Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ряд исследователей называют Южную Америку быстроразвиваю-щимся регионом, но, отметим, в большинстве государств данного конти-нента не хватает развитой инфраструктуры, учреждений социальной за-щиты, также в странах континента имеется большое социальное неравен-ство, тормозящее развитие данного региона.
Актуальность темы исследования. Отличительной чертой междуна-родный отношений в современном мире стало развитие интеграционных организаций. Ещё со второй половины двадцатого века, интеграция стала ведущим инструментом, способствующим развитию региональных эконо-мик стран-участниц интеграционных организаций, и смогла увеличить их конкурентоспособность на мировой арене. Сейчас невозможно вообразить деятельность какого-либо субъекта в полной изоляции от остального мира. Интеграция отдаёт предпочтение глубокому развитию всесторонних свя-зей, объединяет производственные возможности стран-участниц, а также помогает более рационально использовать топливные, трудовые и сырье-вые ресурсы, а также помогает улучшать территориальное разделение труда. Не смотря на положительные факторы, в процессе интеграции страны-участницы могут столкнуться и с негативными моментами, кото-рые могут затянуть процесс объединения на долгие годы, а может и вооб-ще разрушить интеграционную организацию, приводя к негативным по-следствиям для всего региона.
Объект исследования – Форум для развития Южной Америки
(ПРОСУР).
Предмет исследования – эволюция ПРОСУР в период существова-ния.
Хронологические рамки исследования представлены с 2019 года –даты образования форума для развития Южной Америки и по настоящее время.
Степень изученности проблематики исследования мало изучена. Проблемы интеграции в Южной Америке являются актуальными в науч-ном сообществе и представляют интерес для множества ученых. По срав-нению с количеством зарубежных работ, в России данная тема не сильно развита, что повышает актуальность работы автора. Использованные ис-точники и литературу мы условно классифицируем на 3 группы. К первой группе отнесём исторические источники, где зафиксированы основные да-ты формирования, становления интеграции. Ко второй группе относятся труды учёных, представляющие разные подходы к проблематике исследо-вания. Третья группа – СМИ на португальском, испанском и английских языках, представляющих собой подтверждение тех или иных политических шагов, событий. Таким образом, на основе анализа источников и литера-туры сделаем вывод о том, что тема курсовой остаётся недостаточно ис-следованной.
Цель работы – выявление проблем, а также достижений Форума для Развития Южной Америки (ПРОСУР).
Задачи исследования:
- изучить хронологию интеграций региона Южной Америки;
- сформулировать предпосылки формирования ПРОСУР;
- проанализировать действия ПРОСУР;
- оценить эффективность деятельности Форума для развития Южной Америки относительно интеграции;
- выявить проблемы интеграции;
- изучить достигнутые сообществом цели в период его существова-ния.
Методология исследования. При написании курсовой мы придержи-вались системного подхода, который позволяет изучить процессы инте-грации континента Южной Америки, как сложной многоуровненовой си-стемы, где ПРОСУР – ключевой элемент, позволяющий обеспечить ста-бильность региона, устойчивость государств к разным видам угроз, одно-временно определяя последующую эволюцию и развитие.
Структура курсовой сформирована в соответствии с целью и зада-чами исследования. В неё входят введение, три главы, список использо-ванных источников и литературы. В первой главе уделяется внимание пер-вопричинам и предпосылкам формирования ПРОСУР, а также рассматри-ваются предыдущие и действующие на данный момент интеграции в реги-оне. Вторая глава посвящена вопросам деятельности и работы сфер Фо-рума для развития Южной Америки. Достижения, проблемы и перспекти-вы интеграции ПРОСУР рассматриваются нами в заключительной третьей главе.
1. Исторические предпосылки формирования ПРОСУР
1.1 Организации предшественники
Процесс эволюции интеграционных процессов стран Южной Амери-ки можно отследить на примере функционирования наиболее значимых образований региона. Механизмы устройства и особенности функциони-рования региональных блоков могут служить основой для составления оценки глубины интеграции стран региона.
В 1960 году по договору в Монтевидео была создана латиноамери-канская региональная организация, существовавшая в период с 1960 по 1980 годы. Государства-участники – Аргентина, Боливия, Бразилия, Вене-суэла, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай.
Согласно договору Монтевидео, подписавшие его страны обязались создать зону свободной торговли, которая должна начать действовать в течение 12 лет (целевой показатель — 31 декабря 1972 г.). Каракасским протоколом (1969 г.) этот срок был изменен до десяти лет (до 31 декаб-ря 1980 г.). Этот процесс будет осуществляться постепенно путем устране-ния всех ограничений, квот и налогов на торговлю между государствами-членами.
Андское сообщество (CAN), до 1969 года известное как Андский пакт или Андская группа, представляет собой правовое политическое со-общество, созданное как международная организация, созданная для до-стижения всеобъемлющего, сбалансированного и автономного развития совместно с андскими государствами и народами. Он состоит из четырех андских штатов и был создан с вступлением в силу Картахенского согла-шения 26 мая 1969 года.
Процесс Андской интеграции начался с подписания Картахенского соглашения 26 мая 1969 года. У него есть органы и учреждения, которые являются частью Андской системы интеграции (SAI). Штаб-квартира Ге-нерального секретариата находится в Лиме, Перу, а резиденция Андского парламента — в Боготе, Колумбия. К основным целям данной интеграции отнесём - рост степени независимости от промышленных центров, инду-стриализация, увеличение роли внутреннего товарооборота и создание таможенного союза.
Во время первого этапа интеграции (1969-1980-х гг.) осуществляли активное участие государство в экономической жизни общества. За нацио-нальным капиталом сохранялись все основные отрасли экономики, а за иностранным был установлен контроль. На втором этапе (1982-1988 гг.) Андское сообщество переживало кризис, объём внутренней торговли со-кратился и исходя из этого, пришлось сменить модель экономического развития на либерализацию внутренней экономически и открытости по от-ношению к мировому рынку. На третьем этапе предполагалось создание сообщества стран по типу Европейского Союза. К 1991 году подразуме-валось создать зону свободной торговли, а к 1995 таможенный союз .
В 1986 году две крупнейшие южноамериканские державы, Аргенти-на и Бразилия, выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и возможной последующей интеграции. Уругвай и Параг-вай, находящиеся между Аргентиной и Бразилией, подхватили инициати-ву, и в 1991 году был пописан Асунсьонский договор о создании МЕР-КОСУР, - соглашение, призывающее к «свободному перемещению това-ров, услуг и факторов производства между странами». Четыре страны до-говорились отменить таможенные пошлины, ввести общий внешний та-риф в размере 35 процентов на некоторые виды импорта из-за пределов блока и принять общую торговую политику в отношении внешних стран и блоков. Члены устава надеялись сформировать общий рынок, аналогич-ный рынку ЕС, для расширения деловых и инвестиционных возможностей региональных отраслей и поощрения местного развития. Блок да-же рассматривал возможность введения единой валюты. Отметим, но ре-ально торговый блок организовался лишь к 1995 году, в связи с путаницей с документами .
В 1994 году было заключено дополнительное соглашение, в котором подтвердилось создание зоны свободной торговли с задачей последующе-го преобразования её в таможенный союз. Вступивший в силу в 1995 году договор обеспечил работу общих таможенных пошлин на импорт товаров. За всё время своего существования МЕРКОСУР превратился в наиболее успешный торгово-экономический союз развивающихся стран.
Создание Южноамериканского сообщества наций возникло по ини-циативе Бразилии, которая с 19-го века всегда ориентировала свою внеш-нюю политику в соответствии с концепцией Южной Америки, а не Латин-ской Америки. 31 августа и 1 сентября 2001 года президент Бразилии Фернандо Энрике Кардосо созвал совещание глав государств Южной Америки. На нём поднялся вопрос региональной интеграции, особенно вопрос интеграции энергетики и дорог.
Второе совещание президентов Южной Америки состоялось в Эква-доре с 26 по 27 июля 2002 года, когда был принят Гуаякильский консенсус по вопросам интеграции, безопасности и инфраструктуры в целях разви-тия, в котором он проявился с целью построения будущего мирного суще-ствования и постоянного сотрудничества. Проект развития межрегиональ-ной энергетики и дорог Кардосо был поддержан и расширен с участием Бразильского банка развития .
На третьем совещании президентов Южной Америки 8 декабря 2004 года было официально анонсировано создание Южноамериканского со-общества наций, также президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва объявил о строительстве Межокеанского шоссе, соединяющего Бразилию и Перу. Это был не просто двусторонний проект, так как в нём участвовали все страны региона.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Источники
1. Council on Foreign Relations: «Mercosur: South America’s Frac-tious Trade Bloc», 2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.cfr.org/backgrounder/mercosur-south-americas-fractious-trade-bloc.
2. Declaración Presidencial sobre la Renovación y el Fortalecimiento de América del Sur. (23 de marzo de 2019) [Электронный ресурс] URL: https://foroprosur.org/wp-content/uploads/2020/09/DECLARACION-PRESIDENCIAL-23-3-2019.pdf.
3. Declaración de Cancilleres y Lineamientos para el Funcionamiento del Foro para el Progreso y la Intergación de América del Sur (25 de septiem-bre de 2019 ) [Электронный ресурс] URL: https://foroprosur.org/wp-content/uploads/2020/09/Declaracion-de-Ministros-de-RREE-1.pdf.
4. Prosur: «Cumbre Presidencial PROSUR» 12 de diciembre de 2020 [Электронный ресурс] URL: https://foroprosur.org/cumbre-presidencial-prosur/.
5. Perspectivas del Comercio Internacional de América Latina y el Caribe, 2020 / CEPAL. Santiago, 2021.
6. Declaración de Presidentes sobre Seguridad Regional (21 de julio de 2022) [Электронный ресурс] URL: https://foroprosur.org/wp-content/uploads/2022/07/Declaracion-de-Presidentes-VII-Reunion-ESP.pdf.
7. Declaración presidencial de PROSUR sobre acciones conjuntas pa-ra enfrentar la pandemia del coronavirus (16 de marzo de 2020) [Электрон-ный ресурс] URL: https://foroprosur.org/wp-content/uploads/2020/09/Declaraci%C3%B3n-Presidencial-1era-Coronavirus.pdf.
II. Статьи
1. Прохоренко И. Л. Внешнеполитическая мысль в Латинской Америке: концепты, подходы и направления исследований // Вестник Рос-сийского университета дружбы народов. Серия: Международные отноше-ния. 2019. № 2. Т. 19. С. 177-186.
2. Хейфец В., Хадорич Л. Союз южноамериканских наций: ту-манные перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 2. C. 85-93. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-85-93.
3. Яковлев П. П. Латиноамериканские модели участия в глобали-зации: региональные черты и страновые особенности // РСМ. 2020. № 2 (107). С. 135-157 [Электронный ресурс ] URL: http://dx.doi.org/10.31249/rsm/2020.02.08.
4. Haslam P.A. Globalization in Latin America and its critics // Inter-national Studies Review. 2012. Vol. 14. No. 2. P. 331-339.
5. Jenne N., Briones Razeto, S. Integración regional y la política exte-rior de Chile. ¿Paradoja o acomodo? Estudios Internacionales. N 189 (2018). Pp. 9-35.
6. Serbín A. “Atlántico vs. Pacífico?: Mega-acuerdos e implicaciones geo-estratégicas para América Latina y el Caribе. // ¿Atlántico vs. Pacífico”: América Latina y el Caribе, los cambios regionales y los desafíos globales. Anuario de integración regional de America Latina y el Caribe. № 10, 2014, Buenos Aires, CRIES. Pp.15-72.
7. Zelada Castedo, A. Perspectiva histórica del proceso de integración latinoamericana. Ciencia y Cultura, núm. 17, agosto, 2005, pp. 115-116.
III. Периодические издания
1. A favor o en contra de la integración económica/políica de su país con los otros países de América Latina. Argentina, Bolivia, Brasil, Chile, Co-lombia, Ecuador, Paraguay, Perú, Ururguay, Venezuela. Latinobarómetro, 2017.
2. CNN: Iván Duque es el presidente de Colombia más impopular en décadas [Электронный ресурс]: https://cnnespanol.cnn.com/2018/12/04/ivan-duque-es-el-presidente-colombiano-mas-impopular-en-decadas/.
3. Estudio Económico de América Latina y el Caribe. CEPAL, 2018. Pp. 61-63.
4. La Republiсa: Roberto Junguito «Economías de Prosur» 29/03/2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.larepublica.co/analisis/roberto-junguito-500053/economias-de-prosur-2845312.
5. Left Voice «PROSUR: The New Tool for U.S. Imperialism in Latin America», April 17, 2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.leftvoice.org/prosur-the-new-tool-for-u-s-imperialism-in-latin-america/.
6. Mundo: «Líderes sul-americanos assinam documento para criação do Prosul» 22 March 2019 [Электронный ресурс] URL: https://g1.globo.com/mundo/noticia/2019/03/22/lideres-sul-americanos-assinam-documento-para-criacao-do-prosul.ghtml.
7. Telesur TV (Венесуэла): «Просур» — новый инструмент США для агрессии против Венесуэлы» [Электронный ресурс] URL: https://news.rambler.ru/latinamerica/41915529/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink.