Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важным направлением функционирования различных институтов государства является государственное управление, которое осуществляется посредством государственной службы. Государство и государственная служба являются нераздельными социальными феноменами, поскольку государственное управление как базовая функция государства не может быть осуществлена без соответствующей службы.
Статья 1 Федерального закона от 27.05.2003 No 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет понятие «государственная служба» как «профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации».
Для эффективной оценки уровня профессионализма претендующих на замещение вакантных должностей кандидатов и уже исполняющих свои полномочия госслужащих с целью укомплектования кадрового состава органов государственной власти:
- проводятся аттестации;
- организуется сдача квалификационных экзаменов;
- реализуется обучение по образовательным программам, соответствующим государственным образовательным стандартам;
- производится периодическая ротация государственных служащих;
- формируются кадровые резервы государственной службы.
Но данный факт – это результат эволюции развития государственной службы.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса возникновения и развития государственной службы России.
Задачи:
- рассмотреть институт государственной службы в X-XVI вв.;
- изучить государственную службу при Петре I, единую систему должностей и чинов в «Табеле о рангах» ;
- проанализировать Декрет 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», государственную службу при советской власти;
- изучить государственную службу РФ с 90-е гг. XX в. и по настоящее время.
Объект исследования – государственная служба России. Предмет исследования – особенности развития государственной службы в России.
Глава 1 Государственная служба в X-XIX вв.
1.1 Институт государственной службы в X-XVI вв.
Конец X в. ознаменовался серьёзными изменениями в организации власти, поскольку отношения между князем и его наместниками приобретают всё более ярко выраженный характер вассалитета.
Однако, эти отношения сравнимы с отношениями между легендарным королём Артуром и его рыцарями круглого стола, поскольку князь, как сюзерен были лишь первым среди равных, обладателем самого богатого стола. Отношения между великим князем и его вассалами строились на основе так называемых «крестных грамот», представлявших собой принесения присяги на верность князю. Вассалы обя заны были оказывать своему сюзерену особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй.
Весьма интересной структурной единицей управления в Древнерусском государстве являлись феодальные съезды, целью которых было решение наиболее важных общегосударственных вопросов.
Кроме того феодальные съезды служили для изгнания вассалов, нарушивших «крестную грамоту» .
Пожалуй, можно выделить три наиболее известных феодальных съезда: 1054 г. – первый съезд, состоявшийся после смерти Ярослава Мудрого, 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность и последний – в 1223г., накануне битвы при Калке.
Наряду с государственными органами власти в рассматриваемый период продолжали существовать вечевые собрания. К сожалению, данные о них весьма скудные и говорить определённо относительно их функций и организационных форм достаточно сложно.
В местном управлении можно выделить 2 управленческие системы: городская администрация, выросшая из прежней «численной» системы, представители которой делили власть с княжескими посадниками (от слова «посадить»). Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. Вторая система, более поздняя, – дворцово-вотчинная. Она формировалась в ходе роста княжеского хозяйства, которым управляли придворные чины («огнищанин» – дворецкий, старый конюх, «тиуны», другие «княжьи мужи», – их называет Русская Правда).
По аналогии с княжеским хозяйством строилось управление в вотчинах феодалов, которые постепенно приобретали права носителей государственной власти в пределах вотчин (судебный иммунитет). Однако окончательно эта система складывается позднее, в XIII – XIV вв.
В конце XII в. на смену дружинной организации управления пришло дворянство. В период раздробленности каждое княжество, земля представляли собой суверенное политическое образование. В состав княжеской и вотчинной администрации входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие органы. Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре, остальные - дворяне. Материальное обеспечение их осуществлялось за счет передачи им части доходов от управления или же пожалованием земель в наследственную собственность.
В ХV в. все дела князь еще решал совместно с думой. Великие бояре, как называли думцев, не были послушными и безгласными исполнителями воли князя.
С XVI в. начала проявляться тенденция роста влияния дворянства на систему государственного управления.
Время правления Ивана IV Грозного подвергается неоднозначной оценке со стороны исследователей. Первая половина его царствования отмечена блистательными достижениями: военные победы (взятие Казани, покорение Астрахани, Среднего и Нижнего Поволжья), созыв Земского собора в 1549-м году с целью установления сословной демократии в России, основание регулярного войска стрельцов, создания Судебника 1550-го года.
Второй период, напротив, пропитан духом террора и поражений: распад Избранной рады, с исчезновением который прекратилось и прогрессивное реформирование русского общества, деление территории страны на опричнину и земщину под знаменами истребления «боярской крамолы», насилие в отношении населения, поражение в Ливонской войне в 1583 году.
Однако, при всей спорности политики первого русского царя, нельзя не оценить его вклад в формирование дворянского сословия. Немалая роль здесь отведена деятельности Избранной рады и конкретно – Судебнику 1550-го года.
Издание данного документа, так называемого «Царского Судебника», в качестве свода русского права относилось к программе реформ начала правления Ивана IV Грозного. Одним из важнейших направлений реформ стало создание сильной, верной царю и обязанной перед ним прослойки служащих государства. Это и нашло отражение в тексте законодательного акта.
Правящий класс в XVI веке довольно четко разделяется на феодальную аристократию, т.е. бояр, и служилых людей – дворян . Экономической базой для боярства остается вотчинное наследственное землевладение. Для дворянства, с другой стороны, выделяется новый, отличный от вотчины вид владения земельным участком – поместье.
Истоки складывания поместной системы восходят к концу XV века. В это время перед государством остро встает вопрос о недостаточности источников для существования служилого класса (денежное жалование, дарованные князем вотчины, кормления, которые, к тому же, вызывали много недовольства со стороны других сословий). Решение находят в раздаче земель – и пустых, и населенных, – в большинстве своем сконцентрированных в руках Государя Московского. Раздача преследовала одновременно две основные цели: обеспечение должного уровня для существования служилого сословия и применение этого крепнущего сословия в оборонных и управленческих делах государства. Таким образом пожалованные земледельцы, расселенные по окраинам страны, превращались в живой щит от неприятеля, как правило – от степняков-кочевников. Название «поместье», по словам историка В.О. Ключевского, появляется благодаря следующему обстоятельству: землевладения служилых людей были связаны с местами службы, а служба, в свою очередь, происходила по месту, где находилось землевладение .
Особенностью поместного землевладения выступал его условный (поместье предоставлялось на условии несения службы государю), временный (давалось либо на срок службы лица, либо пожизненно), и личный (поместье передавалось конкретному лицу, но не целому роду) характер. Распространяется принцип «кто владеет землей, тот обязан служить». Постепенно он затрагивает и вотчинное землевладение, тем самым постепенно размывая границы между традиционным, полным и привилегированным вотчинным владением и условным – поместным. В условиях борьбы царя с боярством, которое неоднократно обвинялось в злоупотреблениях властью, возрастание мощи дворянства как нельзя лучше определило перевес сил в сторону самодержца.
Изданное в 1555-м году «Уложение о службе» привело к фактическому уравниванию молодого дворянства в правах с боярской верхушкой. Место старых военных дружин теперь занимает новое единое войско – «дворянское», где главной фигурой становится «человек на службе» – дворянин .
С XVI в. дворянская ратная и дворовая служба оформилась в сословную и наследственную повинность. Дети дворян, достигшие пятнадцатилетнего возраста, записывались на службу, обретая статус «новиков». «Новиков» наделяли поместьями и денежным окладом, после чего по прошествии некоторого срока они становились полноценными служилыми людьми со «свершенным» окладом.
В случае, если отец дворянина все еще находился на службе, сына «верстали в отвод», т.е. наделяли обособленным от отцовского поместьем. Прb уходе отца со службы в силу возраста, болезни, тяжелого ранения молодого дворянина вводили во владение родительским поместьем. Кроме того, в случае смерти дворянина поместье передавалось недорослям – сиротам, которые не успели достигнуть пятнадцатилетнего возраста. Также доли на проживание, так называемые прожитки, выделялись вдове служилого человека и дочерям, при наличии у дочери жениха положенный ей прожиток допускалось закреплять за ним.
В 1550-м году Избранная тысяча в составе 1071-го дворянина разных чинов была помещена в пределах 60-70 км от Москвы. В общей сложности они получили около 176775 десятин пашни. К концу же XVI в. поместное землевладение сильно превзошло вотчинное. На это повлияла не только преследуемая царем цель создания централизованного государства с опорой в виде дворянской аристократии, но и проведенная политика опричнины, когда с территории, попавшей во владения опричников во главе с государем, принудительно выселялись бояре, а вотчины изымались и превращались в поместья.
Таким образом, уже во II-й половине XVI в. дворянство становится оплотом русского войска и сильным, влиятельным сословием – мощью,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Документы, нормативно-правовые акты
1) Концепция реформирования системы государственной службы РФ (утв. Президентом РФ от 15 августа 2001 г.)// https://base.garant.ru/189260/ (дата обращения 30.10.2022)
2) Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.07.2019 года No 1646-р//https://docs.cntd.ru/document/560823555 (дата обращения 30.10.2022)
3) "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения 30.10.2022)
4) Сборник законодательных актов по делопроизводству (1917–1970 гг.). М., 1973
5) Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327379/ (дата обращения 30.10.2022)
6) Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/195051/ (дата обращения 30.10.2022)
7) УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О продлении срока реализации федеральной программы. "Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003-2005 годы)" на 2006-2007 годы// https://docs.cntd.ru/document/901959431 (дата обращения 30.10.2022)
8) Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 242 (ред. от 18.12.1991, с изм. от 27.03.1992) "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150/ (дата обращения 30.10.2022)
9) Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/185243/ (дата обращения 30.10.2022)
10) Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/ (дата обращения 30.10.2022)
11) Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 12.04.2019) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47798/ (дата обращения 30.10.2022)
12) Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 30.10.2022)
13) Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/?ysclid=l9v5rvev4x849624048 (дата обращения 30.10.2022)
Статьи, монографии, учебники
14) Вакилев Т.Р. Табель о рангах и система чинов в Российской империи // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. No 2 (6). C. 3–8.
15) Головатенко Е. Ю. Организация государственной службы в Табели о рангах//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ. Сборник материалов студенческой научной конференции. В 2-х частях. Том Часть I. Отв. редактор Н.М. Ладнушкина. Саратов, 2021. С. 73-76
16) Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Е.В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 409 с.
17) Дворянство в Российской Империи. Табель о рангах. [Электронный ресурс]. — URL: https://fotostrana.ru/public/post/333934/1135078833 // (дата обращения: 30.10.2022).
18) Дрыгина Н. Н. Балтабаев А. Первые декреты советской власти и организационные процессы в делопроизводстве в 1918-1931 гг.//АСТРАХАНСКИЕ ПЕТРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. материалы VI Международной научной конференции "Петр Первый и имперские практики фронтирного пространства". Астрахань, 2022. С. 81-88
19) История государственного контроля (надзора) в сфере образования в России (ХVIII – начало ХХI в.). Т. 1: Императорская Россия: Хрестоматия. Андреянова Н. Н. [и др.]. М.: 2016. 176 с.
20) Катов В. В. Управление развитием государственной службы России в современный период//УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ. 2020. № 3. С. 19-27
21) Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций, в 3 томах / В. О. Ключевский – М.: АСТ. Мн.: Харвест, 2002. Т. 1.
22) Князева С. И. Табель о рангах как социальный лифт// ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ЕГО ЭПОХА: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА. Материалы международной научно-теоретической конференции, к 350-летию со дня рождения Петра I. Санкт-Петербург, 2022. С. 230-232
23) Кораблёва А. А., Пенькова А. Н., Кузнецова Т. Л. Правовое положение русского дворянства в XVI веке//ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА. сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. Том 2. Курск, 2021. С. 141-144
24) Кузнецова Т. В. Ленинские требования к составлению и оформлению служебных документов // Труды Московского государственного историко-архивного института. М., 1975. Т. 31.
25) Львов А. В. История отечественной государственной службы: учебное пособие. М.: МГПУ, 2018. 206 с.
26) Пенькова А.Н., Кирина А.В., Залогина Д.В. Становление и развитие дворянства в России // Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего. Отв. ред.: О.Г. Ларина. – Курск: ЮЗГУ, 2017.
27) Переверзева М. Н., Афанаскина О. Е., Ганифаев Г. Э. К вопросу об особенностях государственного управления Киевской Руси//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ. сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 81-83
28) Прокофьев С. Е. Государственная служба: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2021. 200 с