Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, ведь дети – единственный резерв страны, от которого зависит ее благополучие, уровень и ее духовное развитие, состояние культуры и науки. Однако, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются негативные тенденции в динамике здоровья детского населения: увеличивается число детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и усилением загрязнения окружающей среды, генерализацией вредных социальных привычек и болезней, неудовлетворительным осуществлением здорового образа жизни и рядом других причин.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в настоящее время наше государство сталкивается с проблемами здоровья подрастающего поколения. Одной из важнейших современных профилактических задач является формирование здоровья подрастающего поколения посредством гигиенического воспитания и обучения здоровому образу жизни. Формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависит от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Основная роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (КЗР).
Работой кабинета руководит медсестра или фельдшер, знающие особенности детей раннего возраста, их режим питания, сроки введения прикорма и подготовку детей к детским образовательным учреждениям. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка, санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики анемии, рахита и т.д. Кабинет тесно сотрудничает с неврологами, гинекологами, психологами и участковыми педиатрами. В кабинете здорового ребенка работа с детьми начинается еще до их рождения.
Работа, проводимая в кабинете здорового ребенка, помогает молодым родителям вырастить здоровых детей, хорошо адаптирующихся в дошкольных и школьных учреждениях. Они меньше болеют, без проблем вливаются в коллективы. Все вышеперечисленные функции кабинета определяют его необходимость и актуальность данной темы.
Цель: Изучить обязанности медицинской сестры в кабинета здорового ребенка.
Задачи:
1.Изучить организацию работы в кабинете здорового ребенка:
2.Рассмотреть функциональные обязанности медицинской сестры кабинета здорового ребенка;
3.Проанализировать работу медсестры в кабинете здорового ребенка в детской поликлинике.
Объект: Кабинет здорового ребенка.
Предмет: Роль медицинской сестры в кабинете здорового ребенка.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
1.1. Организация работы в кабинете здорового ребенка
Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром развития, воспитания и здоровья детей. Кабинет здорового ребенка организуется в рамках городской детской поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 г. N 60 2О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
В крупных детских поликлиниках КЗР может быть составной частью функционального блока профилактической работы с неорганизованными детьми дошкольного и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет(ы) профилактического приема педиатра, комнату здорового ребенка, комнату вакцинации и комнату ожидания.
Организация такого отделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения. В кабинете здорового ребенка находится фельдшер или медицинская сестра, прошедшие обучение профилактической работе с детьми и санитарно-просветительской работе с населением. В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 000 детей, выделяется одна должность, а более 10 000 - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка.
Руководит и контролирует работу заведующий КЗР - врач-педиатр этого детского лечебного учреждения.
Основными задачами КЗР являются:
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (питанию, физкультуре, уходу и др.);
- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка [9].
Для выполнения вышеуказанных задач персонал КЗР:
- помогает участковым педиатрам организовать школы для молодых родителей, будущих мам, занятия которых проходят в КЗР;
- организует и проводит семинары и тренинги для молодых родителей по охране здоровья детей, разрабатывает и распространяет различные методические пособия;
- рассказывает и показывает родителям, как правильно ухаживать за ребенком, как организовать режим дня ребенка, основы массажа и гимнастики, как правильно закалять ребенка, какую еду и когда давать ребенку, основные нюансы прикорма;
- обязательно контролировать наличие рахита у детей, давать витамин Д, организовывать кварцевание детей;
- вместе с врачом готовят детей к детскому саду;
- организовывают обучение участковых медицинских сестер основам массажа и гимнастики, правильному закаливанию и др.;
- информируют педиатра о выявленных нарушениях в развитии ребенка и о нормах и правилах, которые нарушают родители в процессе ухода за малышом;
- взаимодействует с здравпунктом, чтобы всегда быть в курсе новшеств, внедряемых в процессе ухода за ребенком и доведения их до родителей и медицинского персонала;
- оформляют все материалы, необходимые для воспитательной работы с родителями - таблицы, плакаты, различные сервисы по уходу за детьми;
- заполняют и проверяют все документальные отчеты КЗР [1].
Принцип преемственности и взаимосвязи кабинета здорового ребёнка
С родильным родом
После рождения ребенка сотрудники родильного дома вызывают сотрудника детской поликлиники по месту жительства родильницы. По телефону говорят о рождении ребенка, в результате чего детская поликлиника вынуждена поставить этого ребенка на учет. На следующий день после выписки ребенка из родильного дома (не позднее 3-х суток) врач должен провести патронаж на дому.
С участковым педиатром
Так как дети с выявленной патологией не допускаются в кабинет здорового ребенка, то при обнаружении у ребенка фельдшером или медсестрой какой-либо патологии они немедленно сообщают об этом участковому педиатру, который, в свою очередь, принимает дополнительные меры по лечению ребенка. Он может направить его к узким специалистам, если необходимо направить ребенка на госпитализацию.
С родителями
Кабинет здорового ребенка пропагандирует здоровый образ жизни в семье. Поэтому КЗР поддерживает преемственность с мамами и папами, которых проинформируют о правилах ухода за детьми.
Роль врача
Несомненно, роль врача очень важна в детской поликлинике. Но, как известно, в кабинете здорового ребенка врач осуществляет контроль над персоналом. Что касается фельдшеров или медсестер, работающих в КЗР, то их роль очень важна.
Их задачей является распространение среди населения гигиенических знаний об охране здоровья детей, привитие родителям необходимых гигиенических навыков для создания оптимальных условий для развития детей и формирования у них здорового образа жизни. Они должны выявить факторы риска, которые могут спровоцировать развитие патологии, обучить больного и его близких, как воздействовать на эти факторы, чтобы не допустить развития данного заболевания у детей, а именно: как правильно пеленать детей, чтобы им не было ни жарко, ни холодно, как и чем купать ребенка, как проводить закаливающие процедуры, объяснить маме, что грудное вскармливание - лучшая профилактика заболеваний для малыша, ведь если мама здорова, то благодаря ее молоку, в котором содержится большое количество антител, витаминов и питательных веществ, малыш будет максимально защищен от различных инфекций.
Одной из важных задач является убеждение родителей ребенка принять решение отказаться от вредных привычек. Основная задача специалистов КЗР – сделать все возможное, чтобы у этого ребенка не развилось различных заболеваний, провести разъяснительные беседы об изменении образа жизни семьи.
Для того чтобы работа кабинета здорового ребенка была эффективной, а медперсонал уделял достаточно времени своим пациентам, все визиты планируются заранее по предварительной записи. Так, если поликлиника имеет до 5 педиатрических участков, то в этом случае определяется один день для приема в КЗР. Если имеется 5-10 участков, то на прием в КЗР отводится 2 дня, если же педиатрических участков в поликлинике более 10, то в этом случае прием производится ежедневно [5].
Направить ребенка в КЗР может только педиатр после тщательного осмотра. Медсестра КЗР, в свою очередь, на первом приеме рассказывает и разъясняет маме рекомендации педиатра, показывает специальные пособия и методические материалы.
Дети 2 и 3 лет посещают КЗР перед профилактическим приемом у педиатра, так как им необходимо пройти диагностику - уровень нервно-психического развития и оценку поведения в установленные сроки. Чаще всего, дети посещают КЗР после профилактического осмотра педиатром по своему району, с целью уточнения таких данных, как распорядок дня, закаливание, прием в дошкольное учреждение и др.
Дети 2 и 3 лет перед посещением в КЗР должны быть осмотрены участковой медсестрой, которая заполняет карту развития (форма 112/у) с данными о поведении ребенка, а также о развитии навыков (2 года) игры и речи детей (3 год). В свою очередь, медсестра КЗР, изучив данные карты развития, переходит к диагностике нервно-психического состояния ребенка по другим показателям с предварительной оценкой по группам развития и беседе и рекомендациям на следующую возрастную группу.
Результаты, полученные в результате диагностики, медсестра вносит в учетную карточку для посещения КЗР (вкладыш), которую необходимо вклеить в ф. 112/у Участковый педиатр должен учитывать эти данные для объективной оценки состояния здоровья ребенка [2].
Медицинская документация КЗР
1. Учетная форма № 112/у, вкладыш - карточка посещения кабинета по воспитанию здорового ребенка.
2. Учетная форма № 039/гг.
3. Учетная форма № 038/у[8].
Медицинская сестра КЗР должна своевременно пройти курсы повышения квалификации на базе опытных медицинских учреждений.
1.2. Функциональные обязанности медицинской сестры кабинета здорового ребенка
Вся работа медицинской сестры определяется должностной инструкцией медицинской сестры кабинета здорового ребенка.
Таблица 1 - Распорядок дня медицинской сестры в кабинете здорового ребенка
Понедельник 8.00-12.00 - скрининг-тестирование
12.00-14.00 - школа молодой матери
14.00-15.00 - работа с документацией
Вторник 8.00-17.30 - прием детей до года
17.30-18.00 - прием с документацией
Среда 8.00-13.00 - работа с картотекой беременных
12.00-14.00 - занятие в школе беременных
14.00-14.30 - работа с документацией
Четверг 8.00-17.30 - прием детей с года до трех лет
17.30-18.00 - работа с документацией
Пятница 8.00-12.00 - школа матерей по подготовке в ДОУ
12.00-14.00 - скрининг-тестирование
14.00-15.00 - работа с документацией
Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:
1. Осуществляет прием детей до 1 года не реже 5 раз в год, 2 лет - не реже 4 раз в год, 3 лет - не реже 1 раза в полгода, 3-6 лет - 1 раз в год ;
2. По назначению участкового педиатра:
• Проводит беседы с родителями о правильной организации режима дня ребенка, основных правилах ухода за ребенком и т.д.
• Обучает маму основным правилам массажа для детей раннего возраста и гимнастике;
• Организовывает контрольные кормления и дает рекомендации по продолжению вскармливания ребенка;
• Соблюдает указанные назначения педиатра: например, прием витаминов и др.;
• Проводит диагностики детей с учетом и выявлением поведенческих особенностей детей 2, 3 лет и одновременной коррекцией возможных отклонений;
• Информирует молодых родителей об особенностях и нюансах искусственного вскармливания [2];
• Проводит профилактические мероприятия по вредными привычкам и обучает родителей методам гигиены полости рта ребенка раннего возраста;
• Распространяет различные методических материалов среди молодых родителей;
• Взаимодействует с медицинскими сестрами педиатрического отделения - взаимный обмен методическим материалом в области профилактической медицинской помощи детям;
• Помогает педиатрам в организации различных курсов для молодых родителей, беременных, молодых пап на базе КЗР;
• Помогает детям подготовиться к поступлению в дошкольные учреждения, в соответствии с рекомендациями участкового педиатра, а также других узких специалистов;
• Сообщает педиатру, если у ребенка, посетившего КЗР, вдруг появились аномалии развития;
• Оформляет карту - вкладыша посещения КЗР;
• Оформляет в КЗР различные выставки просветительского характера по профилактике здоровья детей;
• Взаимодействует с различными организациями по изучению и распространению различных документов, связанных с профилактикой здоровья детей раннего возраста [1].
Далее рассмотрим основные теоретические знания медицинской сестры КЗР:
• Основные особенности развития детей раннего возраста и их значение для нормальной жизнедеятельности ребенка;
• Особенности обследования ребенка на семейную патологию;
• Основные правила режима дня, питания и ухода за собой беременной женщины;
• Правила режима дня и диеты кормящей матери;
• Профилактика мастита у кормящих матерей;
• Физиологические особенности новорожденных;
• Распространенные патологии новорожденных, их признаки;
• Основные психологические особенности детей до 3 лет;
• Основные правила правильной организации режима дня детей;
• Вскармливание новорожденных - грудное вскармливание, детские смеси и смешанное вскармливание.
• Организация питания детей старше года;
• Основные правила детской гигиены;
• Профилактика таких заболеваний, как анемия, рахит, диатез и др.
• Прививки для детей раннего возраста, противопоказания и показания к прививкам;
• Первая помощь в экстренной ситуации [4].
2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:
• Правила сцеживания и массирования груди;
• Правила проведения контрольных кормлений;
• Правила пеленания ребенка;
• Детская гигиена;
• Правила купания ребенка;
• Основные положения по уходу за детской кожей;
• Обработка пупочной ранки;
• Проверка температуры ребенка;
• Контроль пульса и частоты дыхания ребенка;
• Правила постановки клизмы и газоотводной трубки;
• Формулировка диагноза психологического состояния детей до трех лет;
• Правила закаливания детей;
• Навыки приготовления смесей, прикорма для детей до 3 лет.
Уметь оформлять следующие стенды:
1. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка в первые три месяца его жизни. Основная информация, отображаемая на стенде, следующая: в течение первых 6 месяцев ребенка необходимо купать каждый день, желательно это делать перед последним кормлением. При купании обязательно следить за температурой воды – 36-37 градусов. Температура воздуха в помещении не должна превышать 23-24 градуса. Купание ребенка занимает около 5 минут. Желательно не делать этого дольше. Младенца медленно опускают в воду, мать держит голову на локте. Завершив купание, полить водой из кувшина на спину ребенка. Важным моментом является то, что вода должна быть 35 градусов. После купания малыша аккуратно обтирают мягким полотенцем или пеленкой.
2. Стенд по организации питания детей 1-го года жизни
Для этого стенда используются различные наглядные пособия и материалы, но материалы в ней должны располагаться в строго определенном порядке:
1. Первый ряд – это продвижение натурального детского питания – можно размещать различные фотографии, плакаты, цитаты и мотивирующие рекомендации известных педиатров о пользе натурального питания;
2. Второй и третий ряд - образцы наиболее подходящих смесей для вскармливания малышей, информацию о производителях и характеристиках каждой из представленных смесей, чтобы молодым родителям было легче ориентироваться на рынке смесей;
3. На четвертом ряду первые продукты прикорма от основных производителей, а также в них представлена вся информация о представленных экземплярах. Также на этом ряду целесообразно разместить информацию о введении прикорма.
4. На пятом ряду размещают правила прикорма для детей от 3 до 6 месяцев, а также схему введения прикорма после 6 месяцев.
5. На пятом ряду – представлены продукты прикорма для детей от 6 месяцев до года. Также отображается примерная схема введения прикорма для данного возраста.
7. На 6 ряду показаны все предметы, используемые в процессе кормления - это бутылочки, нагрудники и т.д.
3. Стенд для питания детей 2-3 лет.
Этот стенд состоит из информации для молодых родителей об основах здорового питания. На этом стенде отображается семидневное меню для питания детей [4].
4. Стенд «Выставка детской одежды первого года жизни»
На стенде представлены фотографии одежды и перечень необходимого количества предметов по уходу за ребенком. На стенде представлены четыре фотографии: ребенок в летней одежде, ребенок на прогулке осенью, ребенок в помещении осенью и зимой, ребенок на прогулке зимой [6].
5. Стенд по закаливанию
На этом стенде стоит показать различные мотивационные картинки о закаленных детях. Очень важный момент – правильно отображать на стенде принципы и правила закаливания малышей. Необходимо отразить основные методы закаливания. Обязательно наглядно продемонстрировать пользу плавания для детей [7].
6. Стенд по проведению массажа и гимнастики
На стенде отображают основные правила и принципы детского массажа. Также, имеются иллюстрации, как правильно делать массаж в домашних условиях, основные правила и гимнастические упражнения.
7. Стенд по устранению вредных привычек
Этот стенд должен помочь родителям осознать, что их вредные привычки наносят вред здоровью своим детям. Данный стенд оформляют фотографиями детей с приобретенными отклонениями в результате вредных привычек.
8. Стенд гигиены полости рта
На этом стенде необходимо отображать основные правила ухода за зубами. Дать информацию о том, как правильно выбрать зубную щетку и зубную пасту. Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога для профилактических осмотров.
9. Стенд по пользованию молочной соской и соской - пустышкой
На этом стенде необходимо предоставить информацию молодым родителям о том, какие бутылочки и соски есть в наличии и в каких случаях какую из них лучше использовать. Также, можно разместить ценовую политику на экземпляры.
10. Стенд по положению ребенка в постели
Необходимо описать способы укладывания ребенка спать. На стенде отображаются фотографии с разными положениями ребенка в постели и на что эти положения влияют.