Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Стратегическое управления торгово-производственными компаниями имеет определённые особенности, требующие адаптации существующих методов разработки стратегия развития для таких компаний. На российском рынке парфюмерных и косметических средств на данный момент высокий уровень конку-ренции, однако, с другой стороны, есть возможности для быстрого роста. Баланс между уче-том угроз и освоении возможностей оптимальным путем может быть найден только при разработке эффективной стратегии развития, а для этого необходимо проводить исследова-ния по применению современных методов стратегического анализа на материалах торгово-производственных компаний, действующих на рынке парфюмерных и косметических средств. Следовательно, выбранная тема очень актуальна.
Степень изученности темы. Рассматриваемая тема широко представлена в специа-лизированной научной литературе. Однако, на сегодняшний день многие вопросы разработ-ки конкурентной стратегии являются дискуссионными. В процессе написания курсовой ра-боты были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, экономическая и учебная литература, экономическая периодическая литература, данные годовых отчетов и первичного учета организации. Наиболее существенными работами, послужившими теоре-тической и методологической базой исследования, являются труды следующих авторов: А.Д. Стрикленд, А.А. Томпсона, М. Портера, В.И. Малюка, А.Т. Зуба, С.А. Кузнецовой и других. При написании использовались публикации периодической литературы из журна-лов и интернет-источников.
Цель курсовой работы – разработка конкурентной стратегии ООО «Мануфактура Дом природы».
Задачи курсовой работы:
1) изучить сущность, понятие общей стратегии развития предприятия;
2) сформировать классификацию базовых стратегий развития предприятия;
3) выявить этапы разработки общей стратегии предприятия;
4) дать краткую характеристику предприятию;
5) оценить факторы внешней среды предприятия;
6) провести диагностику состояния внутренней среды предприятия;
7) провести SWOT-анализ деятельности предприятия;
8) определить миссию и систему целей предприятия;
9) сформировать комплекс стратегий и мероприятий по их реализации.
Объектом исследования является деятельность ООО «Мануфактура Дом природы».
Предметом исследования является стратегия развития ООО «Мануфактура Дом при-роды».
Основные методические подходы и методы, использованные в работе. Интервью-ирование руководителей структурных подразделений предприятия. Контент-анализ элек-тронных источников, PEST-анализ, анализ по модели 5-ти сил Портера, SWOT-анализ.
Информационная и статистическая база курсовой работы. Источниками инфор-мации для исследования выступили статистические и аналитические данные, опубликован-ные в периодической литературе и интернет-источниках, бухгалтерские и финансовые отче-ты за 2019-2021 гг., а также другие внутренние документы предприятия.
Структура и общее содержание работы. Курсовая работа изложена на 53 станицах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 15 пози-ций, 4 приложений, содержит 34 таблиц и 13 рисунков.
Перечень ключевых слов. СТРАТЕГИЯ, КОНКУРЕНЦИЯ, PESTLE-АНАЛИЗ, SWOT-АНАЛИЗ, МАТРИЦА БКГ, РЫНОК ПАРФЮМЕРНЫХ И КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, понятие общей стратегии развития предприятия
На данный момент стратегия развития предприятия представляет собой актуальный предмет изучения современной науки об управлении. Стратегическое управление представ-ляется собой не столько установление параметров будущего состояния предприятия, сколько обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, которые наце-лены на достижение выбранной главной цели. Типичная структура стратегии развития предприятия представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структура стратегии развития предприятия*
Рисунок 1.1 демонстрирует, что цели определяют деятельность предприятия на пер-спективу, технологии и ресурсы нужны для достижения стратегических целей, система управления и, как ее часть, персонал обеспечивает достижение стратегических целей.
По мнению А.В. Тебекина, функционирование предприятия делится на процессы, ко-торые специфичны по характеру деятельности, по желаемым целям, располагая конкретны-ми ресурсами, технологиями и уровнем развития менеджмента. Все это объясняет множе-ство классификационных признаков, которые лежат в основе стратегического развития предприятия [13, с. 25].
Стратегия развития, в качестве научного термина, который используется в сфере биз-неса, может быть применена к любому направлению деятельности без учета ее масштаба и экономических параметров. Однако, необходимо грамотно избирать окружающую внеш-нюю среду и рационально подходить к оценке стратегических решений.
Стратегия включает кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а так-же обоснование объемов, структуры и источников инвестиционных ресурсов, требуемых для их реализации [2, с. 19]. Перед ее разработкой необходимо финансово оценить долго-срочные альтернативы.
На конкурентном рынке стратегия является проявлением направления развития ком-мерческой организации и выступает в качестве инструкции по эффективным действиям. Априори выбранная стратегическая альтернатива опирается на разнообразные инструкции, позволяющие организации успешно функционировать, при этом они описывают действия, которые нужно совершать по отношению к товарам и процессам, клиентам и поставщикам, собственным интересам предприятия. Одной из важнейших задач общей стратегии органи-зации является способность таким образом распределять имеющиеся у предприятия ресурсы, чтобы они оптимально соответствовали ее целям и принимали во внимание движение внешней и внутренней среды [3, с. 99].
Главными функциями стратегии являются:
1. представлять стратегические цели предприятия;
2. формирование методов и приемов для достижения стратегических целей;
3. отражение направлений развития предприятия и набора требующихся ресурсов;
4. представление детальной, всеобъемлющей производственной программы дости-жения желаемых целей предприятия и выполнения ее миссии;
5. представление совокупности необходимых действий, которые одобрены мене-джерами предприятия для решения поставленных задач [5, с. 199].
Высокая неопределенность внешней среды и кризисные явления в экономике требу-ют активизации поиска адаптивных стратегий развития предприятий различных отраслей в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо систематизировать уже существующие методы создания стратегии развития в отраслевом разрезе. При этом необходимо соблюдать определённые алгоритмы формирования этих стратегий, который включает осуществление анализа возможностей и угроз, дающий, в свою очередь, возможность предугадывать транс-формацию благоприятных и неблагоприятных условий целевого рынка или внешней среды в целом. Эта часть анализа предназначена для адаптации к ним потенциальных возможно-стей организации с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения нужного количества прибыли.
Следовательно, стратегия развития предприятия представляет собой метод достиже-ния конечных результатов деятельности. Она в какой-то степени представляет собой модель управления предприятием, а, следовательно, формирует образ мышления персонала.
1.2 Классификация базовых стратегий развития предприятия
На данный момент в научном сообществе выделяются несколько подходов к класси-фикации стратегий развития предприятия [6, с.147]. Наиболее известной является классифи-кация предполагающая разделение базовых стратегий (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Классификация базовых стратегий
Первая стратегия имеет модификации, которые носят название: «первопроходец», «пионер» или «ранний выход».
Вторая группа стратегий включает следующие направления выступают: стратегия усиления позиции на рынке на основе лидерства в снижении издержек, т.е. формирования более низкой цены по сравнению с конкурентами; дифференциация продукции, т.е. созда-ние уникальных с точки зрения потребителя свойств товара за счет условий сервисного об-служивания, улучшенного дизайна или усовершенствованных характеристик самого товара; фокусирование на определенном сегменте рынка, т.е. концентрация деятельности организа-ции на одном из сегментов рынка (регионе) или на особой группе покупателей (по возрасту, по уровню дохода, по отношению к социальной группе).
Третьим видом стратеги является стратегия сокращения, которая используется, если так сложились внутренние или внешние факторы, что предприятие оказалось в критической ситуации. Такие стратегии используются в случае, когда организация требует перегруппи-ровку сил после длительного периода роста или для роста эффективности, когда имеют ме-сто спад и кардинальное изменение в экономике в целом. Существуют вариации стратегии целенаправленного сокращения бизнеса: «сбора урожая», которая направлена на получение максимума в доходах в краткосрочном периоде; «разворот», которая подразумевает отказ от неэффективных товаров; «отделение», которая предполагает закрытие или продажу нерен-табельных производств; «ликвидации», которая представляет собой закрытие всего пред-приятия [10, с. 58].
По мнению некоторых авторов, специфика стратегии сокращения связана с ухудше-нием всех показателей и приведением организации к управляемой ликвидации. Направлен-ность стратегии сокращения строго противоположна направленности стратегий роста и ста-бильности [14, с.91]. Кроме указанной классификации стратегий, часто используется разде-ление стратегий на 1. стратегию развития предприятия и 2. стратегию сохранения или вы-живания. В организационном развитии крупного бизнеса целесообразно использовать два основных вида стратегии развития. Проведем их аналитическую оценку (табл. 1.1) [14, с.91].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хо-зяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. — М.: Инфра-М, 2018. – 479 c.
2. Веснин, В. Стратегическое управление. : учебник. / В. Веснин – М.: Проспект, 2017. – 328 с.
3. Гаршин, А. С. Особенности стратегического управления / А. С. Гаршин // Молодой ученый. – 2017. – №26. – С. 99-102.
4. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник бакалавриата и магистратуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Т.И. Григорьева – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
5. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 305 с.
6. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. – 2-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 386 с.
7. Лавринович, А.А. Анализ рисковых факторов внешней среды при разработке ме-тодики повышения эффективности деятельности при выпуске товаров (на основе PEST-анализа) [Текст] / А.А. Лавринович, А.И. Краснова // БИТ. – 2018. – №1 (5). – С. 27-31
8. ООО «Мануфактура Дом природы» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://domprirody.store/ (дата обращения 27.10.2022)
9. Плахотникова, М.А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на рос-сийских предприятиях [Текст] / М.А. Плахотникова, О.А. Крыжановская // Теория и практи-ка сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2017. – №1(31). – С. 45-50
10. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 343 с.
11. Россия в цифрах. 2021: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2021 – 550 с.
12. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для прикладного бакалавриата – 2 изд. перер. и доп./ М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2020. – 145 с.
13. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент : учебник для СПО / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
14. Porter, M.E., Kramer, M.R. Creating shared value. In Managing Sustainable Business // Springer, Dordrecht, 2018, pp. 327-350