Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы заключается в том, что в процессе формирования правового Российского государства и создания гражданского общества большое значение приобретает изучение обширного исторического опыта становления и функционирования различных государственно-правовых институтов. В этом свете значительный интерес представляет исследование Русской Правды.
С усилением Киевской Руси в первой половине XI в. начала активно формироваться и система древнерусского права. Русская Правда – это первый свод законов Древнерусского государства, крупнейший памятник права, созданный в XI в. и доработанный в XII-XIII вв. Огромное значение этого правового акта и его влияние на все последующие документы Руси делают его исследование актуальным по сей день. Отражение юридической жизни Древней Руси находится именно в Русской Правде. Именно в ней подробно регламентированы отрасли права; при этом особенно развиты сфера уголовного права и судебный процесс. Вследствие этого в течение последующих веков Русская Правда являлась основным путеводителем по судебной практике: на неё ссылались Псковская судная грамота, Двинская уставная грамота, Судебник 1497 г. и Судебник 1550 г. Влияние её было столь обширным, что она даже затронула некоторые статьи Соборного Уложения 1649 г.
Изучение Русской Правды позволит выявить основные черты существовавшего тогда общественно-экономического строя, что само по себе представляет немалый исследовательский интерес.
Учитывая то, что развитие права идет параллельно развитию государства, можно говорить о том, что изучение Русской Правды позволит выявить первые проявления государственности Киевской Руси.
Объектом представленного исследования является Русская Правда как источник древнерусского права.
Предмет исследования составляют нормы Русской Правды, а также правовые установления связанных с ней нормативных документов, регулировавших отношения, возникавшие при разрешении уголовных и гражданско-правовых правонарушений и споров в средневековом древнерусском обществе.
Цель исследования – проведение историко-правового анализа Русской Правды.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть существующие подходы к происхождению Русской Правды; проанализировать Русскую правду как юридический источник; охарактеризовать уголовное право и процесс по Русской правде; исследовать обязательственное право по Русской Правде.
Методология исследования. Основным методом познания в данной работе стал всеобщий диалектический метод, в рамках которого для исследования отдельных проблем темы применялись такие общелогические приемы как анализ и синтез, восхождение от конкретного к абстрактному, использование видовых и родовых отличий и т.д. В рамках исследования широко применялись принципы историзма, системный подход в раскрытии тех или иных явлений и процессов, атрибутивный и структурно-функциональный анализ. Частнонаучные методы представлены в работе методами сравнительного правоведения и интерпретации, формально-юридическим и другими методами.
Теоретическую основу исследования составили работы В.А. Ангрускаевой, А.А. Быстровой, О.Н. Войтенко, А.А. Даниловой, А.А. Зимина, Р.Н. Козыренко, А.И. Неусыхина, А.А. Обуховой, Р.О. Прокудиной, М.Б. Свердлова, И.Ф.Г. Эверса, Д.А. Яковлевой и др.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ПРАВДЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА
1.1. Подходы к происхождению Русской Правды
Появление письменного закона тесно связано с развитием и функционированием государства. Законодательство, санкционируемое субъектом государственной власти и им же охраняемое, появилось еще во II тыс. до н.э. в русле древневосточных цивилизаций. Это были законы, основанные на обычном праве, слабо кодифицированные и написанные в примитивной форме, отражавшие культурные особенности народа, к которому они применимы. Дошедшие до наших дней образцы древнего законотворчества позволяют историкам частично воссоздать картину мира человека того времени и его место в государстве.
«Правдой Русской» назывались традиционные правовые нормы восточных славян. Они сложились в языческую эпоху и распространялись в устной форме. Частично они были закреплены в договорах с Византией 911 и 944 гг.. Истоки возникновения Русской Правды как письменного источника права восходят к XI в. и связаны с именем Ярослава Мудрого. Условием, при котором это стало возможно, было принятие христианства на Руси и, связанное с ним распространение кириллицы, сделавшей возможным зафиксировать законы в письменном виде.
«Открытие» Русской Правды и дальнейшее ее изучение связано с именем В.Н. Татищева. Подробным образом историография Русской Правды описывается А.А. Зиминым в его труде «Правда русская» . Главной задачей историков было определение хронологических рамок написания «Русской Правды» и источников ее происхождения.
Единый достоверный ответ на вопрос, где происходило становление Правды, найден не был. Часть историков считает этим местом Киев, а советский историк М.Н. Тихомиров – Великий Новгород. Теория последнего была воспринята в штыки и подвергнута критике, однако и значимых доводов в пользу киевского происхождения кодекса, за исключением того, что именно этот город являлся центром древней Руси в XI-XII вв., нет. Списки, дошедшие до наших дней, имеют не только различные порядки и количества, но и тексты статей, из чего вытекает вопрос о характере происхождения Правды.
В настоящее время существуют две основные точки зрения по поводу происхождения Русской Правды: одни ученые (например, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв) считают, что Русская Правда является княжеским уставом (уставом Ярослава Мудрого в совокупности с нормами, изданными в последующем его сыновьями); другие (например, В.О. Ключевский, Бестужев-Рюмин, С.Ф. Платонов) полагают, что Русская Правда сложилась преимущественно в сфере церковной юрисдикции .
Наиболее подробно последовательно и аргументировано, теория частного происхождения Русской Правды изложена В.О. Ключевским. Он посвятил Русской Правде две лекции своего «Курса русской истории». Так, на одной из них он поведал о том, что исследователи, занимавшиеся изучением Правды, делятся на две группы, обладающими разными взглядами на её природу. Первая считает её не официальным документом, а частным сборником, составленным для личного пользования. Вторая же видит в Правде официальный документ, только «испорченный» переписчиками, деятельность которых привела к появлению множества различных его списков. В подтверждение данной позиции, как отмечает историк, можно привести заглавие над первой статьей памятника не раз встречающееся замечание, что так «уставил» и «судил» Ярослав. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что за Ярославом закрепилось прозвище Правосуд. Это, прежде всего, наталкивает на заключение, что Русская Правда – кодекс, составленный Ярославом и используемый княжескими судьями в процессе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ангрускаева В.А. К вопросу о происхождении Русской Правды: Русская правда – одна из варварских правд? // Студент года 2021: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса: в 6 ч. – Петрозаводск, 2021. – С. 59-65.
2. Аникина А.А., Каргина Е.С. Анализ норм об обязательствах в Русской Правде // Студенческий вестник. – 2020. – № 46-2 (144). – С. 66-68.
3. Быстрова А.А., Шаркова Е.И. Гражданское, уголовное право и судебный процесс по Русской Правде // NovaInfo.Ru. – 2021. – № 121. – С. 7-8.
4. Ветошкина Т.Д. «Русская Правда» как исторический источник // Документ в современном обществе: соединяя пространство и время: материалы XIV Всеросcийской студенческой научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2021. – С. 163-167.
5. Войтенко О.Н., Трещенко Е.В. Влияние Русской Правды на развитие уголовного права и судебного процесса в российской правовой системе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2022. – № 22-2. – С. 150-152.
6. Данилова А.А., Галимов И.А. Русская Правда как обычно-правовая инкорпорация // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник трудов по итогам работы научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2018. – С. 68-70.
7. Зимин А.А. Правда русская. – М.: Древлехранилище, 1999. – 421 с.
8. Козыренко Р.Н. «Русская правда» как источник представлений о справедливости в Древнерусском государстве // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сборник научных трудов. – Могилев, 2021. – С. 62-68.
9. Комков Е.М., Данилов В.А. Правовая идеология Русской Правды // Пермский период: сборник материалов научно-практической конференции в рамках VII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. В 2-х томах / Составитель В.А. Овченков. – Пермь, 2020. – С. 82-83.
10. Мустафаева Ш.А. Развитие наследственных отношений по Русской Правде // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: сборник трудов, посвященный 90-летию основания Астраханского государственного университета и 25-летию организации и деятельности юридического факультета Астраханского государственного университета. – Астрахань, 2022. – С. 125-126.
11. Насыров Ф.А., Стуколова Л.С. Уголовное право и процесс по Русской Правде // Право и государство история и современность, перспективы развития: сборник трудов по итогам работы научно-практического семинара Республика Башкортостан. – Стерлитамак, 2021. – С. 140-144.
12. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв.: монография. – М.: Наука, 1964. – 333 с.
13. Обухова А.А. Происхождение Русской Правды и ее восприятие обществом // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 2. – № 11 (28). – С. 522-523.
14. Прокудина Р.О. Общая характеристика «Русской Правды» как исторического и юридического источника // Modern Science. – 2022. – № 1-2. – С. 152-155.
15. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. – М.: Юридическая литература, 1988. – 174 с.
16. Туварджиева В.К. К вопросу о происхождении Русской Правды // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы IV международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 662-665.
17. Устинова М. Русская Правда – важный источник права периода раннефеодальной государственности // Современные проблемы государства и права: сборник материалов региональной студенческой научной конференции, в 2-ух ч. – Новосибирск, 2018. – С. 58-60.
18. Чернышева И.С. Система уголовного права и судопроизводства по Русской Правде // Судебная система России на современном этапе общественного развития: сборник научных трудов Всероссийской студенческой очно-заочной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2020. – С. 817-821.
19. Эверс И.Ф.Г. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии / Пер. с нем. Иван Платонов. – Санкт-Петербург: печатано в Тип. Штаба Отдельнаго корпуса внутренней стражи, 1835. – 422 с. [Электронный ресурс]: Российская государственная библиотека. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003542130 (дата обращения: 03.11.2022).
20. Яковлева Д.А., Пирогова А.В. Развитие наследственного права по Русской Правде // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2018. – № 10. – С. 437-440.