Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы travel-журналистики: история развития, современное состояние 5
1.1 Зарождение и развитие travel-журналистики в России 5
1.2 Современные форматы travel-журналистики 10
1.3 Жанровая специфика современной трэвел-журналистики 17
1.4 Подкасты и социальные сети в travel-журналистике 20
Глава 2 Анализ современных форматов travel-журналистики 23
2.1 Анализ телепрограмм «Мир наизнанку», «Непутевые заметки», «Орел и Решка», «Моя планета», «Повара на колесах» 23
2.2 Анализ Youtube-каналов «The Люди», «varlamov», «Антон Птушкин». Подкасты «Путь-дорога», «Travel-time», «Эйлер в России» 27
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Читателю, который стремится изучать и мыслить, всегда интересно то, как живут другие народы и страны. В этом смысле трэвел-журналистика – то, что помогает изучать культуру, специфику быта, достопримечательности, особенности национальной кухни различных народов. Рассматриваемая сфера журналистики всегда была актуальной.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что сегодня трэвел-журналистика имеет тенденции трансформироваться, и то, что было несколько лет назад в сфере освещения журналистами стандартно, сейчас может быть уже не актуальным.
Специфика трэвел-журналистики состоит в том, что ей свойственен интегрирующий характер (просветительская функция вкупе с рекреативной функцией). Трэвел-журналистика представляет собой отдельную сферу журналистики с направленностью и передачей интересных читателям темы быта, культуры, искусства разных стран. Сейчас журналистика путешествий развивается не только на страницах печатных изданий и телевидении, но все более приобретает популярность в Интернете. Совершенствование технологи и увеличение методов информирования аудитории стало важным моментом в становлении трэвел-журналистики. Огромная роль здесь принадлежит телевизионным программам и целым каналам, которые посвящены путешествиям. Многие передачи – это масштабные развлекательные шоу, которые при помощи эмоциональной реакции зрителя создают запоминающуюся и иногда шокирующую информацию о различных странах в необычном ракурсе. Немаловажно также то, что трэвел-журналистика сейчас активно развивается в блогосфере, поскольку огромная популярность принадлежит блогам о путешествиях, в которых визуально и аудиально можно погрузиться в атмосферу того или иного города или страны (посмотреть видео, прослушать аудиозаписи). Такая доступность материала и возможность постоянно быть в курсе событий дает возможность большего количества современной аудитории.
Целью данной работы является рассмотрение традиционных жанров и новых форматов travel-журналистики.
Задачи:
- Изучить жанровую и медиаформатную специфику Travel-журналистики
- Сопоставить традиционные жанры и новые форматы на различных медиа-платформах.
Объект исследования - travel-журналистика. Предмет исследования - традиционные жанры и новые форматы travel-журналистики.
Материал исследования:
Телепрограммы:
1. Мир наизнанку, Непутевые заметки - Первый канал , Орел и Решка - телеканал Пятница!, Моя планета - телеканал 1+1 , «Повара на колесах»
Youtube-каналы:
1. The Люди, 2. varlamov, 3. Антон Птушкин
Подкасты:
1. Путь-дорога, 2. Travel-time, 3. Эйлер в России.
Глава 1 Теоретические основы travel-журналистики: история развития, современное состояние
1.1 Зарождение и развитие travel-журналистики в России
Формирование и развитие трэвел-журналистики в нашей стране тесно взаимосвязано с развитием туризма. Это инициировало появление соответствующей прессы.
В России изначально не было такого понятия, как «организованный туризм». Туризм понимался как временные выезды людей на территорию другой страны на небольшое временной промежуток с последующим возвращением в Россию. В нашей стране было распространено понятие «путешествие». Само понятие начинает приобретать другой смысл с развитием литературы . Так, в Древней Руси термин «путешествие» означал новый жанр, который соответствовал одной из форм изложения географических и этнографических сведений в произведении литературы.
Также существует точка зрения, согласно которой отечественная пресса путешествий начинается с литературы Древней Руси. В XII-XIV вв. единственным примером прозы путешествий был жанр «хождение» («хожение»). На тот момент путевые заметки подобного плана были связаны с темами философии и несли функции познания и морального подтекста. Писатели Древней Руси жанра хождения занимались тем, что подробно описывали свои паломничества к святым местам. Авторы говорили о важности практической информации для будущих путешественников. Создавались путеводители по святым местам и устные рассказы о чужих государствах. Например, это произведения «Хожение Игнатия Смольянина в Царь-Град» (1389 г.) и «Хожение Авраамия Суздальского» (1437-1440 гг.).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аскералиева Ш.С. Влияние travel-журналистики на формирование картины мира. - СПб, 2018
2) Бобров А. А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции. - М, 2019
3) Боруруев Г.В. Поликодовая природа текстов в тревел-журналистике // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки: сб. ст. 3 Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2021. С. 139-146.
4) Калинин И. В. Трансформация трэвел-медиатекста в российских СМИ: к проблеме идеологизации контента. Спб, 2019
5) Колесниченко А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2017. 112 с.
6) Кравчук М.Ю. Анализ международной страноведческой телепрограммы «Непутевые заметки»// СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ : ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2018. С. 68-71
7) Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, No 3. С. 347–365.
8) Кубатьян Г. С. Travel-журналистика: путешествуйте и зарабатывайте. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2017. — 186 с.
9) Кульчицкая Д. Ю., Мультимедиа как коммуникационный феномен: анализ зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2020. — № 6. — С. 94-112
10) Назаренко А.С., Тихонова О.В. Тревел-блогинг в Instagram и YouTube: влияние пандемии // Медиальманах. 2022. № 1. С. 68-76.
11) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-135
12) Паниковская М. А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере. - Челябинск, 2019
13) Повара на колесах//https://vk.com/public213523836 (дата обращения 13.11.2022)
14) Подкаст «Путь-дорога» //https://travel.riamo.ru/podcasty/put-doroga (дата обращения 13.11.2022)
15) Редькина Т.Ю. Категория «образ автора» в трэвел-тексте социальных медиа // Медиалингвистика. Выпуск 5. Язык в координатах массмедиа: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Пб. гос. ун-т, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2016. С. 248-250.
16) Эйлер в России//https://music.yandex.ru/album/7106656?dir=desc&activeTab=about (дата обращения 13.11.2022)
17) Эшкинина В. Ю. Общие знания о культуре и традициях разных стран посредством телепередачи (на примере программы «Орел и решка»)//МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы V студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 601-602
18) Шоу про путешествия — Travel Time//https://podcasts.apple.com/ru/podcast/%D1%88%D0%BE%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-travel-time/id968476151 (дата обращения 13.11.2022)
19) «varlamov»// https://www.youtube.com/c/ivarlamov (дата обращения 13.11.2022)
20) The Люди • Как Люди Живут • Антон Лядов// https://vk.com/the_people (дата обращения 13.11.2022)