Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема затрудненного общения интенсивно изучается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта проблема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн , А.А. Бодалев , Л.П. Буева , А.С. Золотнякова , М.С. Каган , В.Ф. Ломов .
Актуальность данной проблемы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков самостоятельно.
На современном этапе развития науки и общества к учителю предъявляются особые требования. В профессиональных стандартах педагога подчеркивается, что учитель должен обладать умением реализовывать психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, оказывать индивидуальную помощь обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности, образовательные возможности и потребности.
Какими основными компетенциями должен владеть учитель для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучения школьников?
Сопровождение обучения школьников предполагает решение психологических и педагогических задач во взаимосвязи, так как своевременная помощь и поддержка обучения школьников способствует не только решению проблем обучения, но и формированию у школьников мотивации учения, адекватной самооценки, устранению психологических и познавательных барьеров и т.д.
Идеи психолого-педагогического сопровождения рассматривали в своих исследованиях М.Р. Битянова, А.И. Доценко, Е.И. Исаев, А.Л. Коблева, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Л.Г. Субботина, С.В. Тарасов, Ф.М. Фрумин и др. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент в науке нет единого подхода к определению данного понятия. Ученые рассматривают психологопедагогическое сопровождение как комплексную технологию, особую культуру поддержки и помощи ребенку (С.В. Тарасов), как сложный процесс взаимодействия (А.И. Доценко, А.Л. Коблева), как систему деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий (М.Р. Битянова), как организацию деятельности и взаимодействия между учеником и учителем (Е.И. Исаева), как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности (Л.Г. Субботина).
Общее во взглядах ученых то, что основой психолого-педагогического сопровождения обучения школьников является обеспечение оптимальных условий обучения, воспитания, развития школьников, оказание помощи и поддержки обучения с учетом их индивидуальных особенностей.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения школьников мы представляем как систему целенаправленных последовательных педагогических действий, нацеленных на оказание психолого-педагогической помощи, содействия, поддержки в обучении школьников, с учетом их индивидуальных и личностных особенностей, их интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, психофизиологических возможностей.
Целью данной работы является рассмотрение барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии.
Задачи:
- рассмотреть основные компетенции учителя в психолого-педагогическом сопровождении обучения школьников; психолого-педагогическое общение при работе с родителями;
- изучить барьеры в психолого-педагогическом взаимодействии педагога с учениками и родителями: особенности и способы преодоления;
- проанализировать барьеры в психолого-педагогическом общении школьников в начальной школе, особенности развития познавательных процессов у детей в начальной школе;
- провести эксперимент, подтверждающий важность преодоления коммуникативных барьеров в начальной школе в системе «ученик-учитель».
Объект исследования – барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии.
Предмет исследования – преодоление коммуникативных барьеров в системе «ученик-учитель» в начальной школе.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что применение педагогом эффективных методик, комплексно воздействующих на личность детей, инициирует преодоление коммуникативного барьера у школьников и качественное воспитание и обучение учеников в начальной школе.
Глава 1 Теоретические подходы к изучению барьеров в психолого-педагогическом взаимодействии
1.1 Основные компетенции учителя в психолого-педагогическом сопровождении обучения школьников. Психолого-педагогическое общение при работе с родителями
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривалось Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В. как средство в развитии фундаментальных человеческих способностей и качеств личности. Основным методом психолого-педагогического сопровождения в подростковом и юношеском возрасте может быть игровая терапия, дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые, где используется широко арт-терапия, сказкотерапия для самовыражения и самопознания. В дополнительном образовании успешно используется игра «Буксир», где коммуникативно взаимодействуют слабый и сильные ученики, формируются во взаимодействии учеников с учителем профессиональные умения, знания и навыки, нравственные отношения, психологический климат в коллективе, то есть развивающий компонент. Для реализации концептуальных идей академика РАО Шакурова Р.Х. необходимо некоторые из них перечислить.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: ЭКСМО, 2015. – 576 с.
2) Бодалев, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалев, Г.А.Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5.-С.15-20
3) Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988
4) Бухарова А. В., О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 53-56
5) Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. Москва: Совершенство, 1998. 608 с.
6) Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. 2-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2019. 410 с.
7) Евграфова Л. Е. Современные подходы к понятию психолого-педагогического сопровождения развития личности учащегося//Сборник материалов I Международных педагогических чтений, посвященных научным школам Института педагогики, психологии и социальных проблем. 2019. С. 86-90
8) Игнатьева Т. В. Цифровой и речевой этикет в дистанционном образовательном процессе// V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ФОРУМ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ» (ПРИУРОЧЕННЫЙ К ПРОВЕДЕНИЮ В 2021 ГОДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ). Сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 9 томах . Том 5 Часть 1. Рязань, 2021. С. 204-209
9) Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
10) Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание : Избр. ст. / М. С. Каган; ЛГУ. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 383,[1] с.
11) Ломов, Б. Ф. Системность в психологии [Текст] : избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 3-е изд. - Москва : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 423 с.
12) Николаева Е. К. Барьеры педагогического общения// МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ || ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «QUANTUM». 2019. С. 13-20
13) Носова Д.А. Профессиональные барьеры взаимодействия преподавателя и обучающегося и способы их преодоления// Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Главный редактор Р.Е. Барабанов; ответственный редактор С.В. Жундриков; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. 2019. С. 100-102
14) Попова Л. А. Компетентность учителя в психолого-педагогическом сопровождении обучения школьников//
15) Проблемы психологии общения [Текст] : (Социальный и личностный типы общения, их проф., познават. и генет. аспекты : Учеб. пособие по спецкурсу / А.С. Золотнякова ; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. – 146
16) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html/ (дата обращения: 26.10.2022).
17) Тарасов, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде / С. В. Тарасов. Текст: непосредственный // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2012. С. 5–8
18) Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Федина. 2-е изд. Москва: Юрайт ; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. 131 с.
19) Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. Текст: электронный // Вестник Института образования человека. 2012. No 2. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2011/200.
20) Чирков И. А., Работа с классом как малой группой // Воспитание школьников. — 2019. — № 6. — С. 41-50