Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что главными проблемами в России являются поиск источников финансирования и эффективное управление финансовыми ресурсами. Следует предположить, что если повысить эффективность управления финансовыми ресурсами, а также разнообразив и упорядочив источники финансирования, то можно добиться высокого развития муниципального образования.
Основной целью курсовой работы является раскрытие сущность и состава муниципальных финансов.
Из этой цели вытекает ряд задач:
рассмотреть основные понятия, функции муниципальных финансов, а также их роль в финансовой системе Российской Федерации;
раскрыть сущность муниципальных финансов;
изучить состав и принципы формирования финансов муниципальных образований;
рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие формирование муниципальных финансов;
изучить систему управления муниципальными финансами на примере города Ярославля;
проанализировать формирование и исполнение бюджета города Ярославля по итогам 2021 года;
рассмотреть основные проблемы развития муниципального финансирования в городском округе;
предложить меры по совершенствованию системы муниципальных финансов в городе Ярославле.
Объектом исследования выступают муниципальные финансы городского округа Ярославля.
Предметом исследования выступают состав муниципальных финансов и организация управления ими.
Информационную и методическую основу составили научные труды таких отечественных авторов, как Е.Ф. Николаевой, М.Н. Слесаревой, Т.В. Сумской, Т.Н. Третьяковой, В.В. Хамалинской, Н.О, Чистяковой, Р.Р. Яруллина и других; федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты, регулирующие формирование муниципальных финансов; официальные статистические данные, отчеты об исполнении бюджета города Ярославля, а также Интернет-ресурсы.
Методы, применяемые в курсовой работе – системный, логический и сравнительный анализ, классификация, индукция и дедукция, синтез и обобщение, а также табличный и графический подходы.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты муниципальных финансов. Во второй главе анализируется система муниципальных финансов на примере города Ярославля. Третья глава посвящена разработке мер по совершенствованию системы муниципальных финансов.
1 Теоретические основы муниципальных финансов
1.1 Роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации, основные понятия и функции
Важнейшее звено финансовой системы – это государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для выполнения функций. Местные финансы являются важным рычагом регулирования социально-экономического развития муниципального образования с широкими возможностями воздействия на него. Усиленное применение регулирующей роли финансов, а также их контрольной функции являются необходимыми условиями развития рыночной экономики.
В современных финансово-экономических условиях, активная позиция органов местного самоуправления должна быть направлена на поиск методов интенсификации развития территорий, в том числе, на рост уровня инвестиционной привлекательности для повышения доходов на собственной территории и формированию условий социально-экономического развития.
Генеральная цель развития муниципального района может быть достигнута реализацией составляющих целей, предполагающих получение максимальной отдачи от благоприятных факторов и нейтрализацию слабых сторон в развитии муниципального образования, сведение до минимума рисков, сопровождающих реализацию долгосрочных перспектив развития муниципального образования.
Следует отметить, что для разработки и эффективной реализации системы мероприятий достижения целей и задач стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований необходимо участие всех основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон (местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности).
Доходный потенциал местного бюджета может быть повышен за счет роста налоговых поступлений через рост заработной платы и доходов физических лиц в предпринимательском секторе. Также, большое значение для увеличения доходной части бюджета, имеет эффективное использование муниципальной собственности, которая составляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.
Одним из важнейших направлений механизма извлечения доходов является организация различных типов муниципальных предприятий, которые могут быть сформированы за счет создания муниципальных внебюджетных фондов, финансово-кредитных организаций и местных бюджетов, так и внешних финансовых источников. Система муниципального заказа также является одним из важных регуляторов экономических процессов на муниципальном уровне.
Концентрация усилий органов власти муниципальных образований в формировании и реализации эффективной политики занятости должна быть направлена на развитие программ опережающего переобучения работников, находящихся под риском увольнения, переориентирование на востребованные профессии, организацию общественных работ, временного трудоустройства, содействие самозанятости.
Включение инновационной составляющей в процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования позволит представить новизну и уникальность данного муниципального образования для потенциального инвестора.
В целях совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, в число стратегических целей развития необходимо включить следующие:
обеспечение социального развития муниципального образования, создания достойного качества жизни населения;
определение приоритетных направлений экономического развития и стимулирование эффективных направлений развития и форм инвестиций, а также улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании;
повышение результативности бюджетного процесса;
совершенствование деятельности органов местного самоуправления [10, с. 59].
Роль местных бюджетов состоит в следующем:
1) создание финансовой базы для исполнения законодательно закрепленных вопросов местного значения.
Например, к вопросам местного значения на уровне муниципального округа относятся: дорожная деятельность; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; организация библиотечного обслуживания населения и обеспечение жителей округа услугами организаций культуры; организация благоустройства территории округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и другое;
2) самостоятельное определение органами местного самоуправления приоритетных направлений расходов средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования;
3) решение стратегических задач развития региона путем участия в государственных программах субъекта Российской Федерации [14, с. 274].
Среди отечественных авторов в настоящее время все более популярен зарубежный подход к специфике финансов, рассматривающий понятие «финансы» более широко: при использовании термина «финансы» указывается конкретный сегмент финансовых отношений. При этом направления можно рассматривать как производные категории от категории «финансы»:
1) публичные (государственные) финансы;
2) корпоративные (финансы предприятий);
3) личные (финансы домохозяйств) [7, с. 36].
Сам термин «финансы» возник в Италии в XIII веке. Исторически выделяют следующие этапы развития финансов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Этапы развития финансов [8, с. 14]
Становление науки о финансах от начального этапа до выделения из общей экономической теории в самостоятельную область знания связано с классической теорией финансов, которая, пройдя стадии ненаучного состояния, перехода к научной обработке и научного (рационального) периода, приобрела систематизированный вид к середине XVIII века и окончательно оформилась во второй половине XIX века.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 07.12.2022)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 07.12.2022)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 года N 146-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 07.12.2022)
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Президент России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035 (дата обращения 07.12.2022)
5. Закон Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» от 19.04.2006 года № 19-з [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=119015620&backlink=1&&nd=119024866 (дата обращения: 27.11.2022)
6. Решение муниципалитета города Ярославля от 18 декабря 2020 года № 453 «О бюджете города Ярославля на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов» » [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/571038622 (дата обращения: 27.11.2022)
7. Финансы: учебник / Ю. С. Долганова, Н. Ю. Исакова, Н. А. Истомина [и др.]; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н. Ю. Исаковой ; Мин-во обр. и науки РФ. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. – 336 с.
8. Джамалудинова М. Ю. Проблемы современного государственно-муниципального управления / М. Ю. Джамалудинова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 5 (118). – С. 78–80.
9. Игонина Л.Л. Формирование финансовых ресурсов местного самоуправления // Фундаментальные исследования, 2018 – № 2, - С. 100–105.
10. Каюмова А.Р. Роль муниципальных финансов в финансовой системе РФ // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2016 – №10-1. – С. 58–60.
11. Николаева Е.Ф. Финансы муниципального образования / Е.Ф. Николаева, Ф.В. Авдюков // Системные технологии. – 2017. – № 24. – С. 64–68.
12. Слесарева М.Н. Правовые основы регулирования муниципальных финансов в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94291 (дата обращения: 27.11.2022)
13. Сумская Т. В. Основные аспекты финансового обеспечения органов местного самоуправления в Российской Федерации // Мир экономики и управления. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 99–115.
14. Третьякова Т. Н. Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов / Т. Н. Третьякова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 24 (419). – С. 273–275. – URL: https://moluch.ru/archive/419/93134/ (дата обращения: 07.12.2022).
15. Исполнение бюджета города Ярославля за 2021 год // Официальный портал города Ярославля [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://city-yaroslavl.ru/city/finance/budget/itogi-ispolneniya-byudzheta/2021/ (дата обращения 07.12.2022)