Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Любые социальные процессы, происходящие в обществе, требуют научного осмысления. Необходимость исследования проблем социализации граждан, в том числе молодых людей, приводит к разработке в отечественной социологии проблем отклонений в их поведении. Наибольший интерес вызывает теоретическое и практическое осмысление деструктивного поведения молодых людей, поскольку они чаще подвержены негативным влияниям в обществе. Изучение деструктивного поведения субъектов имеет большую историю. Анализ подобных проявлений в условиях современного общества представляет собой, как теоретический, так и практический интерес для исследователей.
Кардинальные изменения в обществе, социальная и экономическая неустроенность отдельных категорий граждан, обнищание некоторой части населения, и потеря ценностных ориентиров оказывают негативное влияние на мироощущение и поведенческие реакции некоторых групп людей в обществе. Такие негативные социальные явления как наркотизм, алкоголизм, преступность, агрессивные проявления и др. имеют достаточно широкое распространение. Специалисты отмечают резкий рост правонарушений среди молодых людей. В среде молодёжи фиксируется наибольшее количество девиаций, в связи с чем, можно говорить о необходимости социологического изучения проблемы и последующего предупреждения деструктивного поведения субъектов.
Целью исследования является анализ социальной работы по предупреждению деструктивного поведения среди молодежи.
Объект исследования: деструктивное поведение молодежи.
Предмет исследования: социальная работа по предупреждению деструктивного поведения молодежи.
Гипотеза исследования: разработанная программа по осуществлению социальной работы, направленная на предупреждение деструктивного поведения будет эффективной при комплексной работе, включающей в себя психолого-педагогическую и информационно-просветительскую направленность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия, виды и проявления деструктивного социального поведения
2. Описать условия и факторы формирования деструктивных психических состояний личности
3. Провести исследование психологических факторов социальной работы по предупреждению деструктивного социального поведения молодых людей.
4. Проанализировать результаты исследования факторов социальной
работы, влияющей на формирование деструктивного социального поведения личности.
5. Разработать программу по осуществлению социальной работы,
направленной на предупреждение деструктивного поведения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, анкетирование, сравнение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава I. Проблемы деструктивного социального поведения личности
1.1. Понятие и виды деструктивного социального поведения личности
Резкий рост девиаций отдельных субъектов вызывает определённые сложности в процессе их социализации. Деструктивному социальному поведению подвержены субъекты разного возраста, но более всего деструктивное социальное поведение наблюдается среди молодёжи и подростков. Социализация субъектов несомненно должна включать профилактику у них негативных девиаций. Анализ состояния девиаций, видов деструктивного поведения и факторов, вызывающих девиации на различных этапах жизни необходим для разработки профилактики правонарушений и различного рода программ социализации молодёжи. Понятие девиации, виды девиации, особенности проявления в конкретной социально-демографической группе требуют дальнейшей исследовательской разработки. Исследования российских и зарубежных ученых чаще всего посвящены изучению девиации как явления в целом. Исследований, которые посвящены анализу деструктивного поведения субъектов как разновидности социальных девиаций молодежи, их конкретных видов, или факторов, способствующих распространению, недостаточно. Подобного рода проблема требует дальнейшего исследования и теоретического осмысления [12].
Деструкция в переводе с латинского языка означает «разрушение». Можно сказать, что это антоним слова «конструкция». Понятие деструктивное поведение чаще используют по отношению к подросткам, но оно свойственно всем людям независимо от их возраста. Под деструктивным поведением понимают модель поведения субъекта, когда нарушаются общепринятые нормы и правила в социуме. Деструктивное поведение наблюдается в определённые переломные моменты жизни как защита от раздражителей, или как реакция на сложившиеся обстоятельства, когда присутствует проявление неприязни со стороны субъекта. Поступки деструктивного человека часто приводят окружающих в недоумение. При этом мало кто задумывается, в чем истинная причина этих разрушительных действий. Под деструктивным поведением понимают проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо. Чаще всего деструктивное поведение направлено на коммуникации и взаимоотношения между людьми, на собственное эмоциональное, или физическое состояние. Это происходит с человеком в тот период, когда его внутренний мир подвергается опасности. Человек начинает разрушать всё вокруг себя. Он проявляет жестокость и грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и др. Деструктивное поведение субъекта часто называют девиантным, что не противоречит общему смыслу данной категории. Очевидно, что деструктивное поведение является негативной и регрессивной формой проявления девиантности у субъекта.
С точки зрения медицинских, социальных и психологических установок, подобного рода поведение считается отклонением. Оно приводит к когнитивным нарушениям восприятия происходящего, к эмоциональным нарушениям и снижению самооценки. Последствия деструктивных поступков бывают самыми разными, от выпадения из социума, до полной изоляции человека от общества, но это всегда приводит к снижению качества жизни человека. Молодым людям более свойственно такое поведение, поскольку они переживают в своей жизни переломные моменты. Здесь можно говорить о возрастных изменениях в психике, о возникающих проблемах в социуме, непонимание со стороны окружающих людей. В результате всего этого происходят деструктивные изменения в самой личности, которые выражаются в разрушительных поступках [4].
Деструктивное поведение может проявляться в:
-искажении личностных мотивов и потребностей;
-деструктивном изменении характера;
-невозможности контролировать свое поведение;
- формировании неправильной самооценки.
Психологи В. Бахур, Л. Берковиц и др. рассматривают поведение как взаимосвязь стимула и реакции на него. Реакция может быть как внешней, так и внутренней. Внешняя реакция человека может проявляться в движениях, поступках, словах и др. здесь возможно жестокое обращение с животными, вандализм, теракты. Внутренняя реакция выражается в эмоциональном восприятии. При этом деструктивное поведение направлено внутрь субъекта. Проявляется это в употреблении алкоголя, запрещенных веществ, или даже суицид [9]. И внешние и внутренние деструктивные мысли, всегда находят выход и проявляются в каких либо действиях субъекта. Всё это будет являться проявлениями деструкции. У окружающих такого человека людей, деструктивная модель поведения всегда вызывает негативную реакцию с их стороны. Ущерб несут все, окружающий мир, окружающие люди и сама личность, которая демонстрирует деструктивное поведение. Со стороны самого субъекта – это всегда своеобразный ответ на какую либо сложившуюся ситуацию и результат неправильной адаптации в обществе. Человек не в состоянии регулировать свое психоэмоциональное состояние. Любое деструктивное поведение имеет свои причины возникновения и прежде чем это предупредить, необходимо выявить причины и источник деструктивного поведения. Научные исследования в этом направлении ведутся достаточно широко. Н. Платонова в своих работах пишет о мозге человека, который имеет лимбическую систему, отвечающую за контроль основных эмоций. Кора головного мозга отвечает за когнитивные функции человека, такие как речь, восприятие, анализ получаемой информации, двигательные навыки и др. Повреждение лобной доли коры головного мозга усиливает реакцию человека на воздействие чего-либо извне, в связи с чем, человек может раздражаться по самым незначительным поводам. Именно в этом случае рождается неадекватная реакция на провокацию, демонстрируется импульсивное поведение и немотивированная агрессия. В. Эфроимсон писал об исследованиях, которые проводились с группой немотивированных убийц, в результате чего выяснилось, что все они имели аномальную электроэнцефалограмму.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Габиани, А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи [Текст] /А.Л. Габиани. - Социс. - 2015. – No 9. – С. 90.
2. Гребенщикова, Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних / Л. Г. Гребенщикова. — Текст: непосредственный // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2011. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1109/ (дата обращения: 22.10.2022).
3. Григорьева, А. Н. Особенности деструктивного поведения деструктивной направленности учащихся учреждений начального профессионального образования (Социологический анализ) [Текст] /А.Н. Григорьева. - Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. – Екатеринбург. - 2005. - 166 c.
4. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте
социальной ситуации [Текст] / А.Ю. Дроздов. - Социс. 2003. - No4.- С. 95-98.
5. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43342/ (дата обращения: 22.10.2022).
6. Иванов, В.Н. Деструктивное поведение: причины и масштабы [Текст] /В.Н. Иванов. - Социально-политический журнал. – 2016. – No 2. – С. 32.
7. Клейберг, Ю.А. Деструктивное поведение в вопросах и ответах:
учебное пособие для вузов [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 304с.
8. Кучеренко, Н.Б Категориальная установка личности и психологические факторы ее формирования [Текст]/ Н.Б. Кучеренко, С.Н. Кучеренко, О.Н. Бобрус // «Психологический журнал», 2011г., том 22, No4. – С.12 – 20.
9. Ланцова, Л.А., Социологическая теория деструктивного поведения [Текст]/ Л.А. Ланцова. - Социально-политический журнал. – 2017. – No 4. – С. 45.
10. Лысак, И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека [Текст]/ И.В. Лысак. - Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.
11. Орлов, В.К. Молодежь нужно поддерживать [Текст]/ В.К. Орлов. - Социальная работа. – 2015. – No 4. – С. 64.
12. Ракчеева, Ю. А. Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема / Ю. А. Ракчеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 308-311. — URL: –https://moluch.ru/archive/202/49600/ (дата обращения: 22.10.2022).
13. Романова, И. И. Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников / И. И. Романова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 857-860. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17339/ (дата обращения: 22.10.2022).
14. Рычкова, Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие [Текст]/ /Л.С. Рычкова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 134 с.
15. Сидоров, Н.Р. Психология деструктивного поведения: новый взгляд [Текст]/ Н.Р. Сидоров.// Вестник практической психологии образования. 2008. No2. – С. 47 – 51.
16. Сидоров, Н.Р. Психологические предпосылки деструктивного поведения [Текст]/ Н.Р. Сидопов // Вестник практической психологии образования. 2017.- №2.– С. 68 – 72.
17. Технологии социальной работы [Текст] / Под ред. Холостовой Е. - М.: ИНФРА - М.: СОЮЗ, 2014.- 400с.
18. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст] / М.В.Фирсов, Е.Г Студенова. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2015. – 496 с.
19. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н.И. Шевандрин. - Москва, 2015. – 354 с.
20. Шуакбаева, Б. С. Основные подходы к объяснению девиантного поведения / Б. С. Шуакбаева. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6200/ (дата обращения: 22.10.2022).