Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации и в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. По мнению А.Н. Нефедовой, «…понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека» [45, с. 19]. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы Российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека [45].
В Концепции Российского образования одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» определяет дошкольную образовательную организацию первой ступенью системы образования в целом [74]. В дошкольной образовательной организации проблема воспитания у дошкольников познавательной активности охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой, поскольку она является непременным условием для формирования умственных качеств личности, а также ее самостоятельности и инициативности.
Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л.С. Выготский [8], А.Н. Леонтьев [29], Н.Н. Поддъяков [53], С.Л. Рубинштейн [60]; педагоги М.И. Лисина [31], Г.И. Щукина [85].
Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В.В. Щетининой [81], Е.А. Меньшиковой [40], А.Н. Нефедовой [45], М.Н. Поляковой [56] и др.
Объект исследования: процесс развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в условиях образовательной деятельности в детском саду
Предмет исследования: содержание программы воспитания познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и обосновать программу воспитания познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, которая могла бы быть использована в дошкольной образовательной организации на основе анализа теоретических и эмпирических данных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «познавательная активность», представленное в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста, акцентировав внимание на познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать формы, методы, средства воспитания познавательной активности, отраженные в психолого-педагогической литературе.
4. Разработать программу первичной диагностики познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
5. Частично апробировать программу воспитания познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретические – изучение, анализ, синтез, обобщение, классификация;
- эмпирические – наблюдение, диагностические пробы, беседа, анкетирование, математическая обработка результатов.
База исследования: муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад № 123».
Структура: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1 Анализ понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
В педагогическом словаре знания, по определению Г.М. Коджаспирова: «Это процесс психического отражения и восприятия предметного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности, конкретной человеческой деятельности, направленной на раскрытие законов природы и общества, тайн человеческого бытия. и мира, открывая возможные способы действия с предметами и явлениями. Специально организованное знание составляет суть образовательного процесса [26,с.115]:
Для того чтобы лучше понять сущность понятия «познавательная деятельность», перейдем к анализу категории «деятельность». Учитывая мнение М.И. Лисиной, мы полагаем, что термин «деятельность» примерно так же часто употребляется в психологии и смежных с ней науках для обозначения трех различных явлений:
1) некая специфическая деятельность личности, в романских и англо-германских языках для двух разных русских терминов - деятельность и деятельность - имеется только один термин (например, в английском - деятельность);
2) напротив пассивности, но не обязательно действительной активности, а может быть просто готовности к действию, близкой к тому, что называется настороженностью, бодрствованием;
. для обозначения инициативы или противоположности реактивности. При этом подчеркивается, что субъект действовал по собственной инициативе, внутренне вовлечен, а не реагировал опрометчиво, как машина.
Так, по мнению М.И. Лизина, можно сделать вывод, что деятельность можно понимать как деятельность, готовность к деятельности и инициативу [30, с. 228]. В трех выбранных вариантах (а их, несомненно, гораздо больше), несмотря на важные различия, есть и общая часть: то, где они взаимно пересекаются. Частое совпадение свидетельствует о наличии энергии и ее мобилизации. [30, с. 228]. Несмотря на распространенность термина «деятельность» в психолого-педагогической теории и практике, это понятие оказывается весьма сложным и неоднозначным в толковании. Одни отождествляют деятельность с деятельностью, другие считают деятельность результатом деятельности, третьи утверждают, что деятельность есть более широкое понятие, чем деятельность.
По статье И.В. Веснина, Л.В. Шинкарева «Познавательная деятельность дошкольников: сущность, уровни проявления», можно сказать, что познавательная деятельность рассматривается как личностное образование, активное состояние, выражающее интеллектуально-эмоциональную реакцию ребенка на познавательный процесс; также готовность к обучению, психическое напряжение, проявления силы воли в процессе приобретения знаний, чуткость ребенка к процессу обучения, выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей [5, с.186].
Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Анализ психолого - педагогической литературы свидетельствует, что среди исследователей нет единого определения понятия «познавательная активность».
В статье И.С. Морозова, И.С. Штепина «Познавательная деятельность младших дошкольников», рассматривается понятие «познавательная деятельность» с точки зрения разных авторов И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева дает трактовку познавательной деятельности, используя для этого современный педагогический словарь. Понятие познавательной деятельности трактуется в ней как «...свойство личности, проявляющееся в ее положительном отношении к содержанию и процессу обучения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности в оптимальный момент, в мобилизации нравственно-волевых усилий для достижения учебно-познавательной цели» [15, с. 188].
Е. И. Щербакова характеризует познавательную активность как «...проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, а также стремление учиться, понимать, понимать, находить, испытывать радость успеха от самостоятельного познавательного решения задач." [8, с. 42].
И.С. Морозов и И.С. Штепин считают, что в основе познавательной деятельности дошкольников лежит стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязь между явлениями и процессами, а также закономерности их функционирования.
Ими были выделены наиболее конкретные компоненты, непосредственно отражающие процесс развития познавательной деятельности дошкольников 3-5 лет, которые можно выявить по следующим показателям. [4, с. 164].
Компоненты познавательной деятельности могут находиться на разных уровнях развития, но в то же время, как части системы, они находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимообусловленности. [9].
Для того чтобы раскрыть и понять структуру познавательной активности, обратимся к работам Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукиной, которые выделяют следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно- процессуальный и компонент социальной ориентации. Данные приведены в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Актуальные вопросы познавательного развития детей: материалы региональной научно-практической конференции. / М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования
2 «Армавир гос. Пед. Акад.», Каф. соц. спец. педагогики и психологии, учреждение № 4;. Армавир: АГПА, 2015. 225 с.
3 Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа. Волгоград: Учитель. 59 с.
4 Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 45-55.
5 Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 2009.№10. С. 15-23.
6 Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика. 2011. №3. С. 24-28.
7 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
8 Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., допол. испр. М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
9 Жигалик М.А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: автореферат дис. кпн: 13.00.01. Великий Новгород, 2008. 22 с.
10 Клопотова Е.Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: автореферат дис.кпн: 19.00.07 / Психологический ин-т Рос. акад. образования. Москва, 2005. 24 с.
11 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
12 Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. М: Изд. Центр «Академия», 1998. 160 с.
13 Круглова Л.А. Метод проектов как средство развития познавательной активности у дошкольника. // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 7. С.57- 61.
14 Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 18-35.
15 Листик Е.М. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей от рождения до семилетнего возраста // Дошкольник. 2012.
16 №6. С. 33-37.
17 Литвиненко С.В.Развитие познавательной активности в преддошкольный период. // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 9. С. 35-49.
18 Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников. Научная библиотека Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 175 с.
19 Лозовая В.И. Целостный подход к формированию активности дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 147 с.
20 Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982.№ 4. С. 5-17.
21 Морозова И.С, Штепина И.С.Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. Издательство: Издательский дом «Хорс» Краснодар 2012. №12 С. 162-165.
22 Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 352 с.
23 Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2011.№3 С. 19-22.
24 Обухова Л.Ф. «Детская психология: факты, теория, проблемы». М., Тривола,1995 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека».
25 Ожегов С.И. Словарь русского языка ок. 5700 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой: М., 1982. 816 с.
26 Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. Сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2015. 333 с.
27 Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления. И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2(8).2005. С.187-190.
28 Полякова М.Н. Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста: Сб. материалов ежегодной Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»,2015.ru/https://socionet.ru/d/spz:cyberleninka:33172:16856061/http://cybe rleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelno-issledovatelskogo-povedeniya-u-detey- doshkolnogo-vozrasta. (Дата обращения:5.10.22).
29 Рыбакова О.В. Воспитание познавательной активности дошкольника в процессе проведения опытно-экспериментальной работы // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования, 2012. № 1. С. 162- 170.
30 Сотникова П.Р. Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательной активности старших дошкольников // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества. Урал. гос. пед. ун-т. 2013. С. 138-141.
31 Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования» 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
32 Федеральный закон т 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о (ред. От 07.05.2013с изм., вступившими в силу с 19.05.2013).
33 Федеральный закон Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)
34 Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ, 2012. № 4 (22). С.441-444.
35 Щетинина В.В. Определение модели формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в поисковой деятельности // Личностное развитие специалистов в условиях вузовского обучения. Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2005. С.179-184.
36 Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия». 2007. 384 с.