Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной составляющей в деятельности любого государства является не только сво¬бодная экономическая деятельность, но и обеспечение полезности экономических ре¬форм. На основании этого актуальным представляется ре-шение вопросов реализации законной и прозрачной экономической деятель-ности в государственном и в частном сек¬торах экономики.
В Конституции РФ закрепляются гарантии свободы деятельно¬сти в сфере экономики, осуществляется поддержка конкуренции на рынке, а также закре¬пляется единство экономического пространства и свободное перемеще-ние товаров, услуг и финансовых средств.
Глава 1. Общая характеристика конституционно-правовых основ свобо-ды экономической деятельности
1.1 Конституционные принципы экономических основ конституционно-го строя
Конституционно-правовое регулирование экономических отношений включает систему норм и принципов, опр¬еделяющих экономические основы конституционного строя, виды форм собственности, экономические права и свободы человека и их гарантии. В российской Конституции закреп¬лены экономические основы конституционного строя и гарантии их реализации (ст. 7, 8, 9, 74, 75); экономические права человека и гражданина (ст. 34, 35, 36, 37); вопросы, находящиеся в ведении России (ст. 71) и совместном веде-ния РФ и ее субъектов (ст. 72).
В Конституции РФ закрепляются государственная, муниципальная и частная собственность. Однако конституционалисты высказывают мнения, что в Конституции не гарантируется реальная защита частной собственности. Стоит отметить, что в соответствии с Конституцией РФ данное право гаран-тировано (ч. 1 ст. 35), но в то же время устанавливается возможность его ограничения (ч. 3 ст. 55). В Конституции закреплено положение, которое предоставляет возможность отчуждения имущества для государственных нужд (ч. 3 ст. 35).
Отношения собственности являются важнейшей составляющей эко-номической системы. Собственность как основа системы экономических от-ношений раскрывается в этой системе, но в то же время представляет собой особую экономическую категорию и имеет собственное содержание.
Принимая во внимание имеющуюся в научной юридической литерату-ре классификацию правовых принципов , считаем, что в Конституции РФ содержатся как общие, так и специальные принципы экономических отноше-ний. Исходя из анализа текста Конституции РФ, к общим конституционным принципам регулирования экономиче¬ской деятельности страны можно отне-сти нормы статей 1, 5, 7 и других положений главы 1 «Основы конституци-онного строя».
Рассмотрим некоторые из них. Так, в статье 1 Основного закона Рос-сийская Федерация определена в качестве демократического федеративного правового государства. Применительно к нашему исследованию это означа-ет, что правоотношения в стране, включая экономические, складываются на основе принципов демократизма, федерализма, правового государства. Пра-вовое государство в научной литературе определяется как «государство, осуществляющее государственную власть только на основе Конституции РФ и законов, которые формально и материаль¬но соответствуют Конституции РФ и имеют целью за¬щиту человека, свободы, справедливости и юридиче-ской безопасности, а также гарантируют юридическую возможность оспари-вания в соответствую¬щем суде правовых актов или действий государ-ственных органов и должностных лиц, нарушающих правам свободы граж-дан» . Следовательно, соблюдение принципа правового государства выра-жается, в первую очередь, в предоставле¬нии гражданам эффективных спосо-бов судебной защиты при нарушении экономических прав.
При рассмотрении российской конституционной конструкции экономи-ческих принципов следует уделить внимание и принципу разделения власти (ст. 10, 11 Конституции РФ). Несмотря на косвенный характер конституци-онно-правового закрепления применительно к основным принципам эконо-мики, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную играет ключевую роль в осуществлении экономической деятельно-сти Российского государства, поскольку тесно связан с осуществлением кон-кретных полномочий органов государственной власти по разработке и реа-лизации национальной экономической политики. Так, например, в Прави-тельство РФ осуществляет руководство Федеральной антимонопольной службой, обеспечивающей практическую реализацию положений ч. 1 ст. 8 Конституции РФ (в России гарантируются поддержка конкуренции) и ч. 2 ст. 34 Конституции РФ («не допускается экономическая деятельность, направ-ленная на мо¬нополизацию и недобросовестную конкуренцию»).
1.2 Конституционные гарантии экономических основ конституционного строя
Важнейшим элементом юридической конструкции единства экономиче-ского пространства Российской Федерации являются конституционно-правовые гарантии - юридические условия и средства обеспечения свободно-го перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ. Они закреплены системой норм Конституции РФ и текущего законодатель-ства. Отсутствие таких гарантий превращает формально провозглашенный принцип единства экономического пространства в фикцию. В этом видится цель специального исследования правовых гарантий единого экономическо-го пространства как отдельной категории.
В Конституции РФ зафиксированы главные требования, обеспечиваю-щие единство экономического пространства страны, в том числе:
- гарантируемое единство экономического пространства, свобод-ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);
- недопущение установления внутренних таможенных границ, по-шлин, сборов и каких - либо иных препятствий для свободного движения то-варов, услуг и финансовых средств (ст. 74);
- запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).
Отсюда вытекает, что гражданское (также предпринимательское или торговое и т.п.) законодательство находится в ведении Федерации (п.»о» ст.71 Конституции РФ), а установление общих принципов налогообложения и сборов в России, находящееся в совместном ведении Федерации и ее субъ-ектов (п.»и» ч.1 ст.72 Конституции РФ), следует понимать как задачу феде-рального законодателя.
В последнее время особо важен вопрос государственно-правового ре-гулирования единства экономического пространства как конституционного принципа экономической основы Российской Федерации, так как без долж-ного правового регулирования данный принцип может остаться учредитель-ным.
Сущность единства экономического пространства в современной Рос-сии видится в том, что «...РФ представляет собой состоящее из территорий ее субъектов пространство, на котором экономически функционируют одно-типные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм.» .
Статья 8 Конституции РФ гласит, что «в Российской Федерации гаран-тируется единство экономического пространства, свободное перемещение то-варов, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эко-номической деятельности» .
Интересна точка зрения Д. В. Кузовкина, рассматривающего норма-тивно-правовую основу обеспечения единого экономического пространства на трех уровнях. По его мнению, «основополагающей нормой, безусловно, выступает положение ч. 1 ст. 8 Конституции РФ о гарантированности един-ства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации. Эта норма является одной из основ Конституционного строя РФ, что обуславливает ее основополагающее зна¬чение» .
Второй уровень института единого экономического пространства фор-мируют конституционные нормы, которые можно разбить на ряд групп:
1) нормы, гарантирующие соблюдение единого экономического про-странства;
2) нормы, закрепляющие социально-экономические права и свободы граждан;
3) нормы, запрещающие нарушение единого экономического про-странства (охранительные нормы);
4) иные нормы, обеспечивающие единство экономического простран-ства.
По мнению ученого, к первой группе норм следует отнести нормы ч. 1 ст. 8 Конституции РФ (о поддержке конкуренции), ч. 2 ст. 8 (признание и за-щита всех видов собственности), пп. «д», «е», «ж», «з», «и» ст. 71 Конститу-ции РФ (федеральная государственная собственность и управление ею, уста-новление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культур-ного и национального развития Российской Федерации; установление право-вых основ единого рынка; фи¬нансовое, валютное, кредитное, таможенное ре-гулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе).
Глава 2. Конституционные основы социальной системы в России
2.1 Конституционно-правовые гарантии социального государства и про-блема их реализации
Российская Федерация, безусловно, является социальным государ-ством, так как возлагает на себя конституционную обязанность обеспечивать социальную защиту своих граждан (ст. 7). Для выполнения данной обязан-ности государство выполняет функции по поддержанию социальной ста-бильности граждан, помогая социально-незащищенным слоям населения в получении необходимых социальных благ .
Рассмотрим перечень основных конституционных социальных гаран-тий:
- защита от безработицы и дискриминации в оплате труда (п. 3 ст. 41 Конституции РФ);
- фиксация минимального размера оплаты труда (п. 3 ст. 41 Кон-ституции РФ);
- защита материнства и детства (п. 1 ст. 38 Конституции РФ);
- социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалид-ности, потери кормильца, для воспитания детей (п. 1 ст. 39 Конституции РФ);
- предоставление в бесплатном порядке или по доступной цене жи-лища малоимущим гражданам и нуждающимся в жилище п. 3 ст. 40 Консти-туции РФ;
- предоставление бесплатной медицинской помощи (п. 1 ст. 41 Кон-ституции РФ);
- предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, ос-новного общего и среднего профессионального образования (п. 2 ст. 43 Кон-ституции РФ).
В качестве отдельной гарантии при выполнении социальной роли госу-дарства установлена обязанность правового регулирования отношений по социальному обеспечению .
При изучении некоторых проблем реализации конституционно-правовых гарантий в России исследователь М.А. Иванова выделяет пробле-мы реализации принципов бесплатности и общедоступности образования .
Так, автор обращает внимание на неправомерность взимания денежных сборов с родителей учащихся общеобразовательных организаций. Несмотря на конституционно закрепленную гарантию права на бесплатное образова-ние, родители школьников ежедневно сталкиваются с необходимостью опла-ты сборов на их обучение и организацию мероприятий, проводимых шко-лой, а также на покупку учебных пособий. Данная практика противоречит как статье 43 Конституции РФ, так и положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Также исследователь обращает внимание на проблему нехватки мест в детских садах для удовлетворения существующего спроса, отмечая противо-речивость судебных решений при определении вопроса ответственности му-ниципальных органов в связи с возникновением очереди в образовательные организации дошкольного образования .
Для решения указанной проблемы М.А. Иванова предлагает вынести вопрос об ответственности органов местного самоуправления на решение Верховного суда для принятия окончательного разрешения . Подобное предложение представляется эффективным средством облегчения защиты права граждан на получение общедоступного дошкольного образования. Что касается решения первой проблемы, с нашей точки зрения, следует уже-сточить контроль за неправомерным сбором денежных средств с родителей школьников. Данный контроль должен быть направлены на установление причины недостатка финансов образовательного учреждения, выделение до-полнительного финансирования при необходимости, а также применение со-ответствующих санкций за нарушение установленных норм права в отноше-нии администрации образовательного учреждения.
2.2 Социальное государство в России: проблемы реализации конститу-ционной модели
Конституционная характеристика России как государства всеобщего благосостояния предполагает создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие личности (часть 1 статьи 7 Конституции РФ). Отсюда следует, что все изменения, происходящие в экономической и поли-тической жизни общества, должны служить основой для проведения соци-альной политики и построения национальной модели государства всеобщего благосостояния в Российской Федерации. К сожалению, значительная часть российского общества не получила того, что провозгласила
Конституция и проводимые реформы не только не создали условий для достойной жизни и свободного развития человека, но, наоборот, способство-вали усилению социального неравенства.
Как мы знаем, правовая конституция, то есть не только не совпадают конституционная модель и действительность государства (действующая кон-ституция), но часто противоречат друг другу, потому что жизнь всегда бога-че чем любая конституционная структура и модель государства.
Заключение
Признавая конституционные права граждан на свободу экономической деятельности, государство в то же время берет на себя ряд обязательств, свя-занных с их правовой защитой. Проводимая экономическая политика не должна препятствовать развитию частного бизнеса, ущемлять его развитие и порождать условия для незаконных посягательств.
Гарантии свободы в сфере экономики, закрепленные в Конституции РФ, составляют неотъемлемую часть общей системы правовых гарантий че-ловека и гражданина в России. Перечисленные в Основном законе принци-пиальны положения, регламентирующие общее вопросы экономического режима нашей страны, являются краеугольным камнем современного феде-рального законодательства, которое более детально регламентирует дея-тельность экономических субъектов в общей рыночной системе Российской Федерации посредством федеральных законов.