Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена совокупностью следующих факторов. Проблема самооценки выступает в качестве достаточно сложной и важной. Положительная самооценка личности обеспечивает достаточно стабильное развитие. Ведь структура и особенности отношения личности непосредственно к своему «Я» регулирующее влияние оказывают практически на все стороны поведения индивида. Самооценка играет значимую роль в установлении межличностных отношений, а также постановке и последующем достижении целей, в способах процесса формирования стратегий поведения, наконец, разрешения кризисных ситуаций, в личностном и профессиональном становлении.
Глава 1. Самооценка подростков из неполных семей: теоретический аспект
1.1 Понятие и значение самооценки
На современном этапе самооценка личности нашла свое отражение в научных трудах многих крупнейших психологов и педагогов, которые внесли достаточно весомый вклад в изучение ее теоретических аспектов (например, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Р. Бернс, Ф. Зимбардо, У. Джемс, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, И.Н. Михеева, Р. Мейли, В.В. Овсянникова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата, Т. Шибутани и некоторые другие исследователи). В исследованиях обозначенных авторов рассматриваются такие важные вопросы, как, например, функции, структура, а также возможности и закономерности процесса формирования адекватной самооценки в период личностного становления индивида.
Следует подчеркнуть, что в отечественной и зарубежной научной литературе пока еще не было сформировано общепринятого определения этого феномена. Тем не менее, на основе исследований, обозначенных нами выше ученых, можно заключить, что самооценка выступает в качестве рефлексивного компонента самосознания, которое выполняет регулятивную функцию; она призвана определять как направление, так и уровень активности индивида, его отношение к миру, окружающим людям, самому себе; выполняет функцию важного детерминанта практически всех форм и видов социального поведения и деятельности человека. В целом самооценка представляет собой отношение индивида к результатам осуществляемого сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Многие исследователи самооценку определяют в качестве оценки индивида самого себя, имеющихся у него возможностей, а также качеств и места среди других представителей общества. При этом А.В. Петровский указывает, что «самооценка является результатом своего рода проекции реального «Я» на «Я» идеальное» [12, c. 41].
Укажем, что самооценка интерпретируется как личностное образование, которое принимает непосредственное участие в процессе регуляции поведения, а также деятельности человека, в качестве автономной характеристика индивида, его центральный компонент, который формируется при весьма активном участии самого индивида и отражающего своеобразие его внутреннего мира [11[.
Т. Шибутани о самооценке высказывает следующее: «Если личность представить как организацию ценностей, то ядром этого функционального единства выступает самооценка» [25, c. 220].
Структура самооценки может быть представлена как когнитивным, так и эмоциональным компонентами. При этом когнитивный компонент призван отражать знания индивида о себе, второй компонент – его отношение непосредственно к себе как некую меру удовлетворенности собой. Кроме этого, основная характеристика самооценки базируется на следующих параметрах 1) уровень самооценки (она может быть высокая, средняя, низкая); 2) показатель соотношения с реальной успешностью индивида в его деятельности и общении (может быть адекватная и неадекватная); 3) специфика строения (то есть конфликтная и бесконфликтная).
По своему характеру временной отнесенности принято выделять прогностическую, актуальную, а также ретроспективную самооценку.
Проведение анализа самооценки в качестве рефлексивной деятельности способствует выявлению нескольких ее функций, а именно: 1) прогностической (то есть регуляция активности индивида на самом начальном этапе его деятельности); 2) корректирующая (направлена на контроль и проведение необходимых корректировок); 3) ретроспективная (применяется субъектом на заключительном этапе осуществляемой деятельности для подведения итогов, а также соотнесения целей, способов и средств исполнения конкретной деятельности с полученными результатами).
Таким образом, можно заключить, что самооценка представляет собой особый непостоянный конструкт, который видоизменяется под влиянием знания индивида себе и его мировоззрения.
Процесс формирования самооценки личности выступает в качестве одной из актуальных проблем исследований в сфере педагогики и психологии, так как уверенность каждого отдельного человека в себе, играет значимую роль в успешном функционировании и развитии всего общества [23, c. 163].
1.2 Проблемы подростков из неполных семей
Проблемы подростков из неполных семей обостряются спецификами подросткового периода и проблемами самих неполных семей. В первую очередь укажем особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Главное социальное и психологическое содержание подросткового возраста – это переход от детства к взрослости. Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. В этом возрасте подросток находится словно на перепутье: он еще полуребенок, но он же уже полувзрослый: его детство уже ушло, однако зрелость пока не наступила. Кроме этого, подростковый возраст – это такой период, когда существенным образом меняются как условия жизни, так и деятельности подрастающей личности, что неизменно приводит к перестройке психики, определенной ломке уже сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
Некоторые изменения происходят также и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и характеризуются трудностью их управления. Подростки отличаются в их проявлении большой страстностью и вспыльчивостью. Нередко именно с этим связанно неумение у подростков сдерживать себя, слабость самоконтроля, имеющая место резкость в поведении. Подросткам характерно бурное проявление своих чувств. Например, если они чувствуют хоть малейшую несправедливость по отношению к себе, то они могут взорваться, однако позже могут об этом сожалеть. В этот возрастной период эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Достаточно часто чувства подростков бывают противоречивы. Поэтому весьма важно, чтобы такого рода противоречия разрешались непосредственно в пользу положительных, а также общественно значимых чувств [2, c. 19].
Подчеркнем, что учение для подростков выступает в качестве главного вида деятельности. При этом именно от того, как учится подросток, зависит во многом его психическое развитие. При этом такие исследователи, как А.М. Прихожани и Н.Н. Толстых, отмечают существенный скачок в развитии в этом возрасте воображения. Воображение у подростков менее продуктивно, нежели воображение взрослого человека, однако намного богаче фантазии ребенка младшего возраста и выступает в качестве важной частью его психической жизни [14, c. 84].
Новое в развитии фантазии в рассматриваемом возрастном периоде прослеживается то, что воображение подростка вступает в достаточно тесную связь с мышлением именно в понятиях, оно при этом включается в систему интеллектуальной деятельности, а также новую функцию непосредственно в структуре личности подростка. Некоторые подростки начинают писать стихи либо серьезно заниматься изобразительным искусством и иными видами творчества, они также весьма охотно участвуют в разного рода видах коллективно-творческой и индивидуальной деятельности [9, c. 198].
У подростков продолжает активно развиваться теоретическое мышление, рождается способность весьма легко абстрагироваться от определенного наглядного материала, а также свободно рассуждать именно в чисто словесном плане [3, c. 121].
В тесной связи с взрослением, а также постепенным накоплением у подростков жизненного опыта, а значит и продвижением в своем общем психологическом развитии, на этом возрастном этапе зарождаются и развиваются новые, наиболее широкие интересы, появляются увлечения в разными областях деятельности, актуализирует себя стремление занять в обществе более самостоятельную позицию. При этом свертываются и отмирают ранние интересы подростков, однако происходит интенсивное формирование новых на базе проявления ряда положительных факторов, например, возрастает самостоятельность учеников, заметно более многообразными в содержательном аспекте становятся отношения восьмиклассника с другими людьми, они весьма активно начинают осваивать чужую социальную позицию, наблюдается переоценка ценностей. Отметим, что формирование в восьмиклассника мотивационно-потребностной сферы от него требует расширения практически всех форм общения. Такого рода общение осуществляться исключительно в рамках учебной деятельности уже не может, так как характер и особенности развития восьмиклассников определяется именно сознанием того, что его возможности существенным образом возросли [15, c. 120].
Глава 2.Эмпирическое исследование самооценки подростков из неполных семей
2.1 Особенности самооценки подростков из неполной семьи
Для изучения особенностей самооценки подростков из неполных семей было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Данное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 44. В выборку Выборка составили 24 подростка в возрасте 12-14 лет. Из них 12 подростков воспитываются в полной семье и 12 подростков – в неполной.
В качестве диагностического инструментария применялись следующие методики:
1.Тест – опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки». Цель его применения – выявление уровня самооценки личности у подростков. Подростки должны ответить на предложенные вопросы. Оценка ответов осуществляется по ключу.
2. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Данная методика помогает изучить самооценку личности подростка, а также его притязания к себе. В основании данной методики заложено оценивание подростков тех качеств, которыми они непосредственно обладают. В модифицированном варианте А.М. Прихожан применяются следующие шкалы: здоровье, ум (или способности), характер, умение много делать своими руками (так называемые «умелые руки»), внешность, авторитет у сверстников, уверенность в себе.
Обработка полученных результатов осуществляется по шести шкалам на основе ключа к методики.
Результаты диагностики общей самооценки подростков методике Г.Н. Казанцевой показаны на рисунке 1.
2.2 Рекомендации по оказанию психолого-педагогический помощи подросткам из неполных семей по повышению их самооценки
Данные рекомендации разработаны для педагогов, социальных педагогов и психологов.
В качестве направлений работы с данной категорией подростков, направленной на повышение их самооценки, с нашей точки зрения, можно назвать формирование соответствующих психолого-акмеологических условий и факторов микросреды подростков, которые оказывают существенное влияние на развитие мотивации к успеху:
1. Очень важна учебная и досуговая среда.
2. Поощрения, которые могут в себя включать:
– Материально-социальные стимулирование и вознаграждение положительных результатов учебы подростков, а также активное участия в общественной жизни вуза (это может быть повышение стипендии, небольшие поощрительные призы, снижение платы за обучение в случае наличие коммерческой основы, организация культурного отдыха и т.д.);
–Социальное принятие, которое неизменно подразумевает:
– формирование у подростков ощущения своей значимости и необходимости для учебного коллектива и преподавателей, уважение в нему;
– доброжелательные отношения внутри учебного коллектива, а также здоровый морально- психологический климат в учебном заведении в целом.
3. Личностный рост подростков, который может в себя включать:
– определенные возможности расширять свои учебно-профессиональные мировоззрения (например, спецкурсы, факультативы, возможность участия подростков в семинарах; конференциях, интересных практических занятиях; дискуссии и встречи с интересными людьми);
– наличие перспектив в профессиональном и личностном (например, хобби);
– возложение на подростков дополнительной ответственности (например, его участие в школьных или молодежных движениях и т.д.);
– наличие возможности проведения экспериментирования, возможности для творчества, а также самовыражения (например, участие подростков в реализации некоторых инновационных проектов; в клубах по интересам, школьных театрах и т.д.);
– формирование у подростков заинтересованности в их личностном развитии (например, воспитательная деятельность, осуществляемая коллективом преподавателей; создание в школе службы психологического консультирования и т.д.);
– учет мнений подростков (например, проведение общественных опросов школьного коллектива и т.д.);
– методически верно организовывать учебную деятельность, которая была бы не только информативна, но и интересна (например, применение современных методов и форм обучения, постановка перед подростками не только сложных, но и нестандартных задач и целей);
– активизация самостоятельной учебная деятельности подростков, (например, написание творческих работ, рефератов);
– организация соревнования учащихся непосредственно в учебной деятельности (например, конкурсы на лучший проект, конкурс «Лучший …») и т.д.
Заключение
Проведенный нами теоретический анализ публикаций по данной теме показал, что в отношении понятия самооценки пока еще не сформирована ежиная позиция. В качестве рабочего варианта самооценку можно трактовать как личностное образование, принимающее непосредственное участие в процессе регуляции поведения и деятельности человека в качестве автономной характеристика индивида, его центральный компонент, который формируется при весьма активном участии самого индивида и отражающего своеобразие его внутреннего мира. Структура самооценки может быть представлена как когнитивным, так и эмоциональным компонентами. По своему характеру временной отнесенности принято выделять прогностическую, актуальную, а также ретроспективную самооценку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Ленинград, 1968. – 288 с. – Текст: непосредственный.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – Москва, 2015. – 532 с. – Текст: непосредственный.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Москва: Логос, 2014. – 383 с. – Текст: непосредственный.
4. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев. – Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 324. – С. 329 - 332.
5. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 234 с. – Текст: непосредственный.
6. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелина. – Москва, 2017. – 411 с. – Текст: непосредственный.
7. Коваль, В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения. – Текст: непосредственный / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №2. – С. 238-246.
8. Мирук, А.В. Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей / А.В. Мирук. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2015. – № 21. – С. 716 - 717.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – Москва: «Академия», 2018. – 456 с. – Текст: непосредственный.
10. Неймарк, М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / М.С. Неймарк. – Текст: непосредственный. // Вопросы психологии личности школьников. – Москва: Просвещение, 1999. – С.253 - 260.
11. Осетрова, Л.В. Особенности самооценки подростков из неполных семей / Л.В. Осетрова, И.С. Новикова, В.Ю. Никулина. // Молодой ученый. 2021. № 49. С. 333-335. – URL: https://moluch.ru/archive/391/86262/ (дата обращения: 06.11.2022). – Текст: электронный.
12. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – Москва, 2009. – 410 с. – Текст: непосредственный.
13. Повх, Ю.А. Образ отца и представление о будущем у младших подростков / Ю.А. Повх, Е.В. Филиппова // Материалы II Всероссийской науч.-практич. конференции «Другое детство». – Москва: МГППУ, 2009. – с. 300 - 302. – Текст: непосредственный.
14. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан. – Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
15. Прохорова, Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков / Н.В. Прохорова. – Текст: непосредственный. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8–2 (62). – С. 118–120.
16. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – Москва: Педагогика - Пресс, 2016. – 440 с. – Текст: непосредственный.
17. Самосознание проблемных подростков / под ред. Н.Л. Белопольской, С.Р. Ивановой. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. – 332 с. – Текст: непосредственный.
18. Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся / Л.С. Славина. – Москва, 2014. – 264 с. – Текст: непосредственный.
19. Сулейманова, С.Т. Семья как фактор, обуславливающий развитие девиантного поведения у несовершеннолетних / С.Т. Сулейманова. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы политики и права: сб. науч. тр. – Пенза, 2005. – Вып. № 8. – С. 218–227.
20. Татаринцева, М.С. Образ родительской и будущей семьи у подростков из семей разного типа / М.С. Татаринцева. – Текст: непосредственный // Образование и наука: вопросы теории и практики. – 2015. – № 1. – С. 219 - 224.
21. Умбеталиева, А. Особенности проявления самооценки личности / А. Умбеталиева. – URL: http://oldconf.neasmo.org.ua. – (дата обращения: 03.11.2022). – Текст: электронный.
22. Фонталова, Н.С. К вопросу о самоотношении подростков из неполных и полных семей / Н.С. Фонталова. – Текст: непосредственный // Сибирский психологический журнал. – 2005. – №3. – С. 103-108.
23. Фонталова, Н.С. Особенности самоотношения и его психолого-педагогической коррекции у подростков из неполных семей / Н.С. Фонталова. – Текст: непосредственный // Вестн. Бурятского гос. Ун-та. – 2008. – №2. – С. 161-170.
24. Чурилова, Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России / Е.В. Чурилова. – Текст: непосредственный // Социологические исследования. - 2015. - №3. - С. 78-81.
25. Шибутани, Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2018. – 290 с. – Текст: непосредственный.
26. Юлдашева, О.А. Психологические особенности формирования полоролевой идентичности у подростков из неполных семей / О.А. Юлдашева. – URL: http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf (дата обращения: 03.11.2022). – Текст: электронный.