Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Личность в психологической науке рассматривается в качестве носителя сознания и субъекта целенаправленных действий. Анализируя каждого человека с позиции его индивидуально-психологических особенностей, необходимо рассматривать его как индивидуальность, то есть личность, которая в определенной мере является сходной с другими людьми и, одновременно, своеобразна и неповторима.
Каждому человеку как личности присуща система индивидуально-психологических свойств, к которым необходимо отнести такие, как темперамент, характер, направленность и способности. В процессе любой деятельности и в ходе взаимодействии с другими членами социума человек практически всегда проявляет те или иные особенности, которые характеризуют его как личность.
Следовательно, знание и учет индивидуально-психологических свойств и качеств нужны для реализации индивидуального подхода к разнообразным задачам, более успешному самообразованию, адаптации к условиям труда и взаимодействия в обществе и достижения эффективной деятельности и развития личности.
Таким образом, понятие личности является центральным в психологии, это социальное существо, которое включено в социальные отношения, участвует в общественном развитии и выполняет определенную социальную роль
Актуальность исследования понятия личности в психологии определяется противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и непредставленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки; стремлением ученых-психологов выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть, хотя и очень существенная, в системе целостного научного поиска, предполагающего обоснованные теоретические основания и диагностическое обеспечение.
Объект исследования – особенности структуры личности.
Предмет исследования – понятие «личность» в психологической науке.
Цель курсовой работы –изучение особенностей понятия «личность» в психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие «личность» в психологии.
2. Охарактеризовать отечественные и зарубежные теории личности.
1. Понятие личности в психологии
Психологическая наука занимается изучением не только отдельных психических процессов, их особенностей и закономерностей, но и психологических особенностей личности конкретного носителя данных процессов – человека. Личность – это конкретный человек, который отличается определенными индивидуальными физическими и психическими качествами.
Личность не может существовать вне социума. Человек всегда принадлежит к определенному общественному коллективу – семье, школе, рабочему коллективу. Деятельность человека в коллективе, отношения личности и коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности [8, с. 170].
Также личность характеризуется определенными психологическими особенностями, к которым относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности, темперамент и характер. Психологические особенности личности являются исторически обусловленными. Они развивались в ходе социально-трудовой деятельности и поэтому отражают социальную сущность людей, и те черты, которые развились у них, как членов социума; их нельзя рассматривать в качестве продукта биологического развития людей [7, с. 55].
Главным признаком любой из теорий личности являются структурные концепции, которые имеют дело с относительно неизменными характеристиками, которые человек демонстрирует в тех или иных обстоятельствах. Данные стабильные характеристики играют роль основных элементов психики человека. При этом они являются аналогичными таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции гипотетичны по своей природе.
Для того, чтобы объяснить, что представляют собой человеческая личность, учеными была предложена своеобразная мозаика, которая состоит из концепций. Самым популярный пример структурной концепции – это концепция черт личности. В данной концепции черта представляет собой как устойчивое качество либо склонность индивида вести себя тем или иным образом в различных ситуациях. Распространенными примерами черт личности являются такие, как импульсивность, честность, чувствительность и робость. Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк - ведущие авторитеты в сфере изучения черт личности, предполагали, что структура личности может быть представлена схематически в терминах гипотетических качеств, которые лежат в основе поведения. [15, с. 19].
Также структуру личности можно описать с помощью концепции типа личности. Тип личности представляет собой совокупность множества разнообразных черт, которые образуют самостоятельную категорию с четкими границами. По сравнению с концепциями, которые имеют дело с чертами личности, в рассматриваемых концепциях подразумеваются в большей степени постоянные и обобщенные характеристик поведения. В силу того, что человек характеризуется множеством черт, выраженных в различной степени, определенные черты приписывают тому или иному типу личности. Вкачестве примера можно привести мнение Карла Густава Юнга, который разделял людей на интровертов и экстравертов. С этой позиции каждый человек относится либо к первому, либо ко второму типу.
Теории личности отличаются в зависимости от концепций, которые используются в процессе описания структурных компонентов личности. Ряд ученых выдвигает весьма сложные и тщательно разработанные структуры, составные части которых связаны между собой. В частности, концепция З. Фрейда, в которой он выделял в структуре личности такие уровни, как Оно, Я и Сверх-Я, является ярким примером весьма сложного описания структуры личности и способа ее организации. Другие ученые, напротив, предлагали более простые системы, которые имели ограниченный набор элементов и малое количество связей между ними. В качестве примера можно привести концепцию личностных конструктов, которая разработана теоретиком когнитивной психологии Джэ Келли с целью объяснения относительно постоянных измерений в структуре личности [3, с. 230].
Таким образом, любой из подходов к личности, должен в определенной степени рассматривать вопрос о том, что представляют собой константные аспекты человеческого поведения. Вопросы структуры личности и природы ее организации, их влияние на функционирование индивида представляет собой ключевой компонент всех теорий личности.
Личность с точки зрения психологии – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе развития и деятельности, в процессе общения и взаимодействия, каждый индивид сравнивает себя с другими, идентифицирует свое «Я». Психологические свойства личности наиболее полно раскрываются в процессе деятельности, общении, взаимоотношениях а также во внешнем облике индивида [1, с. 44].
Личности могут быть разными – гармонично развитыми и реакционными, прогрессивными и односторонними, высоконравственными и подлыми, однако, вместе с тем, каждая личность является неповторимой. Иногда свойство неповторимости также именуют как индивидуальность [21, с. 20].
Тем не менее, понятия индивида, личности и индивидуальности не являются тождественными по содержанию: каждое из данных понятий в той или иной степени обусловливает специфический аспект индивидуальных особенностей деятельности личности. [1, с. 54].
Межличностные связи, которые формируют личность в группе, выступающие в форме общения или субъект-субъектных отношений вместе с субъект-объектными отношениями, которые характерны для предметной деятельности.
Личность индивида имеет только ей присущее сочетание черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность, представляющую сочетание психологических особенностей, составляющих своеобразие, отличающее человека от других. Индивидуальность выражается в чертах
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Введение в общую психологию : курс лекций : учебное пособие для вузов по спец. психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. − М.: Омега-Л, 2006. − 336 с.
2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Академия, 2002. – 314 с.
3. Келли А.Дж. Теория личности. – СПб.: Питер, 2014. – 249 с.
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Алетейя, 2005. – 794 с.
5. Маклаков А.Г Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 780 с.
6. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
7. Общая психология /под ред. Петровского А.В. – М.: Наука, 2014. – 374 с.
8. Основы психологии : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. − Изд. 18−е. − Ростов н/Д : Феникс, 2015. − 672 с.
9. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Т.1. – 312 с.
10. Психология личности./под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. – М.: Эксмо, 2013. - 656 с.
11. Практикум по психодиагностике личности. //Под ред. Ракович Н.К. – Мн. «Амалфея», 2012. – 130 с.
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию становления человека/ Пер. с англ. И.Е.Исениной; Общ. Ред. И.Е. Исенина – М.: Прогресс, 2014. – 479 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2001 – 720 с.
14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 280 с.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 – 360 с.
16. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и теория самоактуализации. – М.: Наука, 1999 – 270 с.
17. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.; Харьков: ЭКСМО- Пресс-Фолио, 2000. – 1040 с.
18. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1995 – 160 с.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Алетейя, 2005. – 790 с.
20. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: Академический Проект, 2003 – 480 с.
21. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2013 – 491 с.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Смысл, 2012. – 320 с.