Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменения в российском образовании, связанные с достижением нового образовательного результата, заставляют нас еще раз уточнить приоритеты педагогической деятельности на всех ее этапах, выделив при этом ее личностную направленность.
Существенный интерес представляет использование технологий, основанных на теории проблемного обучения, согласно которой формирование мышления состоит не только в усвоении какоголибо объема знаний, или суммы навыков, или определенных умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребенка, которая возникает в деятельности при особых условиях . Для дошкольников она возможна лишь при сохранении игры как ведущего типа деятельности.
Глава 1 Теоретические основы особенностей развития старших дошкольников
1.1 Общая характеристика среднего и старшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте дети, как правило, нацелены на привлечение внимания к своим действиям. У них преобладает речь-монолог, а общение со сверстниками тесно связано со своими потребностями: новые игрушки, игры.
В пять лет у ребенка начинает проявляться конкуренция, зависть – так называемый «кризис пяти лет», когда другие дети воспринимаются как способ самоутверждения.
Старший дошкольный возраст отличается уже открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения .
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью.
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых .
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
В старшем дошкольном возрасте развивается устная речь и ее элементы. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй.
Воспитанники развивают словотворчество, выражают лексику и ее богатство, развивается связность речи. Трансформируется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок.
Основным фактором коммуникации является процесс познания.
Та информация, которую дошкольник приобретает в процессе общения, может быть трудной для восприятия, тем не менее, она возбуждает у него большой интерес, так как ребенок делится с со взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В данном общении совершается социальный рост дошкольника, вырабатываются социально-ценностные ориентации, постигается смысл событий, формируется готовность к новым социальным убеждениям. Организация процесса воспитания имеет две тенденции. Первая – нисходящая: от подражания взрослому. Приобретая в общении со взрослыми представления о нужных результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, которые рождаются в процессе общения и совместной деятельности, дошкольник присоединяется к ценностям взрослых людей. Вторя тенденция – восходящая: от появляющихся в деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к появлению мотивов высокого уровня, которые характеризуются взрослыми. Ориентированность на свою важность для других помогает ребенку в полной мере принимать участие в совместной деятельности, способствует приобщению к ценностям и средствам человеческой деятельности .
Ребенок к 6-7 годам переживает себя в качестве социального индивида, у него появляется потребность в новой жизненной позиции, в общественной деятельности, которая обеспечивает данную позицию. У ребенка возникает желание занять существенное место в жизни взрослых, в их деятельности. У дошкольника возникает внутренняя позиция, которая будет сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, будет определять его отношение к окружающему его миру . В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Стремление некоторых дошкольников выражается в желании сотрудничества, которое появляется в процессе игр с правилами. Данная форма общения содействует формированию постижения своих обязанностей, поступков и их последствий, формированию произвольного, волевого поведения, что выказывается существенным условием для дальнейшей учебной деятельности.
Глава 2 Организация и особенности проведения дидактических игр с детьми 5-6 лет
2.1 Дидактические игры как фактор развития внимания детей старшего дошкольного возраста; средство формирования представлений о величине у детей 5-6 лет
С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитатель подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т. д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.
Дидактические игры способствуют формированию у дошкольников психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость.
Перед тем как приступить к работе развития внимания у старших дошкольников, требуется выявить уровень внимания с помощью специальных методик. С детьми дошкольного возраста следует провести такие методики, как методика «Найди и вычеркни» (Т. Д. Марцинковская), методика «Запомни и расставь точки» (Р. С. Немов), тест переплетенных линий (А. Рей) .
Также можно разработать перспективный план работы – проведение дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста после проведения методик на развитие внимания. Примерами игр могут быть: «Лабиринты», «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Четыре стихии», «Я беру с собой в чемодан...» и т.д. Такие игры можно использовать во время и вне занятий. Также с работниками ДОУ, родителями можно провести консультацию по данной теме. Это позволит воспитателям ознакомиться с подробной информацией, особенностями развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Формирование представлений о величине
Содержание программы ФГОС ДО включает в себя наряду с физическим, социально - коммуникативным, речевым, художественно - эстетическим развитием и познавательное развитие, которое предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и его отношениях, т.е. «форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.» .
2.2 Развитие мышления детей 5–6 лет на основе дидактической игры в условиях проблемно-диалогической технологии. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, речи
К интеллектуальным умениям здесь относятся умения определять соотношение частей и целого, взаимосвязи между объектами и явлениями; видеть их изменение во времени; производить простейшие логические операции, осознанно их аргументируя .
Предлагаемые здесь дидактические игры включены игровые приемы сюжетно-ролевой игры, связанные с моделированием воображаемых или реальных ситуаций, когда предполагается распределение функций между участниками, обсуждение хода игры.
Для иллюстрирования вышеизложенного приведем фрагмент начала одного из занятий для детей 5 лет. Он дает представление о способах создания проблемной ситуации на основе дидактической игры и подведения
детей к самостоятельному формулированию нового способа действия (в этом случае деятельность педагога направлена на развитие у детей умений решать продуктивные задачи в новых, специально созданных условиях).
Работа строится в соответствии с авторской программой дошкольного курса математики, общей моделью дошкольного занятия, принятой в Образовательной системе «Школа 2100», и пособием «Моя математика» для детей 5–6 лет .
Как основа деятельности в данном случае предлагается дидактическая игра «Пограничники». Она заключается в следующем:
– на полу шнурами разного цвета выкладываются границы;
– внутри каждой границы находится страна, у каждой из которых есть свое название, например Страна игрушек, Страна книг, Страна инструментов;
– дети в группе делятся на «туристов» и «пограничников» (роли распределяются по желанию, и, следовательно, могут найтись дети, которые выберут для себя роли наблюдателя и помощника).
Заключение
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется инициативной игровой деятельностью, в особенности сюжетно-ролевых игр. Воспитанники шестого года жизни способны распределить роли в начале игры и выстраивать свое поведение, соблюдая сценарий.
Игровое взаимодействие сопутствуется речью, которая соответствует содержанию плана игры. Игровые действия детей являются более трудными, приобретают особый смысл, который не всегда раскрывается взрослому. Игровое пространство постепенно усложняется, так как содержит несколько центров, каждый из которых придерживается своей сюжетной линии. Дети умеют фиксировать поведение партнеров по игровому пространству. Дидактические игры способствуют формированию у детей таких психических процессов, как внимание, память, а также, способствуют развитию наблюдательности, сообразительности, учат детей применять имеющиеся знания и доставляют радость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
3) Блябликова В. Н., Два утенка : дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста // Музыкальный руководитель. — 2022. — № 3. — С. 5
4) Варетимосс Л. Ю., Дидактическое пособие "Улитка" // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 4. — С. 79-85
5) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-60
6) Дахин А. Н., Игра - дело серьезное и... дидактическое // Школьные технологии. — 2021. — № 5. — С. 41-46
7) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
8) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2019. — № 3/4. — С. 48-50
9) Каган, В.Ф. Очерки по геометрии. Издательство: М.: МГУ, 1963.
10) Климов Е. А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
11) Кубашова Н. В., Круг, квадрат, треугольник : занятие в первой младшей группе // Поем, танцуем и рисуем. — 2021. — № 12. — С. 48-53
12) Мошнина Р. Ш., Методические особенности формирования у младших школьников представлений о единицах измерения времени (исправляя ошибки ВПР) // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2021. — № 6. — С. 22-28.
13) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018.- 80 с.
14) Плиско Е. А., Региональный компонент в использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства, музыки и во внеурочной деятельности // Учитель музыки. — 2021. — № 1. — С. 52-57
15) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.–Санкт-Петербург : Питер, 2000.–705, [7] с.
16) Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебн. пособие Под ред. В. А, Сластенина,- М.: Академия, 2020. - 336 с.
17) Сорокина А.И. Дидактические игры [Текст] / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982.
18) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016.
19) Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, делова. Решение учебных и профессиональных проблем/ Л.И. Федорова. -Москва: Форум, 2021.
20) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
21) Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2020.
22) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.