Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы состоит в том, что, государственная политика является одним из важнейших факторов развития страны. Ее изучение необходимо для дальнейшего применения в формирование принципов всех сфер политической деятельности.
Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
Государственная политика - это трансформация политических целей в государственные программы и практические меры, направленные на достижение соответствующих результатов. Реализация государственной политики - это систематический процесс, в ходе которого органы власти и институты гражданского общества используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для достижения своих целей.
Процесс реализации политики представляет собой набор взаимосвязанных мер и форм управления, которые, следовательно, следует отличать от реализации политики. На этапе разработки государственной политики в целях обеспечения ее эффективной реализации устанавливается система инструментов и методов, с помощью которых осуществляются запланированные мероприятия, то есть формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-административную, нормативно-правовую базу, финансово-экономическую составляющую, а также системы управления человеческими ресурсами. Реализация политики может осуществляться как линейный процесс реализации планов. Действия по определенным правилам; система взаимосвязанных действий.
Реализация государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но даже в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правовой поддержки для будущих государственных решений. Качество системы правового регулирования общественного порядка определяется факторами ее эффективности. Существует несколько уровней правового регулирования политики: 1) Конституция, определяющая принципы построения системы власти и принципы формирования общественного порядка; 2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Российской Федерации, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели и; 4) уставы, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, вопросы регулирования имплементационной деятельности отражают руководящие принципы в конкретной области; 5) государственные договоры о разработке и реализации государственных программ, отражающие требования к качеству исполнения и результаты деятельности; 6) постановления органов
Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.
В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.
Степень разработанности проблемы. Государственная политика является сложным, комплексным феноменом. Ее анализом и системным изучением, выявлением форм и методов ее осуществления, поиском направлений повышения ее эффективности, в том числе в условиях происходящих технологических, демографических, социальных и иных трансформаций занимаются многие ученые, среди которых: Айрапетян М.С., Андросов В.В., Афонцев С.А., Большаков С.Н., Бургонов О.В., Вертакова Ю.В., Демиденко Д.С., Ершов М.В., Князьнеделин Р.А., Коломбатто Э., Константиниди Х.А., Кудрявцева Т.Ю., Кузьбожев Э.Н., Кузык Б.Н., Курбанов А.Х., Кушлин В.И., Лившиц В.Н., Любимов И.Л., Лясников Н.В., Орлова Е.Р., Тамбовцев В.Л., Танасова А.С., Соколова Е.Ю., Харла мова Т.Л., Чепель С.В., Яковец Ю.В. и др.
Объект исследования - государственная политика.
Предмет исследования - формирование и реализация государственной политики.
Цель исследования - рассмотрение моделей разработки и реализации государственной политики.
Задачи исследования:
изучить сущность и модели государственной политики;
рассмотреть модели государственной социальной политики;
охарактеризовать государственную политику в 2022 г.;
раскрыть прогноз на 2022 г.
Методология исследования. Методология данного исследования состоит в системном, структурном и функциональном подходах.
Информационной базой исследования явились данные социологических исследований отечественных авторов, материалы периодической печати, научная литература, электронные ресурсы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа призвана обобщить различные взгляды на сущность государственной политики в РФ.
1. Теоретические основы моделей разработки и реализации государственной политики
1.1. Сущность и модели государственной политики
Разработка государственной политики - это процесс формирования государственной программы действий на определенный период, в течение которого определяются цели и действия каждого направления этой политики. Разработка государственной политики предполагает внедрение комплексного подхода, учитывающего все сферы деятельности государства .
Существуют различные модели государственной политики в зависимости от людей, ответственных за продвижение целей этой политики и развитие ее деятельности. Среди моделей общественного порядка выделяются следующие: во-первых, модель «сверху вниз», которая предусматривает принятие решений высшими уровнями управления и их последующую передачу на более низкие уровни управления, а также исполнителей, ответственных за выполнение конкретных задач, полномочия, которые выступают в качестве пассивных участников процесса; во-вторых, «низовая модель», предполагающая начало разработки государственной политики с более низкого уровня системы государственного управления, которая в этот процесс вовлекает общественные организации и группы, предлагающие подробные инструкции и действия для включения в политическую программу государства.
Такой подход обеспечивает создание целостного общественного порядка, учитывающего общественное мнение. В-третьих, смешанная модель, которая сочетает в себе оба вышеперечисленных подхода и предполагает внедрение существующих механизмов в процесс развития общественного порядка в виде граждан, должностных лиц, общественных организаций в сочетании с сильным централизованным управлением.
Все типы и модели общественного порядка предполагают высокую степень независимости, эффективности и уважения властями системы основных административных ценностей, характерных для демократической государственной системы. Эти ценности включают в себя: во-первых, открытость; во-вторых, надежность; в-третьих, ответственность; в-четвертых, адаптивность; в-пятых, эффективность .
Эти принципы составляют основу функционирования всех органов государственного управления и государственных институтов в развитии общественного порядка. Их соблюдение может быть проверено извне, например, парламентом, судебной системой, общественными организациями или просто населением.
Разработка государственной политики осуществляется в соответствии с указаниями вариантов этой политики.
Виды государственной политики включают: экономическую политику; социальную политику; административную политику; экологическую политику; внешнюю политику; военную политику и политику национальной безопасности; Информационную политику; сельскохозяйственную политику и так далее.
Разработка государственной политики требует организации формирования конкретных целей и действий по каждому направлению этой политики. Кроме того, необходимо обеспечить координацию отдельных направлений государственной политики между собой и их подчинение единой цели государственного развития.
Процесс формирования общественного порядка можно представить как совокупность определенных этапов, которые в той или иной форме образуют определенный политический цикл и завершаются практической реализацией общественного порядка.
Этапы разработки государственной политики включают в себя: во-первых, выявление и формулирование общественных проблем. Этот этап является одним из самых сложных в процессе формирования общественного порядка, поскольку он определяет содержание и суть действий на всех последующих этапах этого процесса. От правильности постановки проблемы зависит конечная эффективность мер, направленных на их решение в рамках реализации государственной политики. На данном этапе задачей органов, ответственных за развитие общественного порядка, является выявление объективно существующей ситуации, неблагоприятной для общества или государственного управления. Во-вторых, инициируется политика, определяются цели ее реализации .
При разработке государственной политики необходимо установить общую цель для ее реализации, а также конкретные цели для каждого направления государственной политики. Согласованность целей государственной политики является одним из условий успеха их реализации. В-третьих, разработка мер, направленных на достижение целей государственной политики. На данном этапе разрабатываются конкретные меры по обеспечению достижения поставленных целей и обеспечению их координации между собой.
Меры государственной политики могут быть превентивными, состоящими в предвидении проблемы и решении ее до того, как она возникнет, или реактивными, то есть реактивными, состоящими в принятии мер после серьезного развития проблемы. В-четвертых, законность общественного порядка. На этом этапе разрабатываемая государственная политика документируется с целью формулирования конкретных целей, задач и средств этой политики. В-пятых, регулирование государственной политики.
Этот этап включает в себя адаптацию разработанной государственной политики к изменяющимся условиям. Гибкость является основной характеристикой государственной политики и гарантирует ее способность адаптироваться к изменениям в политической, социальной, экономической, экологической и других ситуациях в стране .
Завершением этапа государственного политического развития является организация его реализации с целью достижения целей, поставленных на этапе политического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бетанов, И. О. Политология: краткий курс лекций: учебно–методическое пособие / И. О. Бетанов. – Гомель: ГомГМУ, 2020. – 167 с.
2. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. – Москва: Юрайт, 2020. – 423 с.
3. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2022. – 514 с.
4. Гаджиев, К. С. Политология / К. С. Гаджиев: краткий курс лекций. – Москва: Юрайт, 2021. – 212 с.
5. Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2020. – 180 с.
6. Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учебник / Н. М. Демидов. – Москва: Академия, 2021. – 204 с.
7. Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник / Г. И. Козырев. – Москва: Форум: Инфра–М, 2019. – 270 с.
8. Короленок, Л. Г. Основы политологии: пособие / Л. Г. Короленок. – Гродно: ГрГМУ, 2020. – 235 с.
9. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2020. – 444 с.
10. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2020. – 366 с.
11. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2021. – 663 с.
12. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие / Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2020. – 223 с.
13. Основы политологии: учебное пособие / А. В. Понеделков и др. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2019. – 476 с.
14. Политология: учебник / И. Е. Тимерманис и др. – Москва: Юрайт, 2020. – 701 с.
15. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – Москва: Флинта: Наука, 2019. – 187 с.
16. Политология. Практикум: учебно–методическое пособие / И. А. Черкасов, Н. П. Черкасова. – Минск: БГУФК, 2020. – 260 с.
17. Политология: учебник / В. Н. Лавриненко и др. – Москва: Юрайт, 2021. – 519 c.
18. Политология: учебное пособие / С. В. Решетников и др. – Минск: Республиканский институт высшей школы, 2020. – 255 с.
19. Политология: учебник / С. В. Решетников и др. – Минск: ТетраСистемс, 2021. – 523 с.
20. Политология: учебник / В. И. Буренко и др. – Москва: КноРус, 2021. – 387 с.
21. http://government.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации.