Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В сокровищнице мировой культуры русская литература занимает особое место, а русская литература XIX века является ее золотым фондом. На протяжении многовековой истории она переживала существенные, порой коренные изменения: обогащалась, усложнялась, совершенствовалась, но всегда оставалась самобытной. Учитывая лучшее, созданное литературами других народов, критически осваивая их достижения, писатели последовательно развивали национальную литературу, формировали традиции.
Временем вхождения русской литературы в мировую культурную историю стал XVIII век, век внешнего блеска, дворянский, аристократический. XIX столетие на его фоне выглядит на первый взгляд не таким блестящим и торжественно-радостным. Но оно несравненно психологически сложнее, совестливее, мнительнее, щепетильнее. Оно ищет справедливости в общественных отношениях, ставит философские и нравственные проблемы, задает глобального масштаба вопросы: как жить? Во имя чего жить? Что есть Бог? Что есть любовь, смерть? и др.
Русская литература XIX века, неразрывно связанная с общественной жизнью, была своеобразным зеркалом отражения действительности, носила ярко выраженный современный, актуальный характер. Литература в России существовала как второе государство. Писатель был одновременно учителем, наставником, аналитиком и государственно мыслящим человеком.
Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.
Глава 1. Реализм в русской литературе
1.1. Предпосылки возникновения реализма в русской литературе
В 1820—1830-е годы в русской литературе происходит становление реализма. В это время был сформирован литературный русский язык, в чём состоит огромная заслуга, прежде всего, А. С. Пушкина; освоены жанры, существовавшие в мировой литературе, и созданы новые, которые стали всеобщим открытием.
В творчестве А. С. Пушкина, а также в произведениях А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, наблюдается соединение реализма с другими художественными направлениями (классицизмом и романтизмом). Поэтому реализм этого периода называется синкретическим. Однако уже тогда проявляются важнейшие эстетические черты реализма как литературного направления:
• правдивость в изображении всего многообразия действительности. В реализме всё, что встречается в реальной жизни, становится предметом изображения;
• типизация как основной способ создания художественных образов: писатели-реалисты показали, что герой зависит от той среды, где он сформировался и в которой живёт. Герой реалистического произведения является носителем ценностей, во многом социально обусловленных;
• историзм произведений, который проявляется в том, что в реализме характер литературного героя выступает не только как индивидуальное явление, результат его индивидуально-личностного развития, но и как следствие исторически сложившихся общественных отношений;
• народность произведений, понимаемая во второй половине ХIХ века как отражение в литературе ценностей русского народа, которые становятся основным мерилом для оценки героев и их поступков.
Особенностью исторического развития России середины XIX века является политическая реакция после восстания декабристов в 1825 году (правление Николая I, прозванного Палкиным). Это привело к возникновению тайных обществ и кружков, формированию кружка петрашевцев, сделало актуальной писательскую («Былое и думы», «Кто виноват?») и издательскую (журнал «Колокол») деятельность А. И. Герцена. Это время характеризуется началом движения разночинцев в России. Все эти события нашли отражение в развитии литературы.
В середине ХIХ века, прежде всего в произведениях Н. В. Гоголя, проявляется новый этап в развитии реализма. Он получил название «натуральная школа». В её рамках начинали своё творчество И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.
На вторую половину XIX века приходится период критического реализма, проявившегося в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Благодаря им русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их писательское мастерство, проникновение в «диалектику» души героев открывали путь художественным исканиям авторов XX века. При этом русский реализм (в первую очередь благодаря И. С. Тургеневу) был тесно связан с мировым историко-литературным процессом.
1.2. Литература 1825-1840-х годов
1815— 1825-й годы были временем активного распространения романтизма. Но в это же время шел процесс становления реализма. В начале XIX века это был в основном просветительский реализм: социальный детерминизм художественного мышления не был подкреплен принципами историзма, психологический анализ станет достижением другого этапа развития русского реализма. В 1825 году А.С.Пушкин заканчивает реалистическую трагедию “Борис Годунов”, стихотворную повесть “Граф Нулин”, реалистический характер приобретает лирика поэта.
В литературе наметился крутой поворот. Завершился начатый просветителями в XVIII веке, подготовленный предшествующим развитием литературы в ее направлениях и течениях этап возникновения и становления реализма как художественного метода. Начинался новый этап в развитии русского реализма.
Литературное движение этого времени легче понять, вникнув в особенности исторического этапа: углубляется кризис крепостнических отношений, самодержавие разными способами пытается сохранить существующий порядок, ужесточается общественно-политический режим после разгрома декабристского восстания. Вопрос о дальнейших путях развития России надолго становится основным для русской общественной мысли.
Глава 2. Характеристика реализма как литературного направления
2.1. Философские и идейные основы реализма в русской литературе XIX века
Философской основой реализма стало признание объективной, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. Реалист признает возможность ее познания, более того, он видит в этом одну из важнейших задач своего искусства. Реалистическое художественное познание проявляется в объективности ее изображения, во взгляде на героя как на порождение объективной действительности, а не авторского видения.
Именно объективность, состоящая в единстве внешнего и внутреннего, явления и его сущности, соответствии изображения изображаемому предмету, верности действительности — основной критерий художественности в реализме.
Духовной, идейной основой реализма (как, впрочем, и романтизма) явилась идея гуманизма, свободы и независимости человека. Достижением реализма следует назвать всестороннее изображение характера человека, его внутреннего мира — его узнаваемости. При этом характер выступает как типический, а поступки, поведение человека обусловливаются особенностями внутреннего мира - психологическим детерминизмом. Психологическая обусловленность сочетается с социальной обусловленностью. Писатель-реалист стремится отобразить действительность всесторонне: в прекрасном и безобразном, большом и малом, исключительном и повседневном, в формах самой жизни; он выявляет социальную мотивированность поведения героя, его связи - социальный детерминизм. При этом детерминированность поведения героя не исключает свободы его воли, выбора, противостояния обстоятельствам. Отсюда понятно, почему в реалистической литературе преобладают конфликтные ситуации, столкновения.
“Помимо правдивости деталей, — по определению Ф.Энгельса, — реализм предполагает ... правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Взаимоотношение типического характера с типическими обстоятельствами — принцип типизации, присущий реалистическому методу. Кроме этого, в реализме процесс жизни изображается как исторический процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеев, А. А. Истоки духовного реализма в русской классической литературе / А. А. Алексеев // Классическая словесность и религиозный дискурс (проблемы аксиологии и поэтики) : сборник научных статей / Уральский федеральный институт имени А. М. Горького. – Екатеринбург : Уральский государственный университет им. А.М.Горького, 2007. – С. 223-234.
2. Андреева, В. Г. "Реализм" в русской литературе второй половины XIX в / В. Г. Андреева // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. 1. – № 2. – С. 193-198.
3. Андреева, В. Г. Реализм и эпический роман в русской литературе второй половины XIX века / В. Г. Андреева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16. – № 2-2. – С. 378-385.
4. Андреева, В. Г. Реализм и эпический роман в русской литературе второй половины XIX века / В. Г. Андреева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3-1. – С. 283-290.
5. Баевский В. С. Русский реализм // Пушкин и другие: Сб. Ст к 60-летию проф. С. А. Фомичева. Новгород, 1997. С. 325-330.
6. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». - М.: 1987.
7. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. - Л.: 1967.
8. Золотухина, О. Ю. Пушкин и Шекспир: осмысление творчества национальных гениев в христианском контексте / О. Ю. Золотухина // Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа : XXI Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения : межрегиональная научно-практическая конференция, Красноярск, 20–22 января 2021 года. – Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «Восточная Сибирь», 2021. – С. 203-225.
9. Карпов, А. С. Судьбы реализма в русской литературе первой трети XX века / А. С. Карпов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2008. – № 1. – С. 16-23.
10. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.: 1991.
11. Кренжолек, О. С. Смыслообразующая функция символа в литературе русского реализма / О. С. Кренжолек // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 2(26). – С. 143-146.
12. Линь, Л. Исследование по новому реализму в современной русской литературе / Л. Линь // Инновационная наука. – 2022. – № 1-1. – С. 27-30.
13. Новикова, Е. О. "Новый реализм" - его авторы и герои / Е. О. Новикова // Сибирский филологический форум. – 2019. – № 2(6). – С. 45-54.
14. Семенова, А. Л. Русская литература от рубежа веков к рубежу веков: в поисках "нового реализма" / А. Л. Семенова // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2022. – № 1(40). – С. 8-11.
15. Спор о России: В.А.Маклаков - В.В.Шульгин. Переписка 1919 - 1939 гг. - М.: 2012.
16. Цейтлин, А. Г. Становление реализма в русской литературе : (русский физиологический очерк) / А. Г. Цейтлин ; А. Г. Цейтлин ; Акад. Наук СССР, Ин-т мировой лит. Им. А. М. Горького. – Москва : РГБ, 2009. – 1 с.