Фрагмент для ознакомления
2
Одним из условий эффективного развития творческих способностей является развитая рефлексия. По мнению многих авторов, рефлексия, рождаясь в человеке, порождает и развивает внутренний мир человека, его «Я». Таким образом, формируется субъект деятельности, который выполняет не репродуктивную деятельность, а продуктивную. А, продуктивная деятельность в свою очередь является деятельностью творческой. Обращенность на себя, на свой внутренний опыт, помогает человеку контролировать продуктивность своих идей. Такая способность помогает находить в короткие сроки различные варианты творческого решения, поставленной перед человеком, проблемы, поэтому творческие способности характерен для людей с высоким уровнем личностной рефлексии. Рефлексивное мышление позволяет человеку построить новые по своим функциональным характеристикам конструкты, которые отвечали бы условиям задачи, поставленной перед ним.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что рефлексия играет важную роль в развитии творческих способностей и формировании творческих процессов.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования «Роль рефлексии в творчестве».
Цель исследования – изучить роль рефлексии в развитии творческих способностей и формировании творческих процессов.
Объект исследования – содержание понятия «творчество» и «творческие способности».
Предмет исследования – роль рефлексии в развитии творческих способностей и творческих процессов.
Сформулированные цель, объект и предмет позволили разработать задачи исследования:
1. Проанализировать содержание понятия «рефлексия».
2. Выявить основу творческих способностей и творческих процессов.
3. Проанализировать влияние рефлексии на развитие творческих способностей.
4. На примере бисероплетения учащихся показать роль рефлексии в творчестве.
Методы исследования: библиографический метод; метод сравнительного анализа.
Глава 1. Теоретические основы развития творчества
1.1 Развитие творчества и творческих способностей
В различные эпохи отношение к творчеству менялось кардинально. Так, в Древнем Риме очень высоко ценилась работа переплетчика и материал, из которого была изготовлена книга, а в отношении автора не преследовались ни плагиат, ни подделки. Следует обратить внимание на то, что в Средние века и гораздо позднее творец был приравнен к ремесленнику, но если он проявлял и выражал свое желание относительно проявления творческой самостоятельности, то она вообще никак не поощрялась. Творцы того времени зарабатывали на жизнь чтением придворных од и созданием шикарных фейерверков.
Только в XIX в. различные представители творческих профессий получили широкую возможность поддерживать жизнедеятельность от продажи продукта своей творческой деятельности. Согласно воззрениям
А.С. Пушкина, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»
[16, С. 25].
Главным в творчестве является не внешняя активность, а активность внутренняя – процесс создания образа. Анализируя различные признаки творческого акта, многие исследователи, как практики, так и теоретики, отмечали его бессознательность, спонтанность, невозможность контроля со стороны воли и разума [16].
Наиболее целостную концепцию творчества как психологического процесса в отечественной психологии предложил Я.А. Пономарев [11]. Им разработана структурно-уровневая модель центрального звена психологического механизма творчества [11]. Я.А. Пономарев, изучая умственное развитие детей, пришел к выводу, что центральное звено психологического интеллекта можно изобразить в виде двух взаимопроникающих сфер. Внешние границы этих сфер можно выразить как абстрактные пределы мышления. Нижняя граница – интуитивное мышление, верхняя граница – логическое мышление. Основой успеха решения творческих задач по Я.А. Пономареву является способность действовать «в уме». Данную способность он определял как высокий уровень развития внутреннего плана действия. По его мнению, указанная способность является структурным эквивалентом понятия «общая способность».
С творчеством, по его мнению, связаны два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают в ходе процесса мышления.
А.Я. Пономарев анализирует творческий акт в аспекте включенности его в контекст интеллектуальной деятельности. Анализ осуществляется по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно работает сознание; на этапе решения, включается активная роль бессознательного, на третьем этапе, отбор и проверка правильности решения опять принадлежат сознанию.
Анализ различного рода источников [1,3,5,7] позволяет говорить о том, что в психологии существует три основных подхода к проблеме развития творческих способностей.
Согласно первому подходу, ученые утверждают, что творческие способности не существуют. Они рассматривают интеллектуальную одаренность, как очень необходимое, но совершенно недостаточное условие творческой активности личности. По мнению ученых, главенствующая роль в доминировании творческого поведения принадлежит мотивации, ценностям, чертам личности (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу) [16,17]. Представители данного подхода относят к группе доминирующих показателей творческой личности познавательную одаренность, эмпатию, рефлексию, способность развиваться и находить решения в неопределенных ситуациях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа/ Л.Н. Азарова. – М.: Просвещение, 2009. – 80с.
2. Балашова Ю.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения народным промыслам // Образование и общество. 2019. – № 374. – С. 115-117.
3. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества // Изобретательство. 2016. – № 3. – С. 43-47.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону.: Дрофа, 2018. – 175с.
6. Врублевская, М.М. Дидактические условия развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе. // Психология и школа/
М.М. Врублевская. – М.: Просвещение, 2002. – 174с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/
Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2006. – 156с.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов /
П.С. Гуревич – М., 2004. – 162с.
9. Давыдов, М.Ф. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология/ М.Ф. Давыдов. – М.: Дрофа, 2006. – 215с.
10. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества/
А. Я. Дудецкий. Смоленск, 2006. – 74с.
11. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2016. - 304 c.
12. Запорожец, А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/ А.В.Запорожец. Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2009. – 295с.
13. Зайцева Н.К. Украшения из бисера // Школа и производство – 2018. – С.31
14. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 208. - 448 c.
15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин.. - СПб.: Питер, 2012. - 448 c.
16. Калошина, И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: Монография. / И.П. Калошина. - М.: Юнити, 2014. - 319 c.
17. Калошина, И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: Монография / И.П. Калошина. - М.: Юнити, 2011. - 319 c.
18. Крутецкий, В.Н. Психология/ В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006. – 203с.
19. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2017. №5. – С. 26-32.
20. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 2009. – 284с.
21. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 256 c.
22. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Психология мысли и чувства: Введение в ненаписанную книгу по психологии умственного творчества / Д.Н. Овсянико-Куликовский. - М.: КД Либроком, 2012. - 176 c.
23. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. - М.: Академический проспект, 2008. - 490 c.
24. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества: Учебное пособие / Е.Е. Пронина. - М.: КДУ , 2006. - 368 c.
25. Решатов, З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст]: учебник / З. А. Решатов. — Москва, 2009. – 195 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2008. — 587-591 с.
27. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность мышления и восприятия [Текст] / А. Н. Сохор // Проблемы мышления. сб. статей / под ред. М. Г. Арановского. – Москва, 2006. – С. 55.
28. Теплов, Б. М. Психология способностей // Проблемы индивидуальных различий [Текст]: избранные труды: в 2 т. / Б. М. Теплов. — Москва, 2006.- 328 с.