Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность курсовой работы на тему: сравнительная характеристика попроцессного и попередельного метода калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), заключается в объективном представлении как в управленческом учёте оценить целесообразность методологии калькулирования себестоимости, в частности то, насколько корректно она формируется. Предлагаемые рекомендации помогут выполнить эту задачу и включить замечания по доработке методологии в техническое задание. В зависимости от того, какие задачи стоят перед финансистами и менеджментом компании, затраты можно группировать по разным признакам. В нашей курсовой работе будут раскрыты основные подходы к классификации затрат и калькулированию себестоимости, с сравнительной характеристикой попроцессного и попередельного метода калькулирования себестоимости.
Цель работы: представление сравнительной характеристики попроцессного и попередельного метода калькулирования себестоимости продукции.
Задачи работы:
- представление анализа порядка формирования себестоимости, где рассмотрим калькулирование себестоимости;
- определение классификации затрат для калькулирования себестоимости, с оценкой корректности отнесения затрат на объекты учета;
-представление перечня затраты которые необходимо отнести на готовые продукты;
- проведение сравнительной характеристики попроцессного и попередельного метода калькулирования себестоимости продукции, где будет представлено калькулирование себестоимости попроцессным методом с примером учета затрат; попередельным методом с примером учета затрат, а также будут приведены примеры и методы позаказный и нормативный – для максимальной объективности рассмотрения вариаций калькулирования себестоимости.
Объектом исследование является калькуляция затрат на производство. Предметом исследования является калькуляция затрат на предприятии ООО «Мебель Плюс».
Методы исследования: анализ экономической литературы, методы индукции и дедукции, сравнительный анализ.
Информационной базой послужили Федеральные законы РФ, инструктивно-нормативные документы Министерства финансов РФ, а также финансовые данные предмета исследования.
Теоретическая значимость работы: изучение процесса оценки калькуляции затрат на предприятии ООО «Мебель Плюс».
Практическая значимость: приобретение навыков практического использования методов калькуляции затрат на конкретном примере.
Глава 1. Теоретические основы формирования цены на продукцию компании
1.1. Калькулирование себестоимости
Калькулирование себестоимости предполагает реализацию следующих шагов:
1. Разграничение затрат, возникших в данном отчетном периоде, на:
• текущие и относящиеся к другим отчетным периодам;
• включаемые и не включаемые в состав себестоимости продукции по обычным видам деятельности.
2. Отнесение затрат, признанных текущими и включаемыми в себестоимость продуктов по обычным видам деятельности, на объекты учета (носители затрат).
3. Определение по каждому объекту учета (носителю затрат) суммы затрат, относящихся к готовым продуктам, в том числе:
• расчет затрат на производственный брак;
• оценка отходов производства и побочной продукции;
• разграничение затрат на производство между готовой продукцией и незавершенным производством.
4. Отнесение (распределение, суммирование) затрат, собранных на объектах учета, на объекты калькулирования.
5. Определение себестоимости калькуляционной единицы (продукта).
Строго говоря, первый и второй шаги относятся к учету, а не калькулированию. Однако, поскольку качество реализации этих учетных операций непосредственно отражается на качестве калькулирования, их целесообразно рассмотреть и оценить именно в рамках этого обследования. Об отнесении затрат, собранных на объектах учета, на объекты калькулирования, а также об исчислении себестоимости калькуляционной единицы подробнее см. Для каких объектов считать себестоимость. [4, стр. 37] Представленная процедура калькулирования себестоимости определяет и перечень вопросов, ответы на которые должны быть получены при оценке порядка формирования себестоимости:
• как классифицируются затраты для калькулирования себестоимости (т. е. как проводится разграничение затрат, возникших в данном отчетном периоде, на текущие и затраты, относящиеся к другим отчетным периодам; а также на включаемые и не включаемые в состав себестоимости продуктов по обычным видам деятельности);
• насколько корректно затраты, признанные текущими и включаемыми в себестоимость продуктов по обычным видам деятельности, относятся на объекты учета (носители затрат);
• как определяется величина затрат, относящихся к готовым продуктам.
Процесс калькулирования себестоимости продукции может быть довольно простым или достаточно сложным. Все зависит от того, в какой отрасли работает компания, насколько сложна технология ее производства, насколько детален учет затрат. Все эти факторы определяют выбор метода калькулирования.
В российских компаниях применяются следующие основные методы калькуляции затрат: [20, стр. 11]
• котловой;
• попроцессный;
• попередельный;
• позаказный;
• нормативный.
Котловой метод. Затраты не распределяются по видам продукции, а себестоимость определяется как отношение суммы затрат за отчетный период к объему выпуска. Этот прием называют «котловым» методом учета затрат, потому что он не дает информации о себестоимости отдельных изделий, проектов, заказов. Его оправданно использовать только при малой номенклатуре однородных товаров и при условии, что в компании нет незавершенного производства.
Попроцессный метод [9, стр. 130]
Если необходима подробная картина распределения затрат компании между видами деятельности, номенклатурой производимой продукции или регионами присутствия, придется вооружиться более сложными математическими инструментами. Прежде всего, следует проанализировать тип организации производственного процесса. Если компания производит однородную продукцию, у нее отсутствуют остатки незавершенного производства и даже остатки готовой продукции на складе (добывающие отрасли, электроэнергетика), то применяется попроцессное калькулирование. Сумма всех затрат по производственному подразделению делится на объем произведенной продукции, и таким образом рассчитывается себестоимость единицы изделия (тонны нефти, кубометра газа, киловатта электроэнергии).
Попередельный метод [9, стр. 137]
При наличии нескольких последовательных стадий обработки исходного сырья (металлургическое, химическое, ткацкое производство и т. д.) применяется попередельное калькулирование. В этом случае необходимо организовать учет прямых затрат по каждому переделу, а косвенные будут распределяться пропорционально установленным базам.
Все затраты делят на материальные (исходное сырье) и добавленные (зарплата и общепроизводственные затраты каждого передела). Они по-разному учитываются в себестоимости незавершенного производства при наличии его остатков в переделах: материальные – полностью, добавленные – по степени готовности полуфабрикатов. Себестоимость полуфабриката увеличивается с прохождением каждого нового передела.
Можно использовать два варианта метода: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. В первом случае рассчитывают себестоимость полуфабриката после каждого передела, так как существует возможность его реализации (например, в кондитерском производстве – тесто). Во втором случае между переделами организуется оперативный учет движения полуфабрикатов в натуральных измерителях, а калькулируется себестоимость только готовой продукции (например, пирожки).
Позаказный метод [9, стр. 139]
В мелкосерийном и индивидуальном производстве обычно используется позаказный метод калькулирования. Сфера его применения очень широка – автомобилестроение, производство бытовой техники, строительство, консалтинг, научно-исследовательские работы, оказание транспортных услуг и т. д. При применении этого метода объектом калькулирования служит заказ. Прямые затраты учитываются в себестоимости заказа на основе первичных документов: табелей учета рабочего времени, заказов-нарядов, требований-накладных, лимитно-заборных карт. Например, при производстве железобетонных плит в качестве прямых затрат будет учтено отпущенное в цех сырье (цемент, щебень, песок, пластификатор), а при оказании юридических услуг – время работы юристов различной категории.
Косвенные затраты накапливаются обособленно в течение определенного периода (чаще всего – месяца) и затем делятся между заказами с помощью выбранной базы распределения. В качестве последней рекомендуется выбирать показатель, составляющий наибольший удельный вес в себестоимости (стоимость основных материалов, зарплата производственных рабочих, отработанные станко-часы и т. д.). При наличии фиксированных продажных цен базой распределения может служить выручка от реализации отдельных заказов.
Себестоимость заказа определяется суммированием всех произведенных затрат на изготовление изделий или исполнение работ, относящихся к этому заказу. Для расчета себестоимости единицы продукции общую сумму произведенных затрат нужно разделить на количество изделий.
и переменными затратами на производство конкретного вида продукции.
Нормативный метод [9, стр. 141]
Как правило, фактическая себестоимость продукции определяется после окончательного сбора всех затрат за период, уточнения данных по расходу материалов, оплате труда, получения документов от сторонних организаций. Этот показатель важен для целей расчета финансового результата деятельности компании, оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции в балансе, но не позволяет решать задачи планирования и оперативного управления затратами компании. Проблема может быть решена с помощью показателя нормативной себестоимости. Речь идет о планировании себестоимости на основе нормативов и дальнейшем сравнении фактической себестоимости с нормативной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (с изменениями и дополнениями).
3. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
4. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2015. - 372 c
5. Гарнов, А.П. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 303 c.
6. Новашина, Т.С. Экономика и финансы предприятия: Учебник / Т.С. Новашина, В.И. Карпунин, В.А. Леднев. - М.: МФПУ Синергия, 2014. - 352 c.
7. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 335 c.
8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 663 c
9. Костюковой.Е.И. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2014. 272с.
10. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2013. – 349 с.
11. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. -314 с.
12. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. -3-е изд.- М.: Проспект, 2014. -1104 с.
13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / под ред. д. э. н., проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 463 с.
14. Чеглакова С.Г. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / С.Г. Чеглакова. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 288 с.
15. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 346 c.
16. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 c.
17. Сапожникова, Н.Г. Экономика организации (предприятия) (СПО)Учебник для ССУЗов / Н.Г. Сапожникова, Я.Н. Куницина. - М.: КноРус, 2013. - 408 c.
18. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c
19. Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 511 c.
20. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c
21. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 c
22. Радько, Т.Н. Экономика предприятия / Т.Н. Радько. - М.: КноРус, 2013. - 352 c.
23. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.
24. Романова, А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2016. - 176 c