Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Средние века (феодализм) - это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Европе начался после падения Западной Римской империи в 476 году.
Средние века большинство историков считают эпохой возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху человечество в целом продвинулось вперед в развитии производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. .
Разделение между этапами проводится этим ученым исходя из того, где производился прибавочный продукт — в хозяйстве сеньора или в хозяйстве зависимого от него держателя .
В то же время существует точка зрения о том, что формационная теория носит глобальный характер, но в разных частях мира переход от одной формации к другой проходил в разное время, в разных условиях, никогда не бывая абсолютно полным, завершенным . Одна формация «оставалась в другой» в виде укладов и в иных формах на многие десятилетия и века. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, этнических, природных, культурных, включая и развитие научного знания) из элементов разных формаций возникали своеобразные сплавы, что дает основание говорить о типологии рабства, феодализма, капитализма.
Традиционно считается то, что феодализм имел место только в Европе, но это совсем не так. Феодальная формация с тем или иным своим типологическим содержанием не знала границ континентов . Не была исключением и Америка. Ссылка на то, что феодализм обошел Новый Свет потому, что само его открытие стало возможным в результате развития европейского капитализма, неубедительна. В ее основе лежит ошибочное представление о механической и в принципе завершаемой смене одной формации другой, чего в реальности не существовало.
В связи, с чем вопрос о периодизации феодализма является спорным. В настоящее время наиболее проработанным является вопрос периодизации и сущности европейского феодализма. Следующий этапом в исследованиях можно обозначить как изучение феодализма в других частях света и сравнительный анализ данного явления с классическим пониманием европейского феодализма.
Объектом исследования выступает – совокупность государственно-властные отношения, складывающиеся в средневековье.
Предмет исследования феодальное государство как особый тип государства.
Целью исследования работы является всесторонний феодального государства.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
выявить и рассмотреть признаки феодального государства;
определить особенности государственно-правовое развитие средневекового города в период феодализма на Руси
рассмотреть особенности проявления феодализма в Новом Свете.
Методами исследования, которые использовались в процессе работы, являются: диалектический метод познания, историко-правовой, системно- функциональный метод, формально-догматический метод, формально- логический метод, системно-структурный метод.
Настоящая работа состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы
Глава 1. Признаки феодального государства
Основным признаком наличия государства является суверенитет. Государство обладает властью и средствами обеспечения своей власти. Особенность вида того или иного государства, зависит от субъекта и степени обладания суверенитетом.
В эпоху феодальной раздробленности государство отдаляется от принципа суверенитета, к которому так близко подошло рабовладельческое государство в эпоху Римской империи. В средневековье господствует власть церкви и принцип сюзеренитета, что несовместимо с государственным суверенитетом.
Феодальная иерархия регулировала отношения только внутри господствующего класса, а в отношении низших слоев общества государственная феодальная власть выступает авторитарно, как власть высшая. Поэтому государство эпохи феодальной раздробленности представляет собой организацию власти феодалов. При этом церковная организация была составной частью феодальной организации, ибо сама церковь была крупнейшим землевладельцем .
Церковь представляла собой орудие господства феодального класса в целом, и в то же время она прямым и непосредственным образом выражала интересы духовных феодалов.
В феодальном обществе складываются такие отношения, которые не благоприятствуют развитию права и процессуального оформления его самостоятельности. Более того, феодальные отношения приводят к появлению, росту и усилению морально-религиозно-юридического синкретизма.
В этот период главным источником права становится местный обычай. Феодальное общество видит также свою опору в средневековой морали и религии. Для такого государства характерным признаком является слабость государственной власти и ее неспособность урегулировать отношения между членами самого господствующего класса.
Религиозные каноны, требования рыцарской морали определяют составную часть права, точнее - смешиваются с правом. Церковь является источником и орудием, навязывая свою волю светской власти.
В таких условиях не может быть и речи о суверенитете государства. Столкновение различных сил феодального общества, выступавших со своими притязаниями на верховенство власти или хотя бы на какую-то часть властных полномочий не могла не создать условий для теоретической разработки сущности и признаков верховной власти. "Уже Оккам, Марсилий Падуанский, Эний Сильвий и др. говорят о необходимости единства, неограниченности, неотчуждаемости, неделимости высшей власти" . Тогда эти положения не выходили за рамки теоретических разработок. В феодальном общественном устройстве происходит слияние частной и государственной власти в условиях децентрализованной экономики, слабого развития экономических сношений и связей между отдельными районами феодального государства. Экономика феодального общества выражается в децентрализации власти, в наделении землевладельца правами публичной власти, в превращении поместья в государственное образование. Власть государства дробится, дублируется и просто распыляется. Феодалы неоднозначно (каждый в своем поместье) применяют нормы права.
Государственная власть оказывается привязанной к земельной собственности. "Каждый феодал становится сувереном в своей баронии" . Из этого становятся понятны и объяснимы особенности, составляющие своеобразие государства эпохи феодальной раздробленности. "Одной из таких особенностей является смешение частного и публичного права, превращение государственной власти (точнее ее части) в частную собственность отдельных феодалов, которая может быть отчуждена, унаследована, получена в качестве приданного, и с другой стороны, превращение частных прав феодалов в государственные" .
Важной особенностью феодального государства является феодальный договор как основа взаимоотношений между феодалами. Если каждый феодал представляет собой какую-то часть государственной власти, то естественно и закономерно, что его отношения с другими феодалами, даже вышестоящими в феодальной иерархии, могут строиться не на основе строгой субординации, а только на основе договора, устанавливающего взаимные права и обязанности сторон. Правоотношения в сюзеренитете основаны на принципе верности вассала сюзерену. Обязательства вассала к сюзерену определены как auxilium - денежная помощь при строго оговоренных обстоятельствах, военная помощь на определенных условиях, др. Сюзерен обязан охранять права своего вассала, обеспечить его феодом (леном или бенефицием), вершить правосудие.
В соответствии с нормами Каролины вассал освобождается от своих обязанностей в отношении сюзерена, если последний "побил его палкой, обесчестил жену или дочь, обратил в рабство" .
В средневековье исключительное положение занимают города, которые в борьбе со своими феодальными господами обеспечивают себе права коллективных членов феодального иерархического общества. Города вступают с крупными феодалами (королями и сеньорами) в договорные отношения, определяющие взаимные права и обязанности. Довольно часто город приобретает права крупного феодала с частью государственной власти, вплоть до права самостоятельной реализации властных полномочий (ведение своих войн, сбор налогов, осуществление правосудия, чеканка своей монеты).
В городах складывается и более четкое представление о независимости. Торговля, ремесла, товарно-денежные отношения требовали защиты. В городах (например, в городских торговых республиках Северной Италии) возникает доктрина о государствах, не признающих над собой высшей власти, которая сыграла решающую роль в оформлении принципа суверенитета.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Безус Н.Б. Из истории становления процессуального права России (на примере Новгорода XVI - XVII вв.) // История государства и права. N 5.
2.Бомануар Ф. Кутюмы Бовези. Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М.: Мысль, 1999. С. 453.
3.Вильчек Вс. Прощание с Марксом. (Алгоритмы истории). М., 1993.
4.Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие для вузов. М.: Юристъ, 1999. 608 с.
5.История России XIX - начала XX в.: учебник для историч. фак. ун-тов / под ред. В.А. Федорова. М.: Зерцало, 1998. 752 с.
6.Комиссаров Б.Н., Петрова А.А., Саламатова О.В., Ярыгин А.А.. Три века колониальной Америки. О типологии феодализма в Западном полушарии. СПб., 1992
7.Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Т. II - III / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Наука, 1991. 832 с.
8.Комиссаров Б.Н. О колониальном феодализме в Испанской Америке // Вестник Ленингр. ун-та. 1985. № 16. С. 29-30
9.Комиссаров Б.Н. О природе американской рабовладельческой плантации // Вестник Ленингр. ун-та. 1990. Сер. 2. Вып. 4.
10.Комиссаров Б.Н. Бразильская фазенда первой трети XIX века в дневниках Г. И. Лангсдорфа и на картах Н.Г. Рубцова // Вестник Ленингр. ун-та. 1969. № 8. С. 62-70
11.Комиссаров Б.H. Европейско-североамериканский феодализм: определение и характер, — Вестник Санкт-Петербургского Университета, 1991. Серия 2, вып. 2
12.Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб.: Питер, 2003. С. 5.
13.Левин И.Д. Суверенитет. М.: Юр. издат. Минюста, 1948. С. 187.
14.Маркс К. Капитал. Т. III. Ч. 2. М.: Политиздат, 1978. С. 696.
15.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. II. С. 329.
16.Овчинников В.А. Суверенитет феодального государства //Военно-юридический журнал. 2006. N 10.
17.Палиенко Н.И. Суверенитет. Петроград, 1915. С. 75.
18.Пьянков А.П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. Минск, 1980. С. 196.
19.Рубаник В.Е. О подходах к периодизации истории суда и правосудия в Древней Руси IX - XV вв. в новейшей историографии / В.Е. Рубаник // История государства и права. N 3. 2013.
20.Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XI - XVII вв. М.: ВЛАДОС, 1998. 560 с.
21.Рубаник В.Е. О подходах к периодизации истории суда и правосудия в Древней Руси IX - XV вв. в новейшей историографии // История государства и права. N 3. 2013.
22.Смиренская Ж.Д. Об эволюции социально-экономической структуры северо-востока Бразилии в XVI—XVIII вв. // Средние века. М., 1972. Вып. 35. С. 187.
23.Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
24.Черкасова М.С. Теоретические проблемы феодализма в России. Вологда. Русь 2000 . 73 с.
25.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Том 1. М.: Юристъ, 1996. С. 301.