Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях стремительного перехода ряда развитых и развивающихся стран к креативной экономике существует целый комплекс проблем, связанных с закреплением прав интеллектуальной собственности. Уровень внедрения креативной экономики в различных странах различен. Данная дифференциация объясняется наличием или отсутствием совокупности необходимых условий и факторов для успешного развития и функционирования принципов, механизмов и институтов креативной экономики.
Одним из таких механизмов является правовая защита прав интеллектуальной собственности, безопасность «креативного продукта». Немаловажную роль при этом играет построение успешно функционирующей системы органов исполнительной власти, непосредственно занимающихся вопросами интеллектуальной собственности.
Между тем, стоит констатировать, что и законодатель, и ученые-юристы уделяют крайне незначительное внимание вопросам влияния инновационного развития на право; особенно это характерно для отрасли уголовного законодательства.
Если в сфере гражданского права уже началось обсуждение, например, проблем гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный роботами, то в уголовном праве таких примеров практически нет. Об этом свидетельствует незначительное число публикаций, посвященных уголовно-правовому регулированию инновационных процессов, происходящих в обществе.
Причем в мире уже имеют место факты распространения наркотиков при помощи роботов. Преступная среда активно реагирует на тенденции в общественных отношениях. И развитие технологий и инноваций уже начало изменять криминальную ситуацию в мире.
Так, с развитием высокотехнологичных сфер, таких как мобильные технологии связи, электронные деньги и т.п., преступления в сфере экономики также начинают приобретать все новые и новые формы.
Уголовный закон, в свою очередь, должен учитывать перечисленные обстоятельства и вести эффективную и своевременную борьбу не только с традиционными, но и с новыми видами преступлений. В существующих работах перечисленные вопросы либо не раскрываются, либо остаются на втором плане.
Все это вызывает необходимость дальнейшего исследования вопросов правового регулирования инновационных процессов, происходящих в России и зарубежных странах и обуславливает актуальность темы данного исследования.
Целью исследования является изучение особенностей правового регулирования инновационных продуктов.
Объект исследования – инновационный продукт, предмет - правовое регулирование инновационных продуктов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инновационного продукта;
- изучить особенности правового регулирования инновационных продуктов в РФ;
- исследовать проблемы особенности правового регулирования инновационных продуктов в РФ;
- определить направления совершенствования правового регулирования инновационных продуктов в РФ.
1. Теоретические основы инновационной деятельности
1.1 Сущность и классификация инновационных продуктов
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон № 127-ФЗ) инновационная деятельность - это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Данный термин был включен в Закон № 127-ФЗ в 2011 г [6].
Анализ понятия «инновационная деятельность» позволяет заключить, что результатами такой деятельности являются инновационные проекты и инновационная инфраструктура. Указанные понятия закреплены в том же Законе.
Так, инновационный проект — это комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Инновационная инфраструктура — это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Примечательно, что анализ понятия «инновационный проект» отсылает нас к еще одному термину - «инновации», под которыми в Законе № 127-ФЗ понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Ст. 10 Закона № 44-ФЗ закрепляет принцип стимулирования инноваций, в соответствии с которым, госзаказчики должны исходить из приоритета обеспечения госнужд за счет приобретения инновационной и высокотехнологичной продукции [8].
Закон № 223-ФЗ обязал заказчиков, перечень которых определен Правительством РФ, разрабатывать план закупки такой продукции сроком на 5-7 лет, а прочих заказчиков включать в план закупок соответствующий раздел.
Инновационная продукция это новый или существенно улучшенный товар, услуга или процесс; новый метод в организации рабочих мест, сфере продаж, новый организационный подход.
Таким образом, инновационной продукцией будет являться вновь созданная или усовершенствованная продукция, а инновационное оборудование представляет собой оборудование, которое ранее не использовалось или в процессе совершенствования которого заметно изменились его технические характеристики (например, существенно сократилось потребление энергии) или увеличилась производительность.
Критерии инновационной продукции Пункт 4 ст. 4 Закона № 223-ФЗ гласит, что органы власти должны определить критерии отнесения работ (товаров, услуг) к инновационным в их сфере деятельности [16].
В качестве примера рассмотрим Приказ Минсвязи России от 10.10.2013 № 286; Приказ МЧС России от 14.12.2012 № 768; Приказ Минпромторга России 01.11.2012 № 1618 [10].
Проанализировав Приказы можно выделить следующие критерии инновационной продукции:
- товар (работа или услуга) имеет новые функциональные характеристики или превосходящие ранее применяемые аналоги.
Например, оборудование стало компактным или менее энергозатратным;
- при выполнении работ, услуг, производстве товара применяются впервые внедренные результаты научно-исследовательских или технологических работ;
- товар имеет качественно новые характеристики или предложен новый способ его использования;
- при изготовлении товара использованы новое оборудование, ранее не применяемые при его производстве технологии, использованы новые материалы, что позволило улучшить экономические, эргономические и прочие свойства товара;
- работа или услуга используются в новой области, в которой они ранее не применялись;
- работа (товар, услуга) должны иметь прикладной характер и уже быть реализованы;
- реализация инновационных товаров (работ, услуг) должны быть рентабельны и иметь положительный экономический эффект от их использования, например, экономить материальные и (или) временные затраты или создавать условия для их экономии в дальнейшем;
- в ходе производства работ (товаров, услуг) используются высококвалифицированные специалисты и результаты интеллектуальной деятельности;
- при применении для предоставления услуг, изготовления товаров, производства работ результатов интеллектуальной деятельности необходимо иметь соответствующий патент или разрешение на их использование.
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
С точки зрения известного экономиста н. XX века Й. Шумпетера, можно выделить следующие разновидности инноваций:
создание нового продукта;
использование новой технологии производства;
использование новой организации производства;
открытие новых рынков сбыта;
открытие новых источников ресурсов (сырья).
Группы инновационных продуктов или продукты-новшества условно можно разделить на следующие группы:
1) Технологическая группа, которая включает в себя новые технологии и их приложения - продукты и услуги;
2) Производственная группа - в зависимости от формы производства, масштаба деятельности, способа привлечения людских ресурсов возникают разнообразные производственные инновации (включая аутсорсинг и аутстаффинг);
3) Маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты;
4) Организационно-управленческие, охватывающие новые организационные и управленческие формы и методы;
5) Коммерческие - это новые рынки, новые бизнесы, свежие маркетинговые, логистические и торговые решения и технологии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 231-ФЗ ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006. - N 52.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.12.1996 № 63-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ,
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
6. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, N 35, ст. 4137, «Россий-ская газета», N 167, 03.09.1996.
7. Баранчеев В.П. Управление инновациями: Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2014. – 711 c.
8. Баранчеев В.П. Управление инновациями: Учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015. – 711 c.
9. Белова А .Г. «Генераторы будущего»: как России вернуться на путь инноваций // РБК-дейли, № 171 от 21.09.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rbcdaily.ru/economy/562949997279390
10. Будущее России. Вызовы и проекты. Экономика. Техника. Инновации. - М.: Либроком, 2016. - 344 c.
11. Винокуров С. С. и др. Институциональная экономика : учебное пособие. По ред. д-ра экон. наук, проф. В. А. Грошева, д-ра экон. наук, проф. Л. А. Миэринь. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. 125 с.
12. Все об инвестициях и инновациях. Бизнес-справочник. - М.: АФОН, 2016. - 188 c.
13. Гендерная интеграция: Возможности и пределы социальных инноваций. - М.: Алетейя, 2017. - 304 c.
14. Грибанов Д.В. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности: офи-циальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=443 (Дата обращения 25.05.2016)
15. Дивуева Н. А. Вопросы нормативно-правового регулирования инновационной деятель-ности в части управления отбором проектов в сфере науки /Н. А. Дивуева//Управление иннова-циями: теория, методология, практика. — 2016. — № 15. — С. 135-139
16. Джеймс, П. Эндрю Возврат на инновации. Практическое руководство по управлению ин-новациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин. - М.: Гревцов Паблишер, 2015. - 304 c.
17. Жадан В. Н. Перспективы развития уголовной ответственности и противодействия рей-дерству // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 6. – С. 229-232.
18. Зекин В. Н., Светлаков А. Г., Печенцов И. М. Факторы снижения рисков при внедрении инновационных технологий в перспективном разви-тии экономии России // Научно-практический журнал Пермский аграрный вестник. 2016. № С. 88‒95.
19. Земцова Л. В. Институциональная экономика : учебное пособие. Томск : Эль Контент, 2014. 168 с.
20. Иванова С. А. Основные проблемы инновационного развития России (компаративный анализ) // Современные научные исследования и инно-вации. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33127 (дата обращения: 19.03.2018).
21. Инновации в России. Охрана результатов интеллектуальной деятельности: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://innovation.gov.ru/ru/taxonomy/term/2403 (Дата обра-щения 05.06.2016)
22. Инновации в бизнесе. - Москва: Высшая школа, 2017. - 209 c.
23. Институциональная экономика / ред. Д.С. Львов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 318 c.
24. Кабачевская Е. А. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 110–115. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56927.htm.
25. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. - М.: Эксмо, 2016. - 272 c.
26. Ларссон Альфред Нобель. Сети инноваций / Ларссон, Ульф. - М.: СПб: Гуманистика, 2015. - 220 c.
27. Филимонов С. А. Проблемы борьбы с киберпреступлениями, совершаемыми с использо-ванием банковских карт // Современное право. — 2015. — № 3. — С. 119—124.
28. https://www.pro-goszakaz.ru/article/102866-chto-takoe-innovatsionnaya-produktsiya