Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в последнее время наблюдается рост потребности музыкантов реализовать свой творческий потенциал через коллективные формы музицирования, что обуславливает рост популярности ансамблевого исполнительства.
Не исключение здесь и баянное ансамблевое исполнительство. Данная форма исполнительства имеет свою историю, традиции, обширный репертуар, в том числе и оригинальный, написанный специально для данного инструмента.
Бесспорно, ансамбли баянистов, стоят на особом месте в музыкальной культуре России. Благодаря данной форме исполнительства раскрываются все новые возможности данного инструмента. А это, в свою очередь способствует воплощению замысла композитора, а также расширяет репертуарные горизонты.
Современное обучение баянистов игре в ансамбле происходит на разных уровнях музыкального образования. Для школьников в условиях дополнительного образования обучение баянистов игре в ансамбле отражается в содержании направления «Народные инструменты» и регламентируется ФГТ.
Целью курсовой работы является анализ опыта формирования и развития ансамблевых навыков в классе баяна ДШИ.
Задачи:
Изучить ансамбль баянистов как форму коллективного исполнительского творчества
Рассмотреть понятия «умение» и «навык» в исполнительском творчестве
Проанализировать опыт обучения баянистов ансамблевому исполнительству в современной детской музыкальной школе
Представление личного педагогического опыта на примере открытого урока ДШИ №3 г. Барнаул 16
Объектом курсовой работы являются детская школа искусств №3 г. Барнаула.
Предметом курсовой работы являются методы и приемы формирования у обучающихся игре на баяне умений ансамблевого исполнительства.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы: изучение литературы, анализ, сравнение, анкетирование, интервьюирование,
Методологическая основа курсовой работы. В данной курсовой работе были проанализированы труды следующих авторов В. А. Аверин, М. И. Имханицкий, Е. И. Максимов, А. М. Мирек, Л. З. Болковский, Т. А. Гайдамович, А. Д. Готлиб, В. Р. Завьялов, В. И. Розанов, С. Н. Рубинштейн, Е. Г. Сорокина, Ю. Т. Акимов, Н. И. Голубовская, Р. Р. Давидян.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
АНСАМБЛЯ БАЯНИСТОВ
1.1 Ансамбль баянистов как форма коллективного
исполнительского творчества
Ансамблем является коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения [26].
Совместное исполнения в ансамбле предусматривает у музыкантов навыки совместной игры, а также чувствительность и способность к совместному творчеству. Объединение художественных намерений, общий эмоциональный отклик на исполняемое произведение отличает настоящее ансамблевое искусство.
Все ансамбли делятся по количественному составу, их принято делить на малые ансамбли, средние и большие. Исходя из количественного состава, ансамбли имеют свои закономерности в организационных, творческих и психологических характеристик. В состав малых ансамблей входит не больше семи-восьми человек.
Отметим, что среди начинающих музыкантов ансамблистов часто распространено мнение, что при большем количестве участников в ансамбле, на каждого из участников ложится меньше ответственность, что делает проще для музыкантов ансамблевое исполнение. Однако, реально чем сложнее произведение, его фактура, разнообразие тембровых красок в сочинении, чем в данном произведении больше партий, тем для музыкантов сложнее достижение совершенных интерпретаций [23, с. 38].
Ансамблевое исполнительство, имеет свою специфику в исполнении и технике, как и любой другой вид творчества, а разные виды совместного музицирования имеют свою важную специфику, но отметим, что основные принципы для ансамблевого творчества все же едины.
Характерной особенностью для баянных ансамблей является тембровая однородность, что во многом является определяющим для техники исполнения.
Многие авторы, анализирующие технику ансамблевого исполнительства, указывают на необходимые для этого навыки и качества для музыкантов-исполнителей. Также к особенностям ансамблевого исполнительства относят умение музыкантов совместно играть с одним или сразу несколькими партнерами. Данное умение выступает очень важным для нарастающего профессионального мастерства музыканта - баяниста. Работа каждого музыканта в ансамбле, все же сопряжена с рядом трудностей, к примеру, достаточно тяжело музыкантам начать ощущать себя частью чего - то целого, придерживаться дисциплины, так игра в ансамбле требует у исполнителей присутствия целого ряда ценных профессиональных качеств: дисциплины в отношении ритма, ощущения нужного темпа, развитых мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха. Игра в ансамбле вырабатывает у музыкантов уверенность, требует стабильности в исполнении произведений [23, с. 40].
Совместное музицирование для ансамблистов позволяет обмениваться опытом и знаниями, что повышает профессионализм каждого, так как каждый менее яркий музыкант при совместном музицированиее вынужден подтягиваться к уровню более сильного музыканта.
К тому же игра в ансамбле для музыкантов открываются совершенно новые возможности, это связанно с тем, что для ансамблистов становятся доступны к исполнению гораздо большее количество музыкальных произведений.
К тому же баянисты, которые занимаются сольным исполнительством, имеют возможность, осуществляя работу над произведением, самостоятельно составлять общий план произведения, работать над деталями этого произведения.
Что касается ансамбля, то данный аспект здесь реализуется при совместной работе над произведением. Отметим, что в ансамбле возможно выделять определенную сольную партию на фоне звучания других, что ценно вообще, а особенно при исполнении полифонической музыки, где каждый голос можно подать в четком соответствии с его характером. Так солист-баянист часто только запоминает и изучает звук каждого голоса, однако часто не имеет возможностей для его рельефного воспроизведения.
Также у ансамблистов – баянистов и не только у них, вырабатывается следующий ценный навык, который позволяет уметь непосредственно в процессе музицирования распределять свое внимание. К особенностям ансамбля относят и факт его расположения более богатыми тембровыми возможностями.
Для того, чтобы реализовать все возможностей в коллективном исполнительстве необходимо виртуозное владение музыкальным инструментом всех участников ансамбля. В этом случае ансамбль является профессионально сильным. А также при каждом исполнителе, способном на выразительную и технически безупречную игру ведущего голоса, что позволяет ему стать лидером и вести за собой других музыкантов. В связи с этим в ансамбле не должно быть делений на ведущих и не ведущих музыкантов, на солистов и аккомпаниаторов. При участии в ансамбле все музыканты равны, и одинаково должны уметь быстро переключаться с одной функции на другую. Партитура хорошо звучит только в том случае, если на должном уровне исполнены все голоса, все партии. И чем меньше ансамбль по количеству участников, тем больше удельный вес каждого, тем большая нагрузка ложится на него [17, с. 96].
В ансамблевом исполнительстве тоже существует потребность в дирижерской подсказке, но она минимальна. Немногочисленные артисты хорошо видят друг друга, в процессе исполнения они имеют достаточно возможностей для взаимного контакта. Но необходимость координации исполнительских намерений участников ансамбля, объединения их общим замыслом существует. В разных коллективах данная ситуация решается по-разному, но чаще всего наиболее инициативный, профессионально одарённый, авторитетный музыкант становится «первым» среди равных.
Работа в ансамбле обязывает исполнителя согласовывать свои интересы с интересами партнеров, и не только в творческом аспекте, но и в таких отношениях, как подчинение законам коллективизма, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения ансамблевая деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд.
Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе.
1. 2 Понятия «умение» и «навык» в исполнительском творчестве
В педагогической науке понятие «навык» неразрывно связано с понятием «умение». Умение определяется как «подготовленность к сознательным и точным действиям», а навык – как «автоматизированное звено этого действия. Элементы умения часто переходят в навык» [21, с. 71].
Творческий характер умений и навыков в практической деятельности музыканта, отсутствие четкой грани, разделяющей их функции, не позволяют точно определить – какая степень освоения того или иного действия необходима для перехода из одной категории в другую. В то время наличие таких понятий, как «творческое» умение, «умение–мастерство», «система навыков», дает ориентировочное представление как педагогу, так и обучающемуся о возможно высоком профессиональном уровне исполнения музыкального произведения, качестве звучания инструмента, степени овладения музыкальным материалом, авторскими исполнительскими указаниями в нотах.
Исполнительские же навыки музыканта-ансамблиста заложены уже в самом названии жанра и заключаются в умении играть вместе. «В соответствии со значениями слова «вместе» – одновременно, разом, нераздельно, сообща, – технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнёров), уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики), согласованность штрихов всех партий (единство приёмов, фразировки). Выполнить эти технические требования может лишь музыкант, обладающий хорошо развитым умением слушать общее звучание ансамбля».
Собственно, зависимость исполнителей друг от друга при игре в ансамбле остается всегда, иначе это был бы не ансамбль, а несколько солистов. Но если на первых порах она сковывает музыканта в такой степени, что он чувствует себя словно пленником, то со временем это ощущение проходит. На более позднем этапе каждый начинает мыслить такими же категориями, как и другие участники ансамбля, и ощущение какой-либо скованности отпадает [21, с. 73].
Следует сразу же оговориться: ансамбль – это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив свою индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам, общим требованиям в воплощении авторского замысла. В то же время ансамбль отнюдь не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования.
Опытному ансамблисту свойственны известная свобода и даже некоторое импровизаторство при исполнении своей партии. Многое зависит от того, какова функция его партии в данный момент. Если голос (главный и даже второстепенный) исполняется одним музыкантом, его можно играть всякий раз чуть иначе. А при исполнении его двумя партнерами (например, в октаву или терцию) надо играть по заранее согласованному плану, ибо нет гарантии того, что если один партнер изменит план, то второй сразу же поймет его и последует за ним.
В процессе работы над новым произведением обговариваются не только общий план исполнения, но и детали, способствующие реализации данного плана. В зависимости от звучания главной мелодической линии определяется характер исполнения других партий: где играть громче, а где тише, каков штрих в том или ином месте, где начинается crescendo, а где diminuendo.
Но, оказывается, и при этих условиях остается возможность для проявления индивидуальности участников ансамбля. Ведь в каждом отдельном случае была определена задача – что делать, а как делать, решает сам исполнитель, исходя из опыта и собственного ощущения музыки. Нет двух исполнителей, которые сделали бы crescendo одинаково. Даже одна и та же фраза у всех звучит по-разному. И это закономерно: каждому свойственна его манера высказывания [17, с. 39].
В партитурах для ансамбля немало сольных мест, причем не только в партии первого баяна, но и в других. В рамках согласованного плана каждое соло может быть сыграно несколько иначе, чем раньше: чуть громче или чуть тише (динамические варианты), быстрее или медленнее (темповые), сделано больше или меньше ritenuto или accelerando (агогические), словом, здесь вступают в силу многие «чуть-чуть». Небольшие отступления в сольных эпизодах потребуют в свою очередь таких же отступлений и при исполнении других партий, в результате чего произведение в целом будет сыграно всякий раз немного по-новому, что избавляет ансамбль от штампа. Следовательно, и в рамках «чуть-чуть» индивидуальность имеет немалые возможности для самовыражения. В данном случае дело за самим ансамблистом: чувствует ли он музыку настолько тонко, чтобы всегда угадать меру этих отклонений, которые, с одной стороны, должны находиться в рамках авторского замысла, а с другой – не противоречить задуманному исполнительскому плану.
Разумеется, солист-баянист имеет гораздо больше возможностей для импровизации, нежели ансамблист. И это понятно: он не зависит от партнеров, поэтому его сиюминутное состояние может быть выражено с куда большей степенью свободы, чем было «запрограммировано» ранее. Ансамблист находится в ином положении. Однако импровизационное начало в его игре (точнее – элементы импровизации), как мы в том убедились, не исключено.
Первое, с чего начинается работа ансамбля – это формирование его состава. Исполнение в ансамбле предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль желательно комплектовать из исполнителей, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно по степени владения баяном или аккордеоном. При подборе членов ансамбля руководитель тщательно продумывает распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям ансамблистов. Здесь неодинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае ансамблист будет слишком долго выучивать её и плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в классе ансамбля ожидаемого творческого результата [12, с. 101].
Говоря об ансамбле как качестве исполнения, мы подразделяем это понятие на ансамбль динамический и ансамбль ритмический.
Динамический ансамбль предполагает достижение при исполнении равновесия силы звучности каждой партии.
В музыке редко можно встретиться с примерами одинаковой силы звучности мелодических и аккомпанирующих голосов. Обычно под ровностью звучания партий ансамбля подразумевается известное соотношение силы звука в мелодии и сопровождении. Как бы ни были важны подголоски, контрапункт, гармония или бас, они лишь дополняют мелодическую мысль. Но не следует и слишком сильно выделять мелодию: такое нарушение равновесия голосов граничит с искажением авторского текста, так как отдельные голоса заглушаются мелодией, «пропадают». Полноценность звучания мелодии во многом зависит от манеры исполнения аккомпанемента. Исполнители аккомпанирующих партий должны хорошо слышать мелодию и сопровождать ее в полном соответствии с характером и фразировкой. Аккомпанемент не может быть безразличным к движению мелодии. Басовый голос в ансамбле, как правило, должен звучать тише мелодического, но в тоже время громче средних голосов, создавая как бы фундамент для всего звучания, расположенного над ним.
2. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУСТВ УМЕНИЙ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА БАЯНЕ
2.1. Анализ опыта обучения баянистов ансамблевому исполнительству в современной детской музыкальной школе
Опыт обучения баянистов ансамблевому исполнительству анализировался нами на базе Детская школа искусств №3 г. Барнаула [22].
В анализе принимали участие 12 педагогов, имеющие стаж работы от 3 до 20 лет. С этой целью была разработана анкета.
Вопросы анкеты:
1) укажите ваш пол М/Ж
2) укажите ваш возраст 20-30, 31-40, 41 -50, 51 и более
3) укажите стаж работы 1- 5 года, 6- 10 лет, 11- 15 лет, 16 – 20 лет, более 20 лет
4) применяете ли вы в вашей практике ансамблевая форма музицирования?
В случае ответа нет, ответьте на следующий вопрос
5) Если нет, то с чем это связанно? __________________
6) Существует ли в вашей школе предмет ансамбль? ДА/НЕТ
7) Какие трудности возникают при организации данной формы деятельности? ________________________
8) По каким принципам формируется состав ансамбля?________________
9) С какого возраста (класса) нужно начинать занятие ансамблем? __
10) Существуют ли проблемы с подбором репертуара?
11) Какие самые распространенные по количеству участников ансамбли?
В ходе опроса были получены ответы, на основании которых были сделаны следующие выводы, 30% женщины в возрасте от 30 до 40 лет, со стажем работы от 1 до 10 лет, большинство опрошенных 70% - мужчины в возрасте от 41 и более лет, со стажем работы от 16 лет и более. Применяют на практике ансамблевую форму музицирования применяют педагоги мужчины со стажем более 16 лет. Не применяют данную форму музицирования женщины – педагоги в связи со сложностью формирования ансамбля и малым опытом работы.
В данной ДШИ есть предмет ансамбль. При организации данной формы деятельности педагоги не столкнулись со сложностями. Состава ансамбля формируется по желанию учащихся и исходя из их навыков. Занятия ансамблем в ДШИ начинаются с 8 лет, педагоги сталкиваются с низкими игровыми навыками у учащихся при подборе репертуара. Наиболее распространенными по количеству участников ансамбли – это дуэты и трио, в связи с малым количеством учеников.
Также для педагогов ДШИ было проведено интервьюирование, в ходе которого было выявлено, что сегодня существуют факторы, которые отпугивают желающих обучатся игре на баяне, сюда входит высокая стоимость инструмента, большое вложение труда и времени для приобретения навыка игры на инструменте
Для формирования состава ансамбля часто приглашаются все желающие ученики класса, а в классе могут учиться ученики с разным уровнем навыков игры на баяне, также желание учащегося играть с тем или иным партнером могут не совпадать.
Выше уже было отмечено, что успех каждого ансамбля будет зависеть от его организации и общих интересов, предпочтений и вкусов учащихся, их уровня исполнительского мастерства. Важную роль играет и распределение в ансамбле учеников по партиям. Данный момент конечно можно опустить, но от него во многом будет зависеть стабильность и продуктивность работы в коллективе, что будет обуславливаться мерой заинтересованности учеников в игре в данном ансамбле.