Фрагмент для ознакомления
2
Одним из направлений исследования русской языковой картины мира и описания её фрагментов является анализ единиц разных уровней языка. К таким единицам можно отнести имена существительные из тематической группы «неживая природа».
Имена существительные тематической группы «неживая природа» имеют богатый потенциал определений явлений и признаков. Благодаря широкой семантики слов этой группы они способны раскрыть представление русских людей о мире в целом. Ниже нами будут проанализированы субстантивы, имеющие отношения к тематической подгруппе «земные образования», «водные образования», «небесные образования» и мы сможем увидеть, как слова из этих подгрупп отражают восприятия русского человека целостности мира и природы.
Различие русской языковой картины мира свойственно людям всех трех исторических эпох: дореволюционная (царская эпоха), советская эпоха и постсоветская эпоха, современниками, которой мы являемся.
На сегодняшний день ученые-лингвисты не спорят относительно того, что язык это важное средство формирования знаний человека о мире.
Язык как главное средство коммуникации несет в себе две основополагающие парадигмы. Первая - это формирования у человека определенной картины мира и его устройства. Второе – это закрепления в его единицах результаты когнитивной деятельности человека.
Словообразование это часть грамматики, которое отвечает за изучение способов и методов образования слова. Изучения процесса образования слов имеет два научно - практических способа: синхронный способ и диахронический способ.
Синхронный способ изучает слова в рамках определенного исторического периода. У этого способа цель описать устройство языка. Диахронический способ – это выявление того как образовано слово. Применяя этот метод необходимо изучить разные исторические периоды языка.
В нашей курсовой работе мы будем применять именно синхронный способ изучения процесса образования слова.
Имя существительное изучено очень хорошо и ему посвящено огромное количество работ. Значение предметности изложено в трудах Кошелева; Лукина и; Рахилина. В трудах Вакарюка и Цзяхуа описано предметно процессуальное значение этой части речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных были подробно изучены Калининым и Трофимовым. Кроме этих процессов были изучены и другие процессы имени существительного, что позволяет нам реконструировать определенные фрагменты языковой картины мира.
Актуальность работы. Современные исследователи практически не уделяют должного внимания именам существительным из группы «неживая природа». В свою очередь мы намерены изучить слова этой тематической группы. Выявить их сематический потенциал и определить, каким образом функционируют эти существительные
Объектом нашего курсового проекта стали имена существительные из тематической группы « неживая природа».
Предметом нашего исследования являются особенности использования имен существительных тематической группы «неживая природа» в прямом и переносном значениях.
Цель работы — выявить способы образования существительных из это тематической группы.
Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи: Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. Отобрать лексические единицы, относящиеся к теме нашего курсового проекта.
2. Выполнить аналитическую работу относительно способов моделирования этих слов.
3. Выяснить, каким способом образовываются имена существительные из изучаемой тематической группы
Методология исследования. Для выполнения этой курсовой работы нами будут использованы несколько методов исследовательской деятельности:
1. Метод описания.
2. Метод наблюдения и дальнейшее обобщение.
3. Метод лексического анализа.
4. Метод морфологического анализа.
5. Словообразовательный разбор слова от носящихся к изучаемой тематической группы.
1. Словообразование
1.1 Краткий экскурс в историю раздела русского языка - «словообразование»
Отдельный раздел русского языка «словообразования» сформировался в середине XX века. Изначально словообразование рассматривалось либо как часть морфологии, либо считали этот раздел частью лексикологии. А в XIX столетии образования слов рассматривалось в контексте этимологии. Но надо отдать должное представителю формалистской школы лингвистов А. А Шахматову, он первый из ученных кто высказался о слоеобразовании как об отдельном разделе языкознания. Но в силу плохо изученности этой проблемы в тот исторический момент это мнение принято было считать «особым». То есть его ни кто не оспаривал и даже были сторонники Шахматова, но представители логической и формалистской лингвистических школ сходились на том, что лучше словообразование считать частью этимологии.
Тернистый путь этого раздела можно объяснить двумя причинами. Первая причина. На лицо прямая связь словообразования с морфологией и лексикологией. Вторая причина вытекает из примера с А. А. Шахматовым. На рубеже XIX –XX не было общей теоретической основы. Конечно, этот вопрос не оставался без вынимания не у филологов не у лингвистов, но всестороннего и целенаправленного изучения этой темы не было.
Теоретическую основу под будущий раздел русского языка заложили такие ученые как Виноградов, Винокур, Смерницкий. Это произошло в прошлом столетии, в 50-е годы.
В. В. Виноградов был первым, кто обосновал не только связь словообразования с грамматикой, но и классифицировал способы словообразования в русском языке.
На проблему членимости слова обратили внимания лингвист Смерницкий, а его коллега Винокур создал ученье о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных модель словообразования в русском языке.
В 1946 году под авторством Г. О. Винокура вышла статья «Заметки по русскому словообразованию», она стала отправной точкой в создании отдельного раздела в языкознании, как «Словообразование».
В статье была дана четкая формулировка принципа синхронного словообразовательного анализа. И как следствие выведена методика установления отношений синхронной производности.
Долгий и непростой процесс изучений явлений образования слов выработал научные понятия, оформил методику исследовательской работы, сформулировал задачи, которые должно решить словообразование. Итогом большого труда многих ученых словообразование стало не только разделом языкознания, но и отдельной дисциплиной.
1.2 Имя существительное как часть словообразования
Имя существительное это часть речи, которая объединяет в себя слова с грамматическим значением предметность. Оно выражается с помощью независимых категорий:
• род,
• число,
• падеж,
• одушевленность,
• неодушевлённость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина Т.Б. Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. ред. Л.Р. Дускаевой. — СПб.: Питер, 2014. — 352 с. — (Серия «Учебник для вузов»).
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; под ред. В.А. Белошапковой. — М.: Высш. шк., 1989. — 800 с.
3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке:
Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Логос, 2003. — 304 с.
4. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 720 с.
5. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык: Учебник: Ч. I-II. Морфология. Синтаксис. / Под ред. проф. Е.М. Галкиной-Федорук. — М.: изд-во Московского ун-та, 1964. — 339 с.
6. Гвоздёв А.Н. Современный русский литературный язык: Учебник: Ч. I. Фонетика и морфология. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958. — 411 с.
7. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 328 с.
8. Земская Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 688 с.
9. Земский А.М. Русский язык: в 2-х ч.: Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М: Издательский центр «Академия», 2000. — 304 с.
10. Колесникова С.М. Современный русский язык. В 3 т. Т. 1. Фонетика. Фонология; Орфоэпия; Графика. Орфография; Лексикология; Фразеология; Морфемика. Словообразование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев [и др.]; под. ред. С.М. Колесниковой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 306 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
11. Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.В. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под общ. ред. П.А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш.шк., 1996. — 462 с.
12. Новиков Л.А. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. — 4-е изд., стер. / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; под общ. ред. Л.А.Новикова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2003. — 864 с.
13. Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учеб. пособие для
студентов-филологов заочного обучения / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,
Теленкова М.А. — М.: Высш. шк., 1991. — 559 с.
14. Селезнева Л.Б. Современный русский язык: Система основных понятий: Учебное пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Ч. I: Понятия общие. Фонетика. Лексикология. Словообразование / Сост. Л.Б. Селезнева, Т.А. Пережогина, М.Ф. Шацкая. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 184 с.
15. Шанский Н.М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
Словари и справочники
16. Бабенко Л.Г. Словарь синонимов русского языка: около 30 000 слов-синонимов. — М.: АСТ, 2011. — 620 с.
17. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант», 2014. — 800 с.
18. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1136 с.
19. Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. – 812 с.
20. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИНФОТЕХ», 2009. — 944 с.
21. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М: Просвещение, 1985. — 357 с.
22. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. Том 3: Имена существительные с абстрактным значением. Бытие. Материя, пространство, время. Связи, отношения, зависимости. Духовный мир. Состояние природы, человека. Общество. / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Азбуковник, 2003. — 720 с.
23. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка: Около 100 000 слов [103526] / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
24. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — М.: Русский язык, 1985 (а). — Т.1 — 856 с.
25. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — М.: Русский язык, 1985 (б). — Т.2 — 886 с.