеть от использования достижений НТП мировой экономической системы. Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики значительно возросла, что привело к резкому росту процентных ставок в первой половине 80-х годов, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции.
В 80-е годы основной стратегической целью стало восста¬новление экономической и стратегической мощи США, и этот процесс охватил внутри- и внешнеэкономические сферы страны. Администрация США отдала приоритет независимой политике над эко¬номической координацией с союзниками, где региональные и двусторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов .
Считалось, что падение позиций США в мировой экономике было преувеличено и что страна обладала уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась в области денежно-кредитной и фискальной политики, что ознаменовали высокие процентные ставки, что привело к сильным долгосрочным негативным последствиям для мировых экономических процессов .
С точки зрения экономики США намного опережают любую другую развитую страну. ВВП Японии составляет около 2/3 в текущих ценах и обменных курсах, Германии - 1/4, а Великобритании - 1/6. В середине 90-х годов на США приходилось 25% ВВП, рассчитываемого на основе текущих обменных курсов, и 21% ВВП, рассчитываемого на основе покупательной способности доллара .
Таким образом, можно сделать вывод, что США представляет собой одно из самых высокоэффективных хозяйств в мире, уступая только некоторым странам, а именно: Швейцарии, Японии, Швеции по показателю ВВП на душу населения.
Развитие экономических процессов в самих США оказывает значительное влияние на мировую экономику, напрямую влияя на цикл и экономическую ситуацию в других странах, а также на структуру международного экономического обмена. На развитие воспроизводственных процессов в американской экономике влияет растущая интернационализация, которая в настоящее время происходит не только за счет экспорта товаров, услуг и капитала, но и за счет беспрецедентного притока товаров, услуг и капитала из-за рубежа в Соединенные Штаты .
Сегодняшний уровень развития экономики США несомненно является итогом длительного успешного развития. Страна имеет мощную экономику при наличии разнообразных сырьевых материалов для самообеспечения. В ее недрах заложены самой природой крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов.
Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодород¬нейшими почвами способствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства, поэтому в стране производится почти вся номенклатура сельскохозяйственной продукции.
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК ИНСТИТУТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Организационный механизм управления в стране
США по размеру территории значительно больше всей Западной Европы, но меньше площади России. Страна в административном отношении включает 50 штатов и федеральный округ Колумбия, где 48 штатов находятся в центральной части североамериканского континента - до Центральной Америки, то есть между Канадой и Мексикой. Берега США омываются водами Атлантического и Тихого океанов, а также и Северного Ледовитого океана – штат Аляска. Гавайские острова расположены на одном из архипелагов Тихого океана и представляют обособленный штат .
Большинство американских штатов, кроме штата Род-Айленда и штата Коннектикута делятся на графства. Всего в США имеется более 3 тыс. графств, число которых на территории каждого штата различается по количеству. Например, штаты Делавэр и Гавайи состоят всего из трех графств каждый, а вот как территория штата Техас поделена на 254 графства. А в среднем на один штат приходятся 63 графства.
В графствах может быть сформировано одно из двух типов представительных органов: либо комиссионерных советов, либо советов контролеров. Комиссионерные советы, которые получили широкое распространение главным образом в 80% графств, избираются непосредственно населением, а вот советы контролеров чаще всего формируются из выборных должностных лиц органов местного управ¬ления, которые функционируют на территории графства.
В отдельных графствах, например, в крупных и урбанизированных, таких как графства Нассау и Саффолк в штате Нью-Йорк, графство Милуоки в штате Висконсин, глава исполнительной власти избирается, и часто исполняет полномочия мэра города.
Некоторые другие должностные лица округа также избираются непосредственно населением, главным из которых является шериф, который возглавляет полицию округа и отвечает за обеспечение порядка и безопасности. Другим важным должностным лицом является прокурор, в обязанности которого входит расследование преступлений, представление интересов округа в судебных спорах и оказание юридической помощи другим должностным лицам округа.
Дела об убийствах обычно расследуются коронером. Министр финансов отвечает за денежные поступления в бюджет округа, в то время как аудитор контролирует расходование государственных средств, а бухгалтер проводит оценку активов графства для целей налогообложения, которыми располагает данное графство .