Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество характеризуется системными трансформационными процессами, в ходе которых происходит смена устоявшихся парадигм, ценностных ориентаций, социальных норм. Преобразования в политической, экономической, духовной сфере создают условия для распространения аномии – такого состояния общества, при котором повышается неопределенность и нестабильность социальной жизни, происходит дезорганизация, нарушение социальных норм, правил, законов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью понять причины и сущность происходящих процессов, выявить ключевые характеристик аномии и способы ее преодоления. При изучении темы аномии важно анализировать общепризнанные научные труды, какими, несомненно, являются работы Дюркгейма, Толкотта Парсонса и Роберта Мертона. Систематизация научных подходов к пониманию «аномии» позволит более объективно и обоснованно оценивать происходящее в современном мире, находить пути социальной стабилизации.
Степень изученности темы. Труды классиков социологии привлекают внимание современных исследователей, так как в них заложены основные категории, принципы, методы социологической науки. Изучению трудов Э. Дюркгейма посвящены работы Н.Е. Богданова, Л.Н. Касымовой, М.Д. Напсо, Ф.А. Смирнова и других авторов. Теоретическая концепция Р. Мертона исследована в работах Е.А. Жмодиковой, А.В. Комаровой, М.К. Петрова и других авторов. Анализ структурного функционализма Т. Парсонса представлен в работах Г.С. Батыгина, Ф.Х. Галиева, Л.М. Газизовой и других. Сравнительный анализ концепций Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса представлен в исследованиях А.В. Кузьменкова, А.В. Махияновой, А.Ф. Фахрутдирновой, Н.А. Тюговой и других авторов.
Объектом исследования выступают социологические концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона.
Предмет исследования – особенности понимания аномии в социологических концепциях Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона.
Цель исследования – рассмотреть подходы к определению аномии в трудах Эмиля Дюркгейма, Толкотта Парсонса и Роберта Мертона
Задачи исследования:
• рассмотреть идейно-теоретические истоки и методологические основания социологи Э. Дюркгейма;
• дать анализ воззрений Э. Дюркгейма на феномен аномии;
• проанализировать интеллектуальные истоки и методологические принципы социологии Р. Мертона;
• выявить специфические особенности взглядов Р. Мертона на аномию;
• охарактеризовать интеллектуальные истоки социологии Т. Парсонса;
• выявить характерные черты видения аномии Т. Парсонсом.
Структура работы определена логикой поставленных задач и включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1. Эмиль Дюркгейм об аномии как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности»
1.1. Идейно-теоретические истоки и методологические основания социологии Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм - французский социолог и философ, известен как один из основателей социологии как фундаментальной и прикладной науки. Его считают основателем французской школы социологии и предшественником структурно-функционального анализа.
Социологическая концепция Э. Дюркгейма формировалась под влиянием основателей и сторонников позитивизма (О. Конт) структурного функционализма (Г. Спенсер) и экспериментальной психологии (В. Вунд), рационализма (Р. Декарт).
Обучаясь в Высшей нормальной школе, Дюркгейм изучал творчество Ш. Л. Монтескье, О. Конта, Г. Спенсера, и воспринял идею о применимости научных методов к анализу социальных явлений. В трудах сторонниках неокантианства Ш. Ренувье и Э. Бутру Э. Дюркгейм позаимствовал принципы рационализма, антиутилитаризма и светского образования, свободного от религиозных догматов.
Также как и сторонники позитивизма, Э. Дюркгейм считал, что основным объектом социальных исследований должны стать наблюдаемые и фиксируемые факты, а не умозаключения о них. Соглашаясь с О. Контом, Э. Дюркгейм признавал научный метод единственным средством познания общества, так как именно он позволяет устранить метафизические абстракции и философские рассуждения, не подкрепленные фактами и данными.
Несмотря на согласие по ключевым моментам, Э. Дюркгейм не принимал некоторых идей О. Конта. Например, Э. Дюркгейм считал нецелесообразным выделять субъективные, личностные представления о социологии, вместо этого стремился делать выводы о социальных фактах, опираясь на эмпирические данные. Также Э. Дюркгейм критиковал «закон трех стадий» О. Конта, в соответствии с которым развитие общества можно рассмотреть с позиции последовательного перехода трех этапов: теологического, метафизического и научного. Э. Дюркгейм не соглашался с таким односторонним процессом эволюции, считая, что развитие общества идет более сложными и неоднородными путям.
Методологические основания социологии Э. Дюркгейма следующие:
1) социальная реальность первична по отношению к индивидуальной реальности, именно социальная реальность формирует индивидуальную реальность каждого человека;
2) общество - это надындивидуальная реальность;
3) объектом общественного познания является социальный факт;
4) к изучению общества можно применять законы и методы естественных наук, так как общество – часть природы;
5) социология как наука самостоятельна, поэтому требует собственного понятийного и методологического аппарата;
6) эволюция общества обусловлена разделением труда, которое также обеспечивает социальную солидарность, формирует взаимодействие и взаимозависимость людей друг от друга.
Э. Дюркгейм считал, что принуждение к определенным действиям, реализуемое посредством законов, норм права, установленным и принятым правилам поведения и формирует социальные факты. Попытка нарушить установленные общественные правила и нормы приводит к дополнительному принуждению или санкции в отношении индивида. Так индивидуальные проявления приводятся в соответствии с установленными социальными требованиями и нормами.
Совокупность социальных факторов и отношений между ними, по мнению Э. Дюркгейма, и формируют общество. Предметом социологии являются социальные факты и институты, характеризующие объективные явления и имеющие воздействие на поведение людей в обществе. Такими социальными институтами являются брак, семья, система образования, религия, политика. Социальные институты объединяют субъективные, сознательные представления людей и объективные, материальные формы реализации, регулирования этих представлений.
Например, именно субъективные потребности в повышении уровня жизни, профессиональной и трудовой самореализации приводят к поступлению и прохождению курсов профессионального обучения, что требует соблюдения установленных норм и правил, принуждения к определенному, одобряемому виду поведения.
В любом социальном институте есть система социальных норм, которые могут быть закреплены в виде нормативных документов или в нормах морали. Соблюдение социальных норм диктуется различными формами принуждения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Батыгин, Г.С. Структурный функционализм Т. Парсонса / Г.С. Батыгин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2003. – № 4-5. – С. 6-34.
2. Богданов, Н.Е. Некоторые особенности социологии Э. Дюркгейма / Н.Е. Богданов // Наука XXI века: вызовы, становление, развитие. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. – С. 41-45
3. Галиев, Ф.Х. Теория социального действия Талкотта Парсонса / Ф.Х. Галиев, Л.М. Газизова // Юридическая наука: история и современность.– 2019. – № 12.– С. 176-184
4. Дюркгейм, Э.. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер, с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
5. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. 352 с.
6. Жмодикова, Е.А. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Роберта Мертона / Е.А. Жмодикова // Вестниц БДПУ. Серия 2. История. Философия. Политология. Социология. Экономика. Культурология. – 2020. – №4. – С. 103-107.
7. Касымова, Л.Н. Проблема суицида в контексте концепции Э. Дюркгейма / Л.Н. Касымова // Социальные и экономические системы. – 2022.– № 6-1 (30.1).– С. 6-16.
8. Комарова, А.В. Парадигма функционального анализа в теоретическом наследии Р. Мертона / А.В. Комарова //Актуальные вопросы современной науки. – 2010. – № 15. – С. 160-168.
9. Кузьменков, В.А. Аномия: основные подходы/ А.В. Кузьменков // Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2020.– Т. 45. – № 1. – С. 31-41.
10. Махиянова, А.В. Специфика применения классических теорий идентификации и социализации к анализу современных тенденций / А.В. Махиянова, А.Ф. Фахрутдирнова // Вестник Челябинского государственного университета. –2010. – № 31 (212).– С. 106-109.
11. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура. / Р. Мертон – М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006. – 873 с.
12. Напсо, М. Д. Теория аномии Э. Дюркгейма и современность / М.Д. Напсо // Социодинамика. – 2017. - № 2. – С. 22-30.
13. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; научн. ред. перевода М.С. Ковалева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 270 с.
14. Петров, М.К. Методологическая революция Р. Мертона / М.К. Петров // Социология науки и технологии. – 2010. – Том 1, № 4. – С. 84-104.
15. Смирнов, Ф.А. Понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма / Ф.А. Смирнов // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы V студенческой научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2021.– С. 313-315.
16. Тюгова, Н.А. Классики социологии о неравенстве / Н.А. Тюгова // Научный альманах. – 2019. – № 3-2 (53). – С. 122-124.
17. Хакимова З.Э. Социальная солидарность: мозаика представлений // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 10 (137). – С. 481-482.