Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие человека — это необратимое, направленное и закономерное расширение диапазона его психических возможностей, представлений о мире и о самом себе со своевременной их реализацией в поведении и деятельности и приобретении опыта.
Проблема развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития традиционна для возрастной психологии и акмеологии, именно при решении этого вопроса четко определяются теоретические положения, которыми руководствуются авторы и в рамках которых развиваются и реализуются заявляемые систематизации.
Так, для отечественной психологии таковыми являются принцип социального детерминизма, единства сознания и деятельности и другие. В практической же работе периодизации развития выступают своеобразным эталоном, моделью возрастной нормы для сопоставления с ними конкретных показателей отдельного человека или группы лиц, для принятия решения о необходимости и форме дальнейшей работы.
В контексте определения категории раз¬вития опыт рассматривается как совокупность осознанных методов и приемов пове¬дения и деятельности человека, реализованных в реальных жизненных условиях. Опыт в отличие от знаний и умений имеет устойчивые характеристики и с течением времени не утрачивается. В отличие от навыка как автоматизированного умения опыт глубоко осознаваем.
Цель исследования: рассмотреть развитие человека через призму психоаналитической традиции в возрастной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть принципы системной методологии, раскрывающие сущность развития человека.
2. Изучить теории развития личности в возрастном контексте: научные подходы в психологии развития, акмеологии.
3. Описать развитие человека через призму психоаналитической традиции в возрастной психологии.
4. Выделить особенности формирования психических новообразований в психике человека.
Объект исследования: феномен «развитие человека».
Предмет исследования: феномен «развитие человека» через призму психоаналитической традиции в возрастной психологии.
Гипотеза: феномен «развитие человека» это происходящее в онтогенезе закономерное и последовательное формирование и изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования в том что изучен феномен «развития человека». Как можно полученные результаты использовать в практической деятельности психолога?
1. Теоретико-методологический анализ развития человека через призму психоаналитической традиции в возрастной психологии развития
1.1. Сущность феномена «развитие человека» в исследованиях по возрастной психологии
1.1.1. Общепсихологические теории психического развития человека
Идея развития родилась благодаря древнегреческим философам Аристотелю и Гераклиту. Аристотель считал, что развитие психики - это переход от одной формы жизни к другой, более совершенной. Позднее, Гераклит внес в психологию идею о постоянном развитии и изменении. Он первым связал развитие с мышлением, тем самым соединив психическое развитие с интеллектом. Размышления вышеупомянутых философов об этапах развития, о свойствах и функциях души стали опорной точкой для исследований современных психологов [7]. Развитию психологии способствовала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая внесла в психологию постулат о генезисе психики, доказав закономерные этапы развития психических процессов. В результате, гипотезу о том, что развитие подчиняется определённому закону, поддержали многие психологические школы.
Большой вклад в теорию психического развития внес Л. С. Выготский, который заложил основы онтогенетической теории. Особую, фундаментальную роль, он отводил детской психологии, главной задачей которой является изучение онтогенеза. Онтогенез обусловлен биологическим и историческим развитием, которые сливаются друг с другом, образуя социально-биологическое формирование личности [6]. В структуре личности индивидуальное психическое развитие выступает в трех аспектах:
а) онтогенетическое развитие психических функций,
б) история развития человека в качестве субъекта труда, познания и общения, в) жизненный путь человека [1].
Развитию возрастной и педагогической психологии в XX в. способствовали исследования онтогенеза представителями разных психологических школ. В генетической психологии развитие рассматривалось как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Ж. Пиаже пришел к выводу, что интеллект взрослого и ребенка различается не только по количественным, но и по качественным параметрам, а этапы психического развития являются этапами развития интеллекта [8]. Под становлением личности в классическом психоанализе подразумевают биологическое созревание, т.е. возраст до 18 лет [10]. Противоположного мнения придерживался Э. Эриксон, полагая, что развитие личности происходит до самой смерти [12]. При этом, основой психического развития многие психологи считали эмоционально-мотивационную сферу. Среди них З. Фрейд, А. Валлон, У. Джеймс, Д.М. Болдуин и др.
Качественно специфической ступенью онтогенетического развития является возраст. Ввиду индивидуальных особенностей развития, принято выделять психологический и биологический возраст. Психологический возраст является уровнем психологического развития, достигнутого к определенному этапу развития, а биологический возраст отражает степень физиологического развития организма. Они могут не совпадать с точки зрения онтогенетического развития. Психическое развитие включает в себя формирование личности ребёнка [5]. Этот процесс может ускоряться или замедляться, в зависимости от ведущего фактора. Психическое развитие, прежде всего, - процесс качественных преобразований, которые сопровождаются скачками и переломами. Несмотря на то, что проблема возрастной периодизации актуальна до сих пор, выделяют стадии и этапы развития. Они существенно отличаются друг от друга, но при этом человек проходит через все стадии поочередно от младенчества до ранней юности. Кроме того, каждый возраст характеризуется определёнными показателями. Общепринято на современном этапе развития психологии, что основными показателями возраста являются основания развития и их результаты. К основаниям развития относятся: социальная ситуация, ведущий тип деятельности и сензитивность. Результаты развития проявляются в новообразованиях личности, эмоционально-волевой сфере, способностях к общению и новой деятельности.
Ведущим является принцип развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития, ко¬торый мы рассматриваем и как основное, ис¬ходное научное положение, и как убеждение, взгляд на вещи, и как основные особенности устройства системы «человек» [5].
Работы, опубликованные нами ранее, си¬стемно раскрывают взаимосвязь психиче¬ского развития и физического состояния, по¬зволяют сделать логический вывод о том, что психическое развитие в системной ин-терпретации обеспечивает физическое здо¬ровье человека [8].
Принцип гиперкомплексности развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития в рамках закона развития указывает на необходимость накопления разнокачественных психических элементов как обязательное и неотъемлемое свойство развития. Только в результате взаи¬модействия разнокачественных психических элементов может возникнуть новое психиче¬ское образование с эмерджентными свой¬ствами, что составляет основу расширения диапазона системы, то есть ее развитие.
Принцип динамичности и взаимодей¬ствия развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития. Наличие психических элементов по¬зволяет рассматривать их в качестве системы в случае взаимодействия этих элементов. В результате взаимодействия образуются но¬вые психические элементы с эмерджентными свойствами, и в Развития образуется последу¬ющий уровень. Взаимодействие предполагает установление динамичных (подвижных) свя¬зей. Понятие динамичности является обяза¬тельной чертой психического развития человека, по¬этому выделяется в качестве принципа на¬ряду с взаимодействием.
Принцип эмерджентности развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития. Каждый пси-хический элемент обладает особенностью или свойством, позволяющим отличить его от других элементов. В этом смысле любой психический элемент уникален. Совокуп¬ность психических элементов также облада¬ет свойствами и особенностями, которых нет и не может быть у каждого из отдельно взя¬тых элементов. Например, образ обладает многополярностью, а совокупность образов приобретает эмерджентное свойство лого¬центризма, характерное для научной дефи¬ниции.
Принцип иерархичности развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития. Наличие эле¬ментов и взаимодействий между ними при¬водит к возникновению новых свойств и осо¬бенностей у совокупности элементов, рас¬сматриваемых как единое целое, которое может рассматриваться и как отдельный элемент, и как система, имеющая свою внут¬реннюю структуру [7]. Такой способ обра-зования и существования приво¬дит к необходимости выделения принципа иерархичности. Иерархичность в контексте - это наличие совокупности внут¬рисистемных уровней и их свойств, законо¬мерностей их образования и существования, как показано в таблице и на рисунке.
Если порядок развития человека характеризуется сложно¬стью строения «по горизонтали», то иерар¬хия раскрывает свойства вертикального сре¬за ее структуры. Совокупность этих свойств позволяет оценивать структурно-конструк¬тивные параметры развития - габариты, ко¬торые можно уподобить длине и глубине (ширине) системы. Характерно, что прямого взаимодействия психических элементов раз¬ных иерархических уровней не существует. Например, понимание между людьми воз¬можно только на одном определенном уров¬не развития. Попытка осуществить взаимо¬действие людей с разными доминирующими уровнями развития потерпит неудачу.
Принцип целостности и структурно¬сти предполагает, что целостность является неотъемлемым свойством всех объектов действительности в любом диапазоне их ор¬ганизации. Это единство всех психических элементов и психических связей, их взаи¬мосвязанности и взаимообусловленности, которая может быть выражена в абстракт¬ной совокупности элементов и связей между ними, то есть в ее структуре.
Принцип ортогональности развития человека через призму психоаналитической традиции в психологии развития. Ортогональ¬ность в системной методологии рассматри¬вается как разнонаправленность составля¬ющих системы:
1) концептуальная область с ортогональ¬ными составляющими «концепция мира» и «Я-концепция»;
2) познавательная с орто¬гональными сферами «психический эле-мент» и «психическая связь»;
3) знаковая область с ортогональными составляющими «вербальная сфера» и «невербальная сфе¬ра»;
4) область иерархии, в которой каждый последующий уровень ортогонален преды¬дущему;
5) мотивационная с ортогональны¬ми сферами «мотивация развития» и «дефицитарная мотивация» и др.
Несмотря на сложности в настоящее время есть все необходимые
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов.- 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 273 с. : ил.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Гл. 2: Сенсорно¬перцептивная организация человек / Изд-во: Институт практической психологии, МОДЭК, , 1996. – 273 с. : ил.
3. Асмолов А.Г. Сихология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998. – 100с.
5. Гусев С.Ю. Общая психология в 7-т т. /Под ред. Б.С. Братуся / Ощущение и восприятие, Т. 2. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 273 с.
6. Донцов, Д.А. Детская возрастная психология: Учеб.-метод. пособие / Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Поляков Е.А. - Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. - 203 с.
7. Донцов, Д.А. Психология личности. Учебное пособие для студентов психолого¬-педагогических специальностей/направлений подготовки / Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 302 с.
8. Донцов, Д.А. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. Коллективная монография / Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Сенкевич Л.Ф., Консон Г.Р. - М.: Liteo, 2015. - 174 с.
9. Донцов, Д.А., Поляков, Е.А. Основы методологии психологии развития и возрастной психологии // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа, АЭТЕРНА, 2016. - 217 с., С. 135-140.
10. Донцов, Д.А., Поляков, Е.А. Социализация личности в качестве психосоциального явления и процесса - методологический психологический анализ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 1(96), Ч. IV, 2017. - 182 с., С. 95-101.
11. Исаев Е. И. Психология образования человека: становление субъектно- сти в образовательных процессах : учеб. пособие. М., 2014. – 273 с. : ил.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. С-Пб.: Питер, 2008. - 583 с: ил. (Сер.: «Учебник для вузов»).
13. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Изд.центр «Академия», 2004. – 273 с..
14. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития лично¬сти в психологии : учеб. пособие. М., 1981. - 84 с.
15. Петрова, Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А. Петрова, Д.А. Донцов, Е.А. Поляков. - М. : АИМ, 2017. - 234 с.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Перевод А.М. Пятигорского. С-Пб., 2003.
17. Поляков, Е.А. Психология развития в отрочестве и юности: учебное пособие. - Воронеж : Научная книга, 2016. - 203 с.
18. Редькина Е. Б. К вопросу об особенностях учебной мотивации совре¬менных студентов // Ученый совет. 2014. № 9. С. 54-59.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.: (Сер.: «Мастера психологии»).
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. – 27 с.
21. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет¬ском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
22. Эльконин Д. Б., Коссаковский А. Основные этапы психического разви¬тия // Педагогика / под ред. О. А. Абдулиной и др. М., 2014. – 173 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, , 1998. – 273 с.