Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Проблема профессионального самоопределения молодёжи в юношеском возрасте приобретает всё большую актуальность. Новые социально-экономические условия и рынок труда в Российской Федерации требуют кардинального роста производительных сил. Организовано это должно быть на основе создания эффективных систем обучения и воспитания, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки молодежи и юношества.
Возникает серьёзная необходимость усиления внимания к проблемам
профессионального самоопределения молодежи в юношеском возрасте. Учитывая сложность современного производства практически всех отраслей экономики, необходима серьёзная теоретическая и практическая подготовка молодых людей. Для решения подобного рода проблем, практически во всех образовательных организациях функционируют различного рода программы профессионального самоопределения. Для подростков организуют многочисленные мероприятия, связанные с профессиональной ориентацией и к старшему школьному юношескому возрасту, школьники в большинстве своём хорошо представляют, чем они планируют заниматься во взрослой жизни. С юношами и девушками проводят всевозможные тестирования и анкетирования, организуют многочисленные экскурсии на предприятия, проводят беседы с родителями, но при этом далеко не всегда речь идёт о практической возможности профессионального самоопределения, к примеру, в рамках неформального образования какого – либо общественного объединения.
Цель работы: выявление организационно-педагогических условий
организации деятельности молодёжных объединений, способствующих
эффективному профессиональному самоопределению молодых людей в юношеском возрасте.
Объект: процесс профессионального самоопределения молодых людей в юношеском возрасте.
Предмет: деятельность молодёжного юношеского объединения как фактор профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Выявить сущность профессионального самоопределения молодёжи в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть условия профессионального самоопределения молодёжи как социальной проблемы.
3. Описать организацию деятельности общественных объединений, способствующих профессиональному самоопределению молодёжи.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию процесса профессионального самоопределения молодёжи в юношеском возрасте.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических и педагогических материалов в области профессионального самоопределения молодёжи в юношеском возрасте.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, анализ педагогического опыта, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения молодых людей в юношеском возрасте
1.1. Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Профессиональное самоопределение личности – это сложный и продолжительный процесс. Как правило, он захватывает важные периоды жизни человека. Его результативность определяется большим количеством факторов. Прежде всего – это психологические возможности человека, его наклонности и способности, в том числе, особенности той профессиональной деятельности, которой человек собирается заниматься. Под профессиональным самоопределением понимают избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, в частности [19]. Проблемами профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались ученые Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, Н.С. Пряжников и др.
Проблемой разносторонней самооценки в юношеском возрасте занимались С.Л. Рубинштейн, Л.И Божович, Л.В Бороздина и др. Они утверждали, что самооценка в юношеском возрасте является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Именно самооценка формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и при этом, соответствовать уровню собственных личностных оценок. Ядро профессионального самоопределения – это осознанный выбор профессии субъектом с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и требований профессиональной деятельности. Можно сказать, что профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс. Его можно рассматривать под самыми различными углами зрения. Прежде всего – это группа задач, которые общество ставит перед личностью. Личность должна разрешить эти задачи в течение заданного периода времени, поскольку процесс этот длительный и он требует поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует равновесие между своими предпочтениями и склонностями. Можно также говорить о том, что это процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [18]. В юношеский период развития с 15 до 17 лет профессиональное самоопределение вступает в новую социальную ситуацию развития. Эта ситуация направлена на будущее, прежде всего, на выбор соответствующего образа жизни, профессии, групп людей и др. Необходимость подобного выбора бывает продиктована жизненной ситуацией, часто инициируется родителями и осуществляется в соответствующем учебном заведении. В юношеский период главным для субъекта будет ценностно-ориентационная активность. Именно в юношеском возрасте происходит формирование самосознания и собственного мировоззрения. Это этап принятия ответственных решений и серьёзных человеческих отношений. Молодёжь в этот период начинает выстраивать жизненные планы и сознательно задумываться над выбором будущей профессии. Подобного рода выбор важен не только для самого субъекта, но и для общественного развития страны. Нельзя говорить о том, что все субъекты в юношеском возрасте одинаково готовы к серьёзному профессиональному выбору. Лишь целеустремленные и по-настоящему увлеченные молодые люди 15-ти – 17-ти лет сохраняют верность своему призванию на пути дальнейшего профессионального становления и личностного самоопределения.
В этом возрасте у молодых людей происходит становление многих психических процессов, в частности, становление самосознания и устойчивого образа личности, понимание своего Я и открытие своего внутреннего мира. Из мечты, начинают вырисовываться реалистичные планы собственной профессиональной деятельности. В сферу личностного самоопределения попадают стиль жизни, уровень притязаний и моральный, облик. Значительный элемент самосознания – это понимание выбора для себя будущей профессии и своего места в жизни. У субъекта формируется единое представление о самом себе, происходит понимание своих целей и жизненных устремлений. К этому времени молодые люди уже хорошо представляют специфику многих областей деятельности и часто бывает, что на основе анализа уже достигнутых результатов в различных видах деятельности, у молодёжи развивается самоуважение - как обобщенное отношение к собственной личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникина, Г. И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника [Текст] / Г. И. Аникина. – М.: Педагогические науки. - 2011. – 201 c.
2. Бедов, А. Н. Профессиональное самоопределение в проектной
деятельности [Текст] / А. Н. Бедов. – СПб.: Народное образование, 2009. – 202 c.
3. Бобровская, Л. Н. Образовательный курс профориентационной
направленности [Текст] / Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина. – СПб.: Современная школа, 2010. – 111 c.
4. Волокитина, А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора [Текст] /А.А. Волокитина. - автореф. дис... канд. соц. наук: 22.00.04. — М., 2011. — 19 с.
5. Володина, Ю. Н. Профессиональная подготовка как средство профессионального самоопределения юношей [Текст] / Ю. Н. Володина. – СПб.: Социальная педагогика, 2008. – 65-70 c.
6. Григорьева, М. Р. Подросток в мире профессий [Текст] / М.Р.
Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 325 c.
7. Груздова, Е. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка [Текст] / Е.В. Груздова. - Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 4 (020). — С. 163–166.
8. Журавлева, О. В. Проблемы социально-проффесионального
самоопределения старшеклассника в условиях модернизации российского
образования [Текст] / О. В. Журавлева. – М. : Социология образования, 2015. – 22-28 c.
9. Зубакина, О. В. Организационно - функциональные модели
партнерства с участниками педагогической поддержки профессионального
самоопределения старших школьников [Текст] / О. В. Зубакина. – М.: Среднее профессиональное образование, 2010. – С. 39-40.
10. Ильясов, М. В. Профориентация в свете новых ценностей
образования [Текст] / М. В. Ильясов. – СПб.: Социальная политика социальное партнерство, 2013. – 73-76 c.
11. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 509 c.
12. Красникова, Ю. В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания / Ю. В. Красникова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4350/(дата обращения: 18.10.2022).
13. Клычкова, А. И. Психолого-педагогическая поддержка
профессионального самоопределения старшеклассников в условиях
профильного обучения [Текст] / А. И. Клычкова. – М.: Вестник Университета Российской академии образования, 2012. – 41-43 c.
14. Криволапова, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях [Текст] / Н. А. Криволапова. – М.: Народное образование, 2010. – 170 c.
15. Ларина, А. А. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы / А. А. Ларина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1166/ (дата обращения: 18.10.2022).
16. Новикова, С. В. Пора самоопределения или психолого-педагогическое поддержка профессионального обучения [Текст] / С. В. Новикова. – М.: Просвещение, 2010. – 51 c.
17. Петрова, Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34998/ (дата обращения: 18.10.2022).
18. Пряжников, Л. С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения [Текст] / Л. С. Пряжников. – Воронеж: НПО МОДЭК. - 2013. – 88 c.
19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Мир, 2010. – 129 c.
20. Фирсова, Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе [Текст] / Т.А. Фирсова. - Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118–120.
21. Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для
старшеклассников 8-11 класс [Текст] / В. Р. Шмидт. – М.: Флинта, 2012. – 145 с.
22. Юдина, Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития / Н. В. Юдина. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6152/ (дата обращения: 18.10.2022).