Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вторая половина прошлого столетия связана с кардинальными трансформациями всех сфер общественной, экономической, политической, культурной, образовательной жизни человека. Мы видим тотальную глобализацию, стирание границ между странами и культурами.
Мир продолжает стремительно развиваться, общество получает колоссальное количество информации ежедневно, ведь основой развития и совершенствования любого социума являются знания.
К сожалению, знания современного мира все чаще предоставляются детям через призму виртуальной реальности, а не через тактильное познание и моторную активность, что приводит к нарушению взаимосвязи физических и мыслительных процессов, и как следствие, адаптация школьника в начальных классах претерпевает сложности. Психика ребенка не готова работать в коллективе и усваивать материал в новых условиях обучения и развития
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
1.1 Сущность психолого-педагогической коррекции и коррекционно-развивающей деятельности
Ученики, что обучаются в массовой школе, могут иметь проблемы. С такими детьми занимаются психологи, учителя. С родителями таких детей также занимаются специалисты. Оказываемая помощь может быть в виде консультаций, цель которых – «доращивание» тех частей личности, которые требуют коррекции. Иногда между самими специалистами могут создаваться непонимания относительно цели коррекции и ее результатов.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми, что испытывают затруднения в обучении, является крайне актуальной темой. Еще с начала прошлого столетия известные педагоги и психологи говорили о важности психолого-педагогической работы с детьми (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.)
Я. А. Коменский говорил о воспитании следующее: «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым»
Дети с ограниченными возможностями, дети группы педагогического риска требуют определенных условий обучения и воспитания в образовательном учреждении. В том числе, требуется психолого-педагогическая коррекционная работа.
Коррекционно-развивающая деятельность психолога образования, как правило, тесно связана с терминами «нормы» и «отклоняющегося развития» (не нормального), что, в свою очередь, требует дальнейшего изучения и анализа понятий терминов и их содержания как «норма» и «отклонение» в отношении психологического развития и их соотношения.
В переводе с латыни norma означает правило, образец. Норма – это оптимальное психофизиологическое (биосоциальное) состояние объекта психодиагностики.
Отрицательный логический критерий строится на допущении, что, не имея четких разграничений, норма и отклонение составляют противоположность полюсов, т.е. представляют собой определенного рода деления. Данный критерий представляется в двух видах: установление нормы через исключение отклонений без раскрытия свойств данного субъекта или через определения уровня выраженности отдельных признаков отклонений, которые, теоретически может иметь каждый, на первый взгляд, психически здоровый человек.
Положительный логический критерий, по мнению автора, предполагает установление набора признаков психического здоровья и характеристик, описывающих состояние нормы системы.
Задача школьного психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности в образовании, заключаются в оказании помощи в психологическом развитии обучающегося в соответствии с возрастной и индивидуальной нормой .
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности – способствовать тому, чтобы ребенок полноценно физически и психологически развивался, при любых условиях своей жизнедеятельности. Поэтому так важно формировать оптимальные психологические, педагогические условия для того, чтобы развивался творческий потенциал ребенка, чтобы сохранялось его психологическое, физическое здоровье.
Основными условиями психолого-педагогического развития ребенка являются следующие:
1) Максимальная реализация учащихся возрастного психического и физического потенциала в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогов, с опорой на возможность возрастных особенностей, на зону ближайшего развития и пр;
2) Развитие индивидуальных особенностей учащихся всех возрастов в процессе учебно-воспитательной работы, таких как интересы, склонности и самосознание.
3) Создание в школе благоприятного психологического климата для психологического, физического и эмоционального развития детей.
По форме организации коррекционно-развивающей деятельности можно выделить следующие психолого-педагогические методы (рисунок 1):
Структура психолого-педагогической работы включает в себя такие элементы:
1) методологический (определятся такие понятия как актуальность, область применения, задачи, целевые индикаторы, исходные данные.)
2) содержательный (этапы работы, содержание и задачи каждого этапа и);
3) технологический (способы, приемы и ресурсы).
Глава 2 Анализ программ психолого-педагогической коррекции
2.1 Программа психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия младших подростков
Система межличностных отношений как феномен социальной жизни, как целостное явление в жизнедеятельности становится одним из социальных процессов, функционирующих в обществе и оказывающих влияние на формирование и жизнедеятельность личности. Основу психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия субъектов образования заложили работы ученых, раскрывающие общение, личность и психику ребенка , психологию развития детей , воспитание личности школьника в коллективе.
Усвоение коммуникативных умений – процесс исключительно сложный, детерминированный не только ролью семьи в формировании социометрического статуса подростка в группе сверстников и типами межличностного взаимодействия. Этот процесс зависит от характера становления нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи. Названное взаимодействие распространяется на решение задач социального развития младшего подростка в совместно распределенной учебной и внеучебной деятельности, на это влияют возрастные особенности и стратегии совладающего и рискованного поведения.
Круг и виды коммуникативных умений разнообразны, они определяются социальными ситуациямиразвития, возрастными и психоиндивидуальными особенностями, взаимосвязью когнитивного развития и ценностных отношений к себе, межличностной толерантности и аспектов самоотношения в подростковом возрасте. Изучение особенностей возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогических условий их разрешения, изучение особенностей подготовки будущих психологов к работе с агрессивными подростками младшего возраста и с гиперактивными детьми, а также собственные исследования особенностей современного образования, позволяющих психологам и педагогам преодолевать эмоциональное напряжение в стрессогенных условиях, в условиях кризисного изменения стереотипов.
Проведенная Долговой В.И. практическая работа опиралась также на выводы специалистов о трехфакторной модели социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков и педагогической модели восхождения подростка младшего возраста к бескорыстному риску во внеучебной деятельности.
Программа психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия младших подростков (далее – Программа) включала 10 занятий, дважды в неделю по 45 минут. В период между занятиями продолжалось закрепление формируемых качеств с участием учителей и родителей. Каждое занятие ставило своей целью развивать соответствующее качество.
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивности старших подростков
На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного общества является «агрессия» и «агрессивное поведения» человека. В условиях постоянно обостряющейся социально-экономической и политической обстановки наблюдается преобладание девиантного поведения в формировании личности. Современный век информационных и компьютерных технологий сыграл огромное значение в демонстрации культа насилия, прежде всего через СМИ и рекламу, индустрию кино и интернет. Данное обстоятельство не могло не сказаться на индивидуальном развитии личности на наименее защищенной категории общества - детях. Зарождающиеся элементы агрессии наблюдаются у детей еще в раннем детстве, но наиболее яркие ее формы проявления демонстрируются в старшем подростокомом возрасте.
Существуют разные трактовки понятия «агрессии» и «агрессивного поведении», но глубокий смысл отражен в каждом из них. Так или иначе, но под агрессией понимают «поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой» . И действительно в наши дни полно примеров яркого проявления жестокого девиантного поведения подростков в физической или моральной форме.
На данный момент рост агрессивности среди старших подростков вызвана по причине катастрофического повышения «случаев буллинга (травли) в образовательной среде и кибербуллинга (травли в сети Интернет)». В тоже время нельзя забывать о влиянии возрастных и психофизиологических особенностей данного возраста и изменениям в эмоциональной сфере в период взросления. В подростковом возрасте дети уже способны испытывать глубокие «взрослые» чувства, серьезные и стабильные чувства. Кроме того, причинами агрессивного поведения могут стать внутренние проблемы, неблагополучие и конфликты в семье, недовольство своим внешним видом. В возрасте 13 - 16 лет подростки способны к овладению различными поведенческими формами, включая и ситуативное поведение. Чаще всего это проявляется в противостоянии с существующим общественными, культурными, семейными ценностями, а также формированием глубокого чувства «погружения в себя».
Заключение
Таким образом, основная цель коррекционно-развивающей деятельности – способствовать полноценному психологическому и физическому развитию ребенка, при любых условиях его жизнедеятельности. Основная задача вышеуказанной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка, сохранение его психологического и физического здоровья на базе психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом, волевом, физическом и пр.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Беглова О.А. Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых// КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 3. С. 84-90
3) Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
4) Буторин Г. Г., Принципы полипрофессиональной коррекции депривационных психических состояний у детей // Сибирский психологический журнал. — 2018. — № 69. — С. 113-126.
5) Гурьянова М. П., Социально-педагогическая профилактика агрессии // Народное образование. — 2020. — № 5. — С. 94-101.
6) Гурьянова М. П., Профилактика агрессии: приоритетные направления и роль социального педагога // Народное образование. — 2020. — № 6. — С. 117-124.
7) Долгова В.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(2):90-96
8) Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958
9) Зыкин В. В., Белогай К. Н. Агрессивное поведение старших подростков и методы психолого-педагогической коррекции//DISCOVERY SCIENCE RESEARCH. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 82-87
10) Карташова Ю. В., Опыт применения ИКТ для улучшения усвоения изучаемого материала детьми с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 2. — С. 40-45
11) Климов Е. А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
12) Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1989 г
13) Кулганов В. А., Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях для детей с ОВЗ // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 8. — С. 35-40
14) Лисина М.И. Общение, личность, психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с
15) Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дис. ... д-ра психол наук. М., 1992.
16) Постникова Г., На сцене - особые дети : театральная студия для юных читателей-инвалидов // Библиополе. — 2016. — № 11. — С. 56-60
17) Преснякова С. Н., Глинотерапия как средство реабилитации и социализации детей с ОВЗ // Социальная работа. — 2017. — № 4. — С. 48-55
18) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016.
19) Трофимова Е. М., Нуржанов К. М. Организация коррекционно-развивающей работы как направление педагогической и психологической деятельности//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 121-124
20) Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция
21) агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации //Вестник практической психологии образования. 2019. No2. С.37-31.
22) Усенкова Е. Ю., Текстильная кукла как средство арт-терапии // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 2. — С. 54-60
23) Фалетрова О. М., Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции : учебное пособие для вузов : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Музыкальное образование". — Москва : Юрайт, 2016. — 153, [3] с.
24) Хуснулина М. В., Изобразительная деятельность как средство коррекции интеллектуальных нарушений у дошкольников с ОВЗ // Логопед. — 2018. — № 5. — С. 16-25
25) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
26) Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Юнити-М, 1999. 256 с.
27) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.