Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового исследования заключается в том, что для любого человеческого сообщества еще с древних времен требовался лидер, иначе данное сообщество неминуемо ждало разделение и уничтожение. В условиях современных рыночных отношений лидерство является важным фактором успеха в любой профессии и сфере деятельности. Именно соединение в менеджере профессиональных и лидерских качеств, даст наилучший результат, и поможет организации преодолеть трудности и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в современной организации
1.1. Понятие лидерства в организации
Для того, чтобы рассмотреть роль лидера в организации, необходимо обозначить, кто же такой лидер. Лидер – наиболее авторитетный член группы, который организует деятельность свою и тех, кто ему подчиняются, для достижения целей группы. Но лидер не просто регулирует действия членов своей группы, но еще и является связующим звеном в двух взаимодополняющих системах взаимоотношения в группе: деловой и личной . Именно лидер находит баланс во взаимодействии с этими двумя системами, и если отношения из одной системы противоречат отношениям в другой, то команда не сможет работать успешно и эффективно.
Лидерством называется феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Лидерство - способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации .
Роль лидера - в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
Принцип лидерства - стать лидером, вокруг которого сплотится эффективная команда.
В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений.
Нет однозначного определения понятия «лидерство». Механизм лидерства - то, что структурирует феномен лидерства, представлен тремя формами (табл. 1)
Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство - 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» . Первое определение располагает 2-мя бесспорными плюсами. Одно из них складывается в том, что это определение указывает субъективный характер этого понятия: человек, достижения которого принимает определенная группа людей, может быть для данных людей лидером, и в то же момент иная группа может отвергать его лидерство, если не разглядывает соответственные достижения будто выдающиеся.
Иное достоинство данного определения - его операциональность, потому что оно показывает определенный курс к лидерству. С иной стороны, приведенное определение страдает и рядом немаловажных недочетов. Во-первых, выдающиеся достижения не обеспечивают лидерства. Эйнштейн, к примеру, был абсолютным гением физики ХХ в., но его вряд ли можно именовать лидером, так как у него фактически не было учеников. Потому это определение определяет нужное, однако, недостаточное условие лидерства. Во-вторых, это определение как бы укрепляет лидерское положение личности либо группы, в то момент как на наших глазах непрерывно происходит замена лидеров, в том числе и в том случае, если прошлые достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы желаем обратить особенное внимание, осматриваемое определение статично: оно не отображает динамизм процесса лидерства.
В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя .
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы.
Выделяют два аспекта власти - формальный и психологический - в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Кричевский Р.Л. считает, что: «Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений .
Так, Д. Майерс считает, что лидерство - это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу . При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть, и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.
Таким образом, лидерство есть в основном психологическая характеристика поведения отдельных членов коллективов (организации). Лидерством называется феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов . Лидер ведет людей за собой, обеспечивает существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
1.2. Роль лидера в принятии управленческого решения
Управленческое решение является следствием работы менеджера, ключевые функции которого состоят в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей организации.
Управленческие решения тоже являются главным компонентом каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля, так как их исполнение тоже требует принятия решения.
М. Мескон и др. вообще определяют управленческую деятельность через функцию принятия решения, отмечая, что «суть управления состоит в воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия решений» .
Необходимость принятия решения обусловлена тем, что предприятие подвергается влиянию со стороны окружающей его среды и вынуждено приспосабливаться к ней при помощи обратных связей. Следственно управленческое решение и есть итог обрабатывания менеджером обратной связи - сведения о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от нормы (цели). Составляющая цели находится в зависимости от реальных возможностей субъекта и приемлемых способов для ее достижения.
В современной среде с ее быстротечными переменами и сложностью принятие решений является одной из самых важных и особенно тяжелых обязанностей менеджеров. Для того чтобы достигнуть роста эффективности процесса принятия решений и их качества, менеджеры привлекают к участию в данном процессе других работников, учатся на ошибках, а не ищут виноватых, стараются вовремя отказаться от неправильных действий, применяют коллективную интуицию.
Управленческие решения по формированию экономической политики организации обусловливают программу деятельности персонала по осуществлению своего предназначения (миссии), по осуществлению своих исключительных способностей (компетенций), по удовлетворению потребностей руководителей и сотрудников организации, и в том числе потребителей. В силу обилия целей, характеризующих все главные элементы деятельности организации, их создающие управленческие решения обязаны быть рассмотрены с позиций их сущности, функций, шагов принятия, используемых способов решения, воздействующих факторов и других характеристик. Тем не менее, в силу того, что понятие «решение» иметь отношение к типу междисциплинарных понятий очень важно отметить те различия, которые не специфичны для управленческих решений.
С позиций общей теории принятие решений, управленческие решения - это выбор из множества преимущественно предпочтительного варианта действий (альтернативы). Под решением же подразумевается: элемент разнообразия возможных альтернатив; нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; устные или письменные распоряжения надобности исполнения конкретного действия, операции, процесса; регламентируемая очередность действий для достижения поставленной цели; что-то, отражающее воплощение поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.); воздействие на раздражитель .
Исключительно решения, принимаемые руководителями любой организации, характеризуют не только эффективность ее деятельности, но и возможность стабильного развития, выживаемость в быстроразвивающемся мире.
Принятие решений, так же как и обмен, информацией, это составная часть каждой управленческой функции. Потребность принятия решений появляется на всех стадиях процесса управления, объединена со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности.
Глава 2. Оценка лидерства на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Характеристика деятельности банка
ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком в России и одним из ведущих финансовых институтов глобального масштаба. На долю ПАО «Сбербанк России» приходится почти треть всех активов отечественного банковского сектора. ПАО «Сбербанк России» выступает в качестве ключевого кредитора для национальной экономики и занимает самую крупную долю на всем рынке вкладов.
В качестве основного акционера ПАО «Сбербанк России» выступает российское правительство, которое владеет 50% от всей величины уставного капитала данного банка, помимо этого, одна обыкновенная акция - в собственности Банка России. На рисунке 1 представлена краткая характеристика деятельности выбранного ПАО «Сбербанк России».
Деятельность банка построена на базе выданной ему генеральной лицензии Банка России. Услугами ПАО «Сбербанк России» пользуются клиенты в 18 странах мира. ПАО «Сбербанк России» имеет самую обширную филиальную сеть в РФ: порядка 14 тыс. точек обслуживания . Зарубежная сеть ПАО «Сбербанк России» включает дочерние банки, филиалы и представительства в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и пр. государствах.
Согласно результатам 2021 г., на долю ПАО «Сбербанк России» приходилось 30,2% всей величины совокупных банковских активов РФ. В таблице 2 представлены финансовые показатели банка.
Из сведений таблицы 1 можно увидеть, что показатель автономии, означающий долю собственного капитала, значительно выше рекомендуемого значения, а это демонстрирует финансовую устойчивость, стабильность и независимость банка от внешних кредиторов. Вместе с тем и платежеспособность ПАО «Сбербанк России» на довольно высоком уровне, это продемонстрировано на рис. 2.
Можно отметить, что динамика изменения объемов собственного капитала банка демонстрирует стабильный рост, то можно говорить о том, что банк может самостоятельным образом и в срок отвечать по собственным обязательствам.
Основную долю в составе собственных средств ПАО «Сбербанк России» занимает нераспределенная прибыль. Повышение величины собственного капитала банка было обусловленным в большей мере прибылью от осуществляемой коммерческой деятельности. В результате сумма чистой прибыли ПАО «Сбербанк России» с легкостью преодолела триллионный рубеж, сравнявшись 1251,7 млрд руб. (увеличение на 64,2%) .
2.2. Оценка лидерства в банке
Оценка лидерства в банке будет проведена на материалах Отделения Сбербанка №9040/21799 на Новомытищинском проспекте (Мытищи), осуществляющем обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Можно отметить, что в Отделении Сбербанка №9040/21799 всего 4 руководителя:
– Управляющий отделением (ему подчинены напрямую первый заместитель управляющего, второй заместитель управляющего, главный бухгалтер);
- первый заместитель управляющего (у него в подчинении менеджеры по работе с корпоративными клиентами, валютными операциями);
- второй заместитель управляющего (у него в подчинении менеджеры по работе с индивидуальными предпринимателями, информационный ревизионный и отдел);
- главный бухгалтер (у него в подчинении бухгалтер и операционист).
Таким образом, у каждого руководителя есть подчиненные, которые смогут дать ему определенную оценку.
Эмпирическая оценка лидерских качеств руководителей была проведена на базе Отделения Сбербанка №9040/21799 с участием сотрудников, подчиненных выше указанным руководителям, в количестве 20-ти человек. В каждом из отделов работают руководитель и подчиненные. Для цели исследования курсовой работы необходимо решение таких задач:
1. Установить стили лидерства руководителей Отделении Сбербанка №9040/21799.
2. Определить соответствие стиля руководства организации и их ориентации на задачу либо взаимоотношения в коллективе организации.
3. Исследовать характеристики климата в 4-х группах I-IV (атмосферу в коллективе, уровень удовлетворенности трудом, коллективом, уровень конфликтности в отношениях между работниками).
В исследовании курсовой работы применяли такие методики:
– методику «Диагностика стилей руководства» (Журавлева А.Л.) ;
- «Диагностику склонности к определенному стилю руководства» (Ильина Е.П.) , которая устанавливает склонность человека к определенному стилю руководства в организации;
- методику «Диагностики лидерских способностей» (Жарикова Е., Крушельницкого Е.) ;
- методику оценки руководителей с использованием показателу эффективности.
Указанные методики были использованы для четырех исследуемых руководителей. В первых 2-х методиках стили руководства директивный, коллегиальный и либеральный (по Журавлеву А.Л.) соответствуют автократическому, демократическому и либеральному стилям (по Ильину Е.П.).
С целью большей удобности обработки сведений и представления результатов произведено присвоение каждой группе порядкового номера от 1-го до 4-х, такие же номера получили и руководители данных групп организации.
По сведениям рисунка 3 можно сделать вывод о том, что у руководителя группы I высокий уровень выраженности имеется у коллегиального стиля руководства, при этом стили директивный и либеральный выражены слабым образом.
У руководителя группы II видны довольно слабовыраженный директивный и либеральный стили руководства, при этом коллегиальный стиль имеет высокий уровень выраженности.
Видно, что руководитель группы III имеет менее выраженными либеральным и коллегиальным стили руководства, более выраженным является директивный стиль.
У руководителя группы IV прослеживаются низко выраженные директивный и коллегиальный стили руководства, при этом у либерального стиля наблюдается высокая степень выраженности, это предоставляет возможность сделать вывод о преобладании либерального стиля руководства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидер – наиболее авторитетный член группы, который организует деятельность свою и тех, кто ему подчиняются, для достижения целей группы. Но лидер не просто регулирует действия членов своей группы, но еще и является связующим звеном в двух взаимодополняющих системах взаимоотношения в группе: деловой и личной. Именно лидер находит баланс во взаимодействии с этими двумя системами, и если отношения из одной системы противоречат отношениям в другой, то команда не сможет работать успешно и эффективно.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Атюганова, Е.В. Лидерство руководителя и стиль руководства / Е.В. Атюганова // Студенческий вестник. – 2022. - №16-7. – С.38-39.
2. Бабосов, Е.М. Социология. Энциклопедический словарь. От классики до современности / Е.М. Бабосов. – М.: Либроком, 2019. – 480с.
3. Биктяков, К.С. Лидерство в управлении персоналом / К.С. Биктяков // Вопросы экономических наук. – 2019. – № 6(100). – С. 44-45.
4. Дорофеева, Л.И. Менеджмент. Конспект лекций / Л.И. Дорофеева. – М.: Т8, 2020. – 192с.
5. Жариков, Е. Диагностика лидерских способностей / Е. Жариков, Е. Крущельницкий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/470/6275.php.
6. Журавлев, А.Л. Социально-психологическая динамика личности и группы в условиях экономических реформ в России / А.Л. Журавле, В.П. Поздняков // Наука. Культура. Общество. - 2017. - №22. - С.5-17.
7. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. 2-е изд / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2015. - 592с.
8. Колесникова, И.А. Оценка лидерского потенциала руководителя организации / И.А. Колесникова, И.Е. Лилиенталь // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. - №3. – С.59-62.
9. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский // Лидерство и малая группа: Хрестоматия. Пособие для студентов по дисциплине «Деловое общение». – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2016. – С.60-78.
10. Кудрявцева, М.В. Лидерство руководителей как фактор повышения эффективности деятельности современных компаний / М.В. Кудрявцева // Экономические исследования и разработки. – 2021. - №9. – С.83-87.
11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб: Питер, 2019. - 800c.
12. Мельникова, Н.А Социальная психология / Н.А. Мельникова. - М.: Научная книга, 2017. – 160с.
13. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672c.
14. Нефедова, Ю.С. Механизмы совершенствования стиля лидерства и организации / Ю.С. Нефедова // Право, экономика и управление: теория и практика: сборник материалов конференции. – Чебоксары: Среда, 2021. – С.82-85.
15. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.ru/.
16. Пашкин, С.Б. Исследование лидерства в управленческой деятельности / С.Б. Пашкин, С.В. Саркисов, Е.А. Саркисова // Военный инженер. – 2022. - №2. – С.66-75.
17. Попадьина Т.А. Краткая характеристика деятельности и показателей Сбербанка // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №6-2. – С.108-111.
18. Ригин, А.А. Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией / А.А. Ригин, А.М. Елин // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т.11. - №11. – С.2623-2636.
19. Слободенюк Д.Д., Павлова А.М. Инновационные банковские продукты // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №5-2. – С. 184-188.
20. Спивак, В. А. Лидерство: учебник для вузов / В. А. Спивак. — М.: Издательство Юрайт, 2022. - 301с.
21. Столяренко Л.Д. Психология управления. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 507с.
22. Умарова, М.А. Понятие и сущность лидерства / М.А. Умарова, М.А. Джамалдинова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. - №8. – С.270-276.
23. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 352с.
24. Щербинина, А.И. Роль лидера в управлении организацией / А.И. Щербинина // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: сборник трудов конференции. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С.695-697.
25. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. 2001. Primal leadership: The hidden driver of great performance. Harvard Business Review 79 (12): 42–51.