Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стремительное модернизация жизни, расширение общественных связей обуславливает знание хотя бы одного иностранного языка. Язык является основным источников передачи знания, опыта.
Сегодня английский язык является общепризнанным языком международного общения, словарь которого имеет свою национальную идентичность.
Вопрос о том, когда начинать учить ребенка иностранному языку, волнует многих родителей. Этого вполне можно было ожидать, ведь в наше время знание хотя бы одного иностранного языка превратилось из желания в потребность, подкрепленное требованиями ФГОС НОО.
Актуальны вопросы, касающиеся обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста. Этому свидетельствует ряд работ следующих ученых З.Я Футерман, В.С. Мухина, Е.И. Негневицкая, Н.Д Гальскова и др.
Обучение детей английскому языку следует за всесторонней реализацией практических, образовательных, комплексных образовательных и развивающих целей. Реализация практической цели должна гарантировать, что остальные три являются развивающими, образовательными и обеспечивают всестороннее образование, и, таким образом, иностранный язык способствует формированию всесторонне развитой личности, что является основной задачей начальной школы на современном этапе формирования нашего общества.
Несмотря на вклад ученых в развитие проблемы изучения иностранного языка в начальной школе и опыт, накопленный учителями, эффективность начальной школы в области иностранного языка считается недостаточной [3]. В начальной школе уже есть большое количество детей, которые испытывают постоянные трудности со слуховым восприятием, чтением и правописанием на иностранном языке и меньше интересуются этим предметом..
Актуальность данного исследования подтверждается необходимостью изучения особенностей обучения английскому языку детей младшего школьного возраста для достижения наиболее эффективного результата в их дальнейшей учебе.
Ведущая цель изучения иностранных языков - это развивающаяся цель. Однако это не означает снижения важности практических целей или снижения уровня владения устным языком иностранного языка. Более того, разработка эффективных технологий раннего изучения иностранных языков дает новое представление о проблемах интеллектуального развития младших школьников [9].
Целью работы состоит в теоретическом изучении и практическом обосновании принципов начального иноязычного образования.
Объект исследования – процесс начального иноязычного обучения.
Предмет исследования – принципы начального иноязычного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и задачи обучения английскому языку в начальной школе;
2. Охарактеризовать понятие «начальное иноязычное обучение»;
3. Описать психофункциональные особенности младших школьников с точки зрения обучения английскому языку;
4. Рассмотреть принципы, положенные в основу начального иноязычного обучения;
5. Проанализировать ряд УМК по английскому языку для начального обучения на предмет соответствия принципам начального иноязычного обучения.
Теоретическое значение заключается в том, что эта работа дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует развитию теоретических знаний, таких как языково-мыслительное взаимодействие, язык играет роль в раскрытии и формировании картины мира.
Практическое значение заключается в том, что исследование может быть использовано при дальнейшем изучении этого предмета, а также для проведения уроков по методике преподавания и воспитания при обучении детей младшего школьного возраста иностранным языкам.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты содержания начального иноязычного обучения
1.1 Общая характеристика учебного предмета «Английский язык» в начальной школе: цели и задачи
Современные цели начального образования подробно изложены в ФГОС ООО. Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка, свободного личность нестандартно, развитого физически и духовно, готового к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам.
Сегодня иностранный язык является распространенной практикой, основанной на современных и эффективных технологиях изучения иностранного языка с учетом личностно ориентированной методологии, возрастных особенностей детей [4].
Изучение иностранного языка предопределяет следующие задачи:
1. Формирование и развитие фонетических навыков иностранного языка (пока речевой аппарат пластичен и механизмы овладения родным языком все еще действуют, эти навыки легко усваиваются);
2. Развитие навыков слушания (понимание речи на слух);
3. Развитие речевых навыков (то есть усвоение ребенком иностранного языка как средства общения);
4. Формирование и пополнение лексического резерва [16].
К концу пропедевтического курса устного иноязычного общения у детей формируются умения:
— понимания английской речи, выраженной в возможности вопросно-ответной формы общения, понимания иноязычных просьб, чтению текстов различного характера;
— диалогическая речь, дающая возможность обучающимся ориентироваться в условиях вопросно-ответных формах общения, просьба-ответных формах. В то же время обучающиеся могут изменять, объединять и передавать лексическое и грамматическое содержание этих союзов привести его составные элементы в новое состояние; отвечать на вопросы различного рода (общие и частные), выражать утверждение / несогласие, утверждение / неодобрение, отклонение услышанного;
― монологическая речь, которая позволяет формируют самостоятельные коммуникативные выражения без подготовки. Намерения формируются в соответствии с предлагаемыми целями разговора. Объем фразы составляет не менее трех предложений, лингвистически правильно согласованных. Монолог - это описание (изображения, объект, животное, внешний вид сказочный герой и т. д.) или рассказ (о себе, друге, члене семьи, любимце, сказочном герое) [12], [18].
Обучая детей иностранному языку, важно помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строится изучение иностранного языка в разных стран, до недавнего времени основывалась на теории усвоения языка ребенком. Согласно этой теории, ребенок овладевает языком мимическим образом, имитируя речь взрослых, без целенаправленного обучения [17]. Другими словами, никто целенаправленно не подготавливает разделение потока речи на легко усвояемые ребенком единицы речи, не подают грамматические правила, не объясняет последовательность изложения. Но, при условии нормально развития, ребенок способен самостоятельно усвоить грамматические, лексические, стилистические особенности языка, научиться формировать коммуникативные задачи.
В возрасте 7-8 лет речь ребенка готова к построению сложноорганизованных предложений. И в рамках той же психолого-педагогической концепции, усвоение неродного (второго) языка происходит в аналогичных с первым условиях, обусловленных самостоятельно, без разъяснений и правил. Доказательством является развитие детей в двуязычной среде. Многие дети с раннего возраста говорят и на языке людей, среди которых они живут, и на языке, который они используют в повседневном общении. Например, семья, живущая в Татарстане, говорит на русском и татарском языках. Естественно, преобладает родной язык, язык семьи. Двуязычие в этом случае естественно. Однако некоторые иностранные и особенно американские исследователи считают, что двуязычные дети часто отстают в умственном развитии от одноязычных [2].
Основной задачей предмета «Иностранный язык» в начальной школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть ребенок должен уметь общаться на иностранном языке. Но некоторые ученые (Е. И. Пассов, З. Н. Никитенко, И.Л. Бим и др.) считает, что выражение «иноязычное образование» следует использовать вместо понятия обучение иностранному языку» из-за перехода к личностно ориентированному [8].
Этот термин был придуман в конце прошлого века Э.И. Пассовым. Он считает, что необходимо не обучение иностранному языку в школах, а иноязычное образование, которое представлено аспектами образования, развития, воспитания и обучения, под которым понимается образование как «вхождение человека в культуру (мир культуры»; благодаря его распределению, он формирует знающего, компетентного, эрудированного человека [15].
Таким образом, содержание предмета изучения «Английский язык» в начальной школе обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение целей предметных и метапредметных целевых показателей обучения. Это возможно на основе грамотного подхода и выделения общих содержательных линий образовательной области «Филология», в которой иностранный язык стоит рядом с родным языком и литературой. Как предмет обучения, английский язык играет важную роль в дальнейшем формировании общей разговорной культуры учащихся, расширении их лингвистического кругозора и лексических резервов, систематизации языковых знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык : учеб. для начинающих / [Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – 4-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2013. – 96 с. – (Английский в фокусе).
2. Беляева, В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе / В. Б. Беляева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. – 2010. – № 3(5). – С. 105-108. – Режим доступа https://readera.org/14032086 (дата обращения: 25.11.2022).
3. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
4. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
5. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя; Московский психолого-социальный институт. – М. : РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
6. Краевский, В.В. Содержание образования - бег на месте / В.В. Краевский // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 3-9.
7. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1980. – 308 с.
8. Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / З.И. Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
9. Никитенко, З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2011. - 191 с.
10. Никитенко, З. Н. Содержание начального иноязычного образования: концептуальные основы / З. Н. Никитенко // Преподаватель ХХI век. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-nachalnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya-kontseptualnye-osnovy (дата обращения: 24.11.2022).
11. Никитенко, З. Н. Английский язык. Первые шаги. 1 класс : книга для учителя / З. Н. Никитенко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 284 с.
12. Никитенко, З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие/ З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2013. - 288 с.
13. Никитенко, З.Н. Иностранный язык в начальной школе : теория и практика [Электронный ресурс] : учебник / З.Н. Никитенко. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 328 с.
14. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с.
15. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И.Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М.:Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
16. Пирожкова, A. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах : учебное пособие / A. О. Пирожкова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 151 c.
17. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Н.Л. Селтванова. – М.: Педагогика 2001. – 354 с.
18. Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 253 с.