Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ 7
1.1 Сущность ценовой дискриминации 7
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации 12
1.3 Типы ценовой дискриминации 17
1.4 Практика ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. 20
ГЛАВА 2 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В РОССИИ 23
2.1 Особенности осуществления механизма ценовой дискриминации в России 23
2.2 Ценовая дискриминация на отраслевых рынках России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике любая компания, обладающая даже небольшой монопольной властью в своей отрасли (от естественной монополии, до монополистической конкуренции), имеет возможность влиять на цену, складывающуюся на всем рынке, т.е. обладает властью над ценой. Однако совершенно ошибочно полагать, что компания-монополист всегда стремится завысить цену, или установить «монопольно высокую цену», на свою продукцию. Этот миф легко развенчивается тем, что помимо производителя на рынке присутствуют и покупатели со своими бюджетными ограничениями. Объем их спроса на товар ограничен возможностью платить. Поэтому покупатели руководствуются идеей «разумной или приемлемой цены».
Бюджетное ограничение покупателя делает его спрос эластичным по цене. На удорожание товара покупатели реагируют сокращением закупок, и наоборот, при снижении цены - покупают больше, товар становится доступным для более широкого круга потребителей. Сила реакции отдельного покупателя на изменение цены (т.е. эластичность спроса по цене) зависит от многих факторов. Прежде всего - от дохода покупателя и степени потребности в данном товаре.
В связи с этим у любой компании с эластичным спросом по цене власть над ценой на монополистическом рынке проявляется в возможности снизить цену на весь товар, чтобы больше его продать. Таким образом, если фирма-монополист планирует увеличение поставок на рынок, цена товара снизится. Снижение цены выгодно монополисту до тех пор, пока ни будет достигнуто максимальной разницы между валовыми издержками и валовым доходом от продаж, т.е. максимальной прибыли. Это общий принцип ценообразования на монополистическом рынке, не зависимо от его структуры (олигополия, естественная монополия или монополистическая конкуренция), излагаемый в неоклассической литературе.
Однако в реальной жизни возникают ситуации, когда один и тот же товар или услуга продается разным покупателям по различным ценам. К тому же рынки, как правило, наполняются дифференцированными товарами. Таким образом, компании, имеющие монопольную власть над ценой, нередко получают возможность дополнительно увеличить прибыль, используя различные приемы ценообразования на своем сегменте рынка. Они могут манипулировать ценами, исходя из различий во вкусах, предпочтениях и в доходах покупателей. Один из широко распространенных приемов монополистического ценообразования -ценовая дискриминация.
Современное развитие концепции ценовой дискриминации идет в основном через расширение сфер и способов ее применения. Выясняются новые аспекты в целях дискриминирующих компаний, а так же новые факторы, влияющие на ход ценообразования.
Целью данной работы является рассмотрение условий, форм и последствий ценовой дискриминации.
Задачи:
- описать сущность ценовой дискриминации;
- рассмотреть мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации ;
- изучить типы ценовой дискриминации;
- описать практикауценовой дискриминации, межвременную дискриминацию, парадокс Коуза;
- изучить особенности осуществления механизма ценовой дискриминации в России;
- проанализировать ценовую дискриминацию на отраслевых рынках России.
Объект исследования – ценовая дискриминация как экономическая категория. Предмет исследования – особенности механизмов ценовой дискриминации в России.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
1.1 Сущность ценовой дискриминации
Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара по разным ценам, причем не только на разных сегментах рынка, но даже одному и тому же покупателю.
Всевозможными исследованиями ценовой дискриминации - от условий применения до ее видов, приемов и их эффективности занимались и занимаются многие известные экономисты - от классиков до современников. Одним из первых трудов, в котором анализировались приемы ценовой дискриминации в теории и в прикладном аспекте была работа экономиста-неоклассика А. Пигу (1920 г.) «Экономическая теория благосостояния». В ней оценивались выгоды и потери общества от ценовой дискриминации путем сопоставления частных и общественных издержек и выгод. В практической плоскости А. Пигу исследовал и сопоставлял эффективность ценообразования на железнодорожные перевозки в условиях «обычной» монополии и при ценовой дискриминации.
Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» [13] обосновывала применение ценовой дискриминации на сегментах рынка с разной эластичностью спроса. Ею разработаны методы оценки эффективности от использования ценовой дискриминации как для дискриминирующего монополиста, так и для общества. Уделено внимание правилам дискриминации, исследовано поведение покупателя.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 28.10.2022)
2) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения 28.10.2022)
3) Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 28.10.2022)
Статьи, монографии, источники, сайты
4) Авдашева С. Б., Экономический анализ границ фирмы и ограниченной конкуренции: случай консорциума "Северный поток-2" // Вопросы экономики. — 2021. — № 10. — С. 134-151
5) Буркова А. Ю., Что почем и почему. Справедливое ценообразование на рынке финансовых услуг // Банковское дело. — 2019. — № 4. — С. 30-33
6) Елагина А.С. Ценовая дискриминация в условиях биржевой торговли: на примере рынка нефтепродуктов // Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsenovaya-diskriminatsiya-v-usloviyah-birzhevoy-torgovli-na-primere-rynka-nefteproduktov (дата обращения: 28.10.2022).
7) Иваненко А. Р., Калабина Е. Г. Модели динамического и персонализированного ценообразования в условиях развития цифровой экономики // e-FORUM. 2022. Т. 6, No 1. С. 1-6
8) Калпакчи Н. Исследование теоретических основ конкуренции в работах Э. Чемберлина и Д. Робинсон//XXIII ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Нижневартовск, 2021. С. 210-216
9) Мусостова Д. Ш. Особенности осуществления механизма ценовой дискриминации в России// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 109-111
10) Окладников Д. Е., Практическое ценообразование. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2014. — 154 с.
11) Официальный сайт ООО «Сибирская генерирующая компания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibgenco.ru/ (дата обращения: 28.10.2022)
12) Пономарева Е. А., Ценовая дискриминация на двухсторонних рынках: пример такси // Экономическое развитие России. — 2020. — Т. 27, № 9. — С. 70-79.
13) Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986
14) Сафрончук М. В. Ценообразование на монопольном рынке: ценовая дискриминация и возможность ее применения//ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, 2016. № 4. С. 61-68
15) Сигарев А.В., Косов М.Е. Специфика применения ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли // Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-primeneniya-tsenovoy-diskriminatsii-pri-realizatsii-informatsionnyh-blag-posredstvom-elektronnoy-torgovli (дата обращения: 28.10.2022)
16) Сторчевой М. А., Применение ценовой дискриминации на первичном рынке квартир в России // Российский журнал менеджмента. — 2021. — Т. 14, № 4. — С. 21-48
17) Ткаченко А. А., Всегда ли ценовая дискриминация ограничивает конкуренцию? // Право и экономика. — 2019. — № 8. — С. 58-63.
18) Хлебнова А.А. Особенности ценовой дискриминации на отраслевых рынках РФ//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Сборник материалов ХV Всероссийской научно-практической конференции. Составитель Е.В. Василенко. Красноярск, 2022. С. 85-88
19) Ховалова Т. В., Моделирование эффективности перехода на собственную генерацию // Эффективное антикризисное управление. — 2017. — № 4/5 (103-104). — С. 44-57
20) Шаститко А. Е., Ценообразование на основе больших данных: предметное поле проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 6. — С. 3-22
21) Шихина Н.И. Нормативное регулирование случаев ценовой дискриминации на рынках продовольствия // Право [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-sluchaev-tsenovoy-diskriminatsii-na-rynkah-prodovolstviya (дата обращения: 28.10.2022)