Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Антон Павлович Чехов - человек, творчество которого входит в число наиболее значимых художественных достижений «эпохи мысли и разума». В произведениях писателя нашли свое выражение чувства многих простых русских людей, широких демократических слоев общества последних десятилетий девятнадцатого века. Но стоит отметить, что за строками прекрасных произведений, не оставляющих читателей равнодушными и по сей день, скрывался не менее простой и особенный человек. «С какой простотой и легкостью Чехов «разбил» зеркало русской литературы на тысячи осколков!.. Удивительный был человек! Удивительный писатель!..» – писал И. Бунин об Антоне Павловиче.
Тема любви и морали в произведениях Чехова проявилась в том, что в своих произведениях, он смог выразить сострадания к людям великий гуманизм. А. Чехов считает наличие в душе нравственного идеала, поддерживает в человеке чувство любви. Писатель относится к своим героям гуманно. Одним из основных вопросов любви и морали поднимаемых в рассказах А. Чехова является проблема определения виновного в случившемся с главными героями. Долгое время этот вопрос имел однозначное решение в критике и литературоведческих работах.
Антон Павлович Чехов величайший писатель русской и мировой литературы, ясно и четко раскрыл вопросы любви и морали в своих произведениях «Ионыч», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Олюбви», «Анна на шее», «Душечка», «Каштанка», «Бумажник», «Анюта». Нравственно-моральные воззрения А. Чехова раскрываются в том что, он находит «человеческое в человеке», высоко оценивает духовный потенциал человека, способное побеждать трагедию одиночества, несмотря на всеобщий хаос.
К изучению проблемы любви и морали, романтических чувств и любовной трагедии в произведениях Чехова обращались множество известных критиков. Среди них укажем на таких ученых, как В. Ермилов, З. Герсон, З. Паперный, И. Питляр, Г. Бабаев, С. Гасымова и многие другие.
Тема разрушения романтических иллюзий одна из центральных в творчестве А.П. Чехова, в особенности в поздний период творчества, когда его произведения становятся более мрачными. Наиболее показательны в этом плане такие его рассказы, как «Ионыч», где пошлость провинциальной жизни разрушает мечты доктора Ионыча о любви и служении народу; «О любви», где в центре повествования – главный герой и замужняя женщина, которую он страстно любит, но собственная нерешительность и предрассудки общества разлучают их.
Цель данного исследования: изучение романтической трагедии в произведениях А.П.Чехова.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить творчество А.П. Чехова;
• Рассмотреть тему любви, романтических иллюзий и морали в творчестве А.П. Чехова;
• Провести анализ изображения романтической трагедии в произведениях А.П. Чехова.
Объект исследования: романтическая трагедия в произведениях.
Предмет исследования: изображение романтической трагедии в произведениях А.П. Чехова.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, классификация, анализ и синтез.
Эмпирическим материалов исследования послужили работы А.П. Чехова.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Творчество А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов — один из величайших русских прозаиков, в творениях которого нашли отражение черты настоящего русского менталитета. «Его судьба так похожа на судьбу вишневого сада: и его также срубил беспощадный топор в самом роскошном цвету», — пишет И.Н. Потапенко в воспоминаниях об А.П. Чехове. Действительно, талант Чехова можно сравнить с весенним, цветущим вишневым садом. Всех знакомых Антона Павловича поражала та легкость и свобода, с которой создавались его произведения, как распускающийся вишневый цвет.
Не только рассказы у Чехова рождались с непревзойдённой легкостью, но и новые знакомства завязывались у него с довольно большой периодичностью. Как пишет К. Чуковский в своих «Критических рассказах»: «Страстная любовь к многолюдству сохранилась у Чехова до конца своих дней». Довольно загадочные и литературно украшенные отношения зарождались у Антона Павловича с представительницами прекрасного пола. Благодаря этой вехе его биографии появилось на свет такое известное произведение, как «О любви». Этот рассказ, предположительно, является ответом А.П. Чехова на признание Л.А. Авиловой в любви к писателю в рассказе «Забытые письма». Главным действующим персонажем повествования является Алехин, именно этим псевдонимом иногда подписывался А.П. Чехов в переписке с Авиловой. Данный факт дает основу логическому предположению, что основой для персонажа, его прототипом, мог являться сам писатель.
В произведениях А. П. Чехова наиболее ярко представлена экзистенциально-художественная проблематика человеческого существования. В творчестве А. П. Чехова важно внимание к обыденной жизни и ее максимально объективное, методичное, почти научное исследование, особенность его поэтики — максимально объективное отображение жизненных явлений и характеров [Гнюсова, 2018, с. 187].
Чехов в своем творчестве не решил ни одного вопроса, не привел назидательной риторики, не учил других жить [Березкина, 2018, с. 81], поскольку считал, что гораздо важнее уметь правильно поставить вопросы, и сознавал своей обязанностью оставаться просто человеком [Зайцева, 2015].
Чехова по-настоящему «тревожил вопрос, как и чем жить человеку, причем не герою, не выдающемуся представителю людского рода, а самому обыкновенному, заурядному человеку, который бьется в тисках повседневности, томится будничной тоской, поглощаемый собственной временностью и сознающий свою конечность». В его творчестве жизнь провинциальной России предстает перед читателем: маленький город, имение, сад, уездная больница, кладбище и прочее становятся местом действия.
Проблема национальной ментальности отразилась в произведениях многих русских классиков, каждый из которых заострял внимание на каких-то определенных чертах и свойствах русской психологии.
Особенно остро вопрос о русском национальном менталитете был поставлен Чеховым в «маленькой трилогии» (рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви») [Шустрикова, 2017].
В-пятых, в творчестве Чехова ненавязчивым образом раскрываются такие ментальные черты русского человека, как подчинение своей жизни одной страсти, соотносимое с другой национальной психологической чертой: с безоглядным стремлением к идеалу-иллюзии. Затрагивает он и проблему русского инфантилизма, духовной незрелости, обращает внимание на важную особенность русского менталитета: широту русской души и безмерность, что приводит, с одной стороны, к вольнолюбивым устремлениям, максимализму, любви к крайностям, с другой — к бесформенности характерной для русской культуры вообще. Чеховский герой нередко, совершая поступки, исходит от «высшего, более важного, чем счастье или несчастье», то есть от своего идеала [Одесская, 2011].
Главный герой чеховского творчества - самый простой человек, со своими обыденными делами и ежедневными заботами.
В своих многочисленных произведениях Чехов обращается глубоко и детально изучает души современного человека. Эти души испытывают сложное воздействие различных социальных, научных и философских мыслей: пессимизма («Свет», 1888), общественного дарвинизма( «Дуэль», 1891), радикального народничества («Повествование безызвестного человека», 1893); пытается найти решение драматичных семейных взаимоотношений. Давно тревоживших общество («3 года», «Жена», «Ариадна», все 1895) и др.
В центре каждого повествования, каждой сюжетной линии – трагичный конфликт человека с самим собой, со своей душой.
Печально, но герои Чехова — «хмуренные», скучновато-скучающе-скучные люди, живущие не то в материальных, не то в моральных «сумерках». Они глубоко несостоятельны в своих собственных жизнях, они неспособны к нормальной смылосодержащей жизни. Тем более не способны к творческой реализации. Другие люди у них вызывают страшное отчуждение и неприятие.
Неустроенность таких людей исходит из их собственной душевной неглубокости и социальной неграмотности, всестороннего душевного безразличия.
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов становится общепризнанным мастером русского слова, сюжета, персонажей. Обсуждения его героев, произведений превращаются в социально-политические споры — о будущем российской деревни, о роли интеллигенции.
В сам Чехов тем временем расширяет и совершенствует темы своего творчества. Преданный принципам «художественной объективности», в одних произведениях Чехов создает мрачные картины оторванной от культурного бытия деревенской жизни («Моя жизнь», 1896; «Мужчины», 1897; «В овраге», 1900); в других – душевно-нравственную деградацию и внутреннюю опустошенность российской интеллигенции, ее неспособность к собственному жизнеустройству («Дом с мезонином» (1896), «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). Почти все герои его прозаических творений все посильнее чувствуют «тоску по идеалу», желание лучшей жизни («Сообразно делам службы», 1898; «Архиепископ», 1902; «Жена», 1903). Но могут ли они достичь его собственными усилиями?
Чехов чужд воспитательству и непрактичному философствованию, поэтому не предлагает ни героям, ни читателям рецептов материального преобразования и духовного преображения. Неудовлетворенность, искания и сомнения самих героев открывают путь к улучшению и развитию отдельного человека и всего общества. Главное, чтобы за сомнениями и исканиями шли дела и поступки.
В рассказах «Ионыч», «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник» автор изображает и подлинное блаженство-счастье человеческое и то, что часто из-за него принимают. Время от времени рвение к счастью перерастает в фанатизм, в навязчивую идею.
А.П. Чехов - это самый европейский из русских писателей. Он был мастером краткой формы, изящных концовок, его произведения имеют вневременное звучание, поэтому он так популярен до сих пор (особенно в театре) [Frolov, 2020]. Чеховский герой достоверен, жизнен, потому что единичен. Точно так же, как единичны реальные люди [Лелис, 2006, с. 79]. Добавим, что по творчеству А. П. Чехова в европейских кругах нередко судят о чувственных проявлениях русской ментальности.
1.2. Тема любви, романтических иллюзий и морали в творчестве А.П. Чехова
С. Гасымова оценивает талант Чехова, пишет: «Известно, что А. Чехов был наделён особым даром, сделавшим его неповторимым как в кругу предшественников, современников, так и последователей, выдающихся и талантливых беллетристов ХХ века» [Гасымова, 2017].
А.Чехов полагает, что только через внутреннее духовное развитие, люди, народы выйдут из этого хаоса и достигнут мира и согласия. Мораль понимается им как влечение к добру, способности жертвовать собой, преодоление личного эгоизма. И. Питляр отмечает: «Так действовали на читателя и рассказы самого Чехова: мораль вытекала из них как бы «сама собой, помимо воли рассказчика»; и чем незатейливее и скромнее была фабула, тем сильнее она действовала на чувства читателя» [Питляр, 1956, с. 168].
Творчество А. Чехова имеет большое значение для русской и мировой литературы. Давно доказано учёными, что мир героев Чехова бесконечно широк, потому и «широта» русской души безоговорочно признается как их природная натура. Но эту самую «широту души» следует понимать по-разному: как положительной, так и отрицательной чертой характера.
А. Чехов, прежде всего, изучал человеческий дух, так как для него была важна не внешняя оценка, а внутренний мир человека. В рассказе «Анюта» изображается интеллигенты: студент-медик и художник. Бескорыстная любовь Анюты, студентом не замечается, он видеть в ней кухарку, прачку. В. Ермилов отмечает по этому поводу: «Для медика Анюта - не только кухарка, прачка, «подруга», но и нечто вроде учебного инвентаря» [Ермилов, 1959].
Ранние произведение А. Чехова - одни из знаменитейших произведений русской литературы, с исключительной полнотой и художественной силой изображают картины русской жизни 90-х годов ХIX века - результат постоянного и интенсивного изучения писателя.
Он выдвигал на первый план жизнь, вместо идеальных героев изображал живую человеческую личность, раскрывал мир чувств личности. Писатель дал многочисленные художественные образцы реалистического направления. «Дом с мезонином» Чехова, является лучшим рассказом русской прозы. Ее совершенство современные исследователи объясняют мастерством писателя, наполнившего новыми красками традиционный сюжет о несчастной любви. Это не объясняет в полной мере той удивительной популярности, которой пользовался рассказ писателя в конце XIX века.
Исследователи подтверждают, что и в современный период отношение к этому рассказу небезразличное. Произведения его отличаются злободневностью, свидетельствуют о жизненно важных проблемах современности. Прежде всего, это разящие контрасты богатства и бедности, довольства и страдания, тирания и социального неблагополучия. Из сети этих проблем малообеспеченным слоям населения крайне сложно было вырваться.
А. Чехов – великий мыслитель, философ и психолог, уделял этому первостепенное внимание. В ответ на людские страдания возникала естественная реакция противодействия. Некоторые его литературные герои искали выход из тяжелых жизненных ситуаций.
Таким образом, можно утверждать, что интенсивные, многообразные контакты с окружающей реальной действительностью, а также, активная публицистическая и общественная деятельность послужили Чехову многосторонней подготовкой к новому этапу его творчества и стали своего рода плацдармом для создания своего величайшего произведений - «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Попрыгунья», «О любви», «Дом с мезонином», «Каштанка», «Бумажник».
В процессе изображения духовной жизни своих героев Чехов вложил весь свой могучий талант, огромный опыт, который пригодился ему при создании других произведений. Кроме того, писатель активно опирался на лучшие достижения русской и зарубежной классической литературы. Любовь в творчестве Чехова занимает огромное место. Причем, она не имеет самостоятельного значения. Чехов показывает, что женщины словно погружены в жизнь мужчин. Женщины, по печальному заверению Чехова, не принадлежат общественной среде. Личность в его произведениях, прежде всего принадлежит прежде всего мужскому началу, а не женскому. Во всех ранних рассказах Чехова без исключения нет женщин со счастливой судьбой. «Дама с собачкой» - один из лучших любовных рассказов Чехова.
Анализируя этот рассказ, З. Герсон пишет: «Любящая, трогательно беспомощная женщина, высокомерный, грубоватый мужчина, почти вдвое старше её, грустная разлука, которую печально и с покорностью принимает она» [Герсон, 1956].
А. Чехов разрешает нравственные проблемы через мораль. Мораль делает людей чистыми. Все содержание произведений пронизано гуманистической идеей сострадания, раскрывающаяся в разных аспектах. Оно становится ведущей силой, которая заставляет героев переживать, мыслить и действовать. А.Чехов вновь и вновь доказывает: любовь, сострадание, милосердие спасают личность, не дают ей погибнуть.
А. Чехов ставит перед главными героями ряд неразрешимых вопросов. В рассказе «Ионыч» автор представляет нам образ «человека», который постепенно теряет нравственность. Отметим, что в рассказе «Ионыч» автор знакомит с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей. Судьба человека, жизнь которого полна проблем, горестей и переживаний волновало многих русских писателей.