Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой работы обусловлена тем, что управленческие реше-ния, принимаемые государственными административными учреждениями, являются наиболее важным фактором в системе государственной власти. Не только управление в настоящее время, но и в ближайшем будущем зависит от рациональности национальных управленческих решений. Несмотря на множество исследований в этой отрасли, все еще существуют некоторые спорные вопросы, которые будут более подробно рассмотрены в работе.
Государственное управление является наиболее важным фактором в общем механизме государственной власти, поэтому оно может реализовы-вать цели и задачи страны.
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательство, администрацию и правосудие (статья 10 Конституции Российской Федерации). Таким образом, национальные органы власти явля-ются выдающимися - законодательными, административными, судебными и независимыми в своей повседневной деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность процесса реализации государственных решений
Национальные управленческие решения - это решения, принимаемые компетентной национальной структурой в установленном порядке.
Принятие национальных управленческих решений является идеальной моделью будущего состояния управляемой социальной системы, и государ-ство использует ее для формулирования концепции формы, содержания, обязательности или желательности социальных изменений. Целью принятия национальных управленческих решений является мобилизация, организация и руководство людьми для реального преобразования реальности в рамках ранее принятых политических проектов и программ.
Если рассматривать национальные управленческие решения с фор-мальной точки зрения, то их можно определить как политические и юриди-ческие действия, которые содержат логическое влияние органов управления (должностных лиц, государственных учреждений) на субъекты управления (общественные системы).
В самом широком смысле под государственными управленческими решениями понимается формальная форма волеизъявления государственной власти. На основе закрепления соответствующих типов государственного по-ведения органы власти оказывают целенаправленное влияние на социальную реальность .
Принятие национальных управленческих решений осуществляется не по единственной воле того или иного лидера, и развитие происходит не в тишине "богато обставленного офиса"."Реальная общественная жизнь и пра-вовое и политическое сознание граждан (прежде всего, министров, предста-вителей и других должностных лиц, а также ученых и общественных деяте-лей), а также процесс характеристики различных общественных сфер: поли-тики, экономики, культуры, здравоохранения, образования, жилья и комму-нальных услуг, межрелигиозные, являются основной основой для нацио-нального управления и принятия решений. И межрасовые отношения и т.д. .
Национальное управленческое решение - это процесс выбора из воз-можных вариантов наиболее эффективного осуществления государственного управления в соответствии с требованиями образа действий в текущей ситуа-ции.
Решения государственного управления должны соответствовать следу-ющим требованиям:
1. Прежде всего, реальность означает постановку цели, и достижение этой цели действительно возможно, принимая во внимание наличие ресурсов, возможностей и времени для ее реализации;
2. Во-вторых, наличие механизма реализации управленческих решений означает, что это особенность процесса планирования, организации дей-ствий, координации, мотивации и контроля.;
3. В третьих, сопротивляться ошибкам, допущенным в процессе сбора и обработки информации;
4. В-четвертых, подготовка, принятие и исполнение управленческих ре-шений в режиме реального времени, связанных с процессом как объектом управления;
5. В-пятых, осуществимость, предполагающая возможность воплощения принятого национального управленческого решения в реальность;
6. В-шестых, гибкость означает возможность изменения содержания при-нимаемых национальных управленческих решений в соответствии с изменя-ющимися обстоятельствами.
1.2 Принципы реализации государственных решений
Эффективность управленческих решений органов исполнительной вла-сти напрямую влияет на экономическую стабильность и дальнейшее развитие территории, а также на качество и эффективность протекающих в управляе-мой системе процессов. На сегодняшний день уделяется эффективности при-нятия решений органами государственного сектора, которая выражается в конечном итоге в принятых законах, постановлениях и других нормативно-правовых актах всех уровней. Целью принятия управленческого решения является уменьшение влияния отрицательных факторов или полного реше-ние проблемы, т. е. приближение существующих параметров к оптимальным. Управленческое решение формируется в итоге проведенной аналитической работы, с учетом прогнозных показателей и оптимизирующих факторов .
Принятие решений - это сознательный выбор, сделанный из существу-ющих вариантов или опционов, чтобы сократить разрыв между текущим и будущим идеальным состоянием Организации. Этот процесс включает в себя множество различных элементов, но он определенно содержит такие элемен-ты, как проблемы, цели, альтернативы и т.д. Этот процесс является основой для планирования организационной деятельности, поскольку планирование - это набор решений о распределении ресурсов и направлении их использова-ния для достижения организационных целей.
Основные принципы принятия управленческих решений:
1. Принцип последовательности. Многие компании простаивают, пере-живают стрессовые ситуации, экономические потери, и в них наблюдается эн-тузиазм сотрудников. Все это происходит потому, что принятое решение не самое лучшее, или решение правильное, но из-за того, что некоторые важные вещи "забыты", их реализация столкнулась с трудностями.
2. Принципы стандартизации (стандартная управленческая ситуация и решения). Суть его заключается в том, что большинство реальных управлен-ческих ситуаций можно свести к набору так называемых стандартов или ба-зовых фактов. Процедуры формулирования и реализации управленческих решений в стандартных ситуациях были детально сформулированы, и дей-ствия менеджеров в этих ситуациях хорошо известны из практики.Если управленческая ситуация не полностью соответствует стандартной структу-ре, изучается возможность разделения ее на стандартную и нестандартную части.
1.3 Основные стадии реализации государственного решения
Подготовительный этап принятия национальных решений - это форми-рование определения действий, направленных на достижение цели принятия решения. На этом этапе сначала определяются вопросы, связанные с госу-дарственной властью, включая определение повестки дня, предложение дей-ствий для решения и постановку конкретных вопросов. Центральным поло-жением подготовительного этапа является определение повестки дня, то есть определение перечня приоритетных вопросов, подлежащих решению.
На этом этапе выделяются следующие этапы: выявление проблем, учи-тывающих различные альтернативы решениям, и первоначальная оценка по-следствий возможных решений; классификация проблем для поиска решений аналогичных конфликтов и коллизий; определение истинной значимости проблемы для страны и общества, тем самым определяя приоритетность ее будущие решения (этот выбор может основываться на стратегических, такти-ческих или оппортунистических критериях, которыми обычно руководству-ются власти); определить конкретные параметры проблемы, эти параметры определяют особый статус и роль промышленного, территориального, национального и социального развития; назначить приоритетные вопросы из сопутствующих пространственных характеристик, вторичных и третичных индикаторы.
Когда страна ставит цели, она может различать два способа своих те-кущих действий.
Целевая модель управления отражает строгий надзор и организацию совместных действий национальных учреждений. Поставленные перед ними задачи определяют все основные формы их взаимодействия, а также опреде-ляют начальные, конечные и промежуточные этапы деятельности ответствен-ного лица и организации. В данном случае процесс принятия общегосудар-ственных решений предполагает формулирование конкретной, согласован-ной по времени и месту, а главное - по конкретному содержанию планируе-мой задачи.
Модель нецелевого планирования создает более свободное простран-ство для государственных учреждений для разработки общих планов дей-ствий, не будучи связанными строгими требованиями по достижению опре-деленных конкретных результатов. Разработка альтернатив - это сложный процесс, включающий выбор множества решений, который предполагает не только использование аналитических процедур, но и оценку политических (качественных) методов руководства.
Стадия реализации цели. Вообще говоря, сложность и многогранность процесса достижения целей определяют существование двух внутренних ста-дий этого процесса. Первый этап можно обозначить как непосредственную подготовку к внедрению решения. Это предусматривает дополнительный анализ ситуации для оптимизации реализации решения; уточнение и коорди-нацию первоначального местоположения административной структуры, участвующей в реализации цели; концентрацию и распределение ресурсов в том месте, где реализуется цель; принятие решений конкретными исполните-лями и т.д. Второй этап предусматривает действия по реализации решения и фактическому управлению процессом в конкретной социально-политической среде. В этом случае действия национальных политических и администра-тивных органов направлены на повышение мотивации конкретных исполни-телей, активный контроль за выполнением решений, которые уже начались, и оценку реакции объекта управления на действия, которые уже начались.
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
2.1 Особенности реализации государственных решений на примере администрации города Мурманска
С ноября 2010 года главой администрации города Мурманска является Сысоев Андрей Иванович. В структуре управления имеется должность пер-вого заместителя главы администрации города Мурманска, которым в настоящее время является Лыженков Алексей Германович. Кроме того, у главы администрации есть 6 заместителей: Доцник Валентина Александров-на; Левченко Людмила Михайловна; Мирошникова Марина Анатольевна; Розыскул Виталий Петрович; Изотов Андрей Владимирович; Соколов Ми-хаил Юрьевич. В структуре управления администрацией города Мурманска присутствует должность управляющего делами администрации города Мур-манска, которую занимает Белова Елена Петровна.
По состоянию на 01.05.2021 г. муниципальное образование город Мурманск имеет 100 % акций в 8-ми ОАО, представленных в таблице 2 .
Деятельность главы администрации и его заместителей, а также струк-турных подразделений муниципального образования города Мурманска оценивается по показателям, представленным в статистической отчетности.
Прежде всего, отметим, что по итогам 2021 года отмечены следующие тенденции социально-экономического развития в городе Мурманске.
Величина прожиточного минимума в 4 квартале 2021 года увеличи-лась до 11627 рублей (115 % к 4 кварталу 2020 года), в том числе для тру-доспособного населения до 12164 рублей (114,9 %), для пенсионеров до 9739 рублей (115,3 %) и для детей до 11701 рублей (114,7 %). Стоимость по-требительской корзины в составе прожиточного минимума составила 10752 рубля, в том числе минимальный набор продуктов питания – 4745 рублей, непродовольственных товаров – 2827 рублей, услуг – 3180 рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата 1 работ-ника в крупных и средних организациях города превысила 50 тыс. рублей, однако в реальном выражении сохранилась на уровне 2020 года. Реальный рост заработной платы в 2021 году к 2022 году отмечен на крупных и сред-них предприятиях рыболовства, рыбоводства (124,8 %), обрабатывающих производств (103,2 %), торговли (103,7 %), здравоохранения и предоставле-ния социальных услуг (103,5 %), предоставления прочих коммунальных, со-циальных и персональных услуг (102,9 %).
2.2 Реализация управленческих решений в администрации г. Мурманске
В 2020 году стратегические цели и задачи деятельности администрации города Мурманска определялись Стратегическим планом социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года (далее – Страте-гический план) и были направлены на реализацию миссии города Мурман-ска: «Мурманск - город высокого качества жизни, комфортной городской среды проживания, российский центр освоения Арктики с приоритетами развития в сферах рыбохозяйственной деятельности и транспорта».
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014.
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Мурманской области от 19.12.2014 № 1817-01-ЗМО «О стратегиче-ском планировании в Мурманской области», решения Совета депутатов го-рода Мурманска от 27.03.2015 № 10-135 «Об утверждении положения о стратегическом планировании в городе Мурманске», а также в связи с изме-нением ранее запланированных темпов развития добычи полезных ископае-мых на шельфе Баренцева моря, с учетом присоединения к городу Мурман-ску п.г.т. Росляково, и последних тенденций социально-экономического раз-вития, игравших значительную роль в изменении вектора развития города, в 2020 году проводилась работа по актуализации Стратегического плана, в результате которой были разработаны Стратегия социально-экономического развития города Мурманска до 2025 года и план мероприятий по ее реали-зации (далее – Стратегия). Данный документ планируется к утверждению решением Совета депутатов города Мурманска в 2021 году. Особое внима-ние в обновленной Стратегии уделяется мероприятиям, направленным на со-хранение в муниципальном образовании социальной стабильности, на разви-тие экономики города, благоустройство городских территорий. Ключевыми задачами являются:
- переселение граждан из аварийных домов, домов пониженной капи-тальности, имеющих не все виды благоустройства, а также предоставление социальной поддержки для улучшения жилищных условий молодым и мно-годетным семьям;
- благоустройство городских территорий, модернизация объектов со-циальной и транспортной инфраструктуры с учетом необходимости созда-ния комфортных условий для проживания и массового отдыха мурманчан, а также необходимости обеспечения доступности городской среды для инва-лидов и других маломобильных групп населения города;
- предоставление населению города Мурманска дополнительных мер социальной поддержки и оказания социальной помощи наиболее уязвимым категориям граждан;
- расширение условий для получения жителями города Мурманска ка-чественного образования, занятий физической культурой и спортом, участия граждан в культурной жизни города, в т.ч. через укрепление и обновление материально-технической базы учреждений образования, молодежной поли-тики, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс принятия управленческих решений является центром всего государственного управления, и он показывает цель и конкретные обстоя-тельства этого надзора за всеми связями с общественностью. Именно приро-да и структура самой страны оказывают огромное влияние на процесс фор-мулирования и реализации национальных решений. Различные националь-ные учреждения принимают определенные управленческие решения для под-готовительного образования, а также для разработки довольно сложных, крупномасштабных объектов различного характера. Основными этапами принятия государственных управленческих решений являются: диагностика проблем; формулирование критериев и ограничений для принятия управ-ленческих решений; определение возможных вариантов; оценка вариантов; выбор вариантов из определенных вариантов; реализация управленческих решений; обратная связь.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ. – М.: ТЦ Сфера,2015.– 192 с.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" // Собрание законодательства РФ. 2003. №10. ст.2551.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. ст.3215
5. Закон Мурманской области 1799-01-ЗМО от 27.11.2014. «Об отдель-ных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Мурманской области и избрания глав муниципальных образований Мурманской области» // Собрание законодательства РФ. 2014. №9. ст.1541.
6. Закон Мурманской области 841-01-ЗМО от 20.02.2007 «О выборах де-путатов представительных органов муниципальных образований» // Собра-ние законодательства РФ. 2007. №6. ст.1256.
7. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в со-ставе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автоном-ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную соб-ственность» // Собрание законодательства РФ. 1991. №19. ст.1745.
8. Решения Мурманского городского Совета от 06.10.1998 № 17-153 «О Положении «Об управлении и распоряжении муниципальной собственно-стью г. Мурманска» // Собрание законодательства РФ. 1998. №5. ст.184.
9. Балдин, К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 496 c.
10. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
11. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Тех-нологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Бара-башев, А. В. Климова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
12. Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // [Элек-тронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/295/829/1219/ 009.BOIKOV.pdf
13. Бусов, В.И. Управленческие решения: учебник / В.И. Бусов. – М.: Юрайт, 2017. – 254 с.
14. Глебова, О. В. Методы принятия управленческих решений: учебное по-собие / О. В. Глебова. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2017. -274 с.
15. Горб, В.Г. Принятие и исполнение государственных и муниципальных решений: учебное пособие / В.Г. Горб. - Екатеринбург: изд-во Урал. ин-та управления - филиала РАНХиГС, 2017. - 240 с.
16. Демин, Г. А. Управленческие решения: учебное пособие. Пермский государственный национальный исследовательский университет. / Г.А. Де-мин. – Пермь, 2020. – 92 с.
17. Ершова, Н. А. Теория и практика принятия управленческих решений: учебное пособие / Н. А. Ершова, О. Б. Зильберштейн. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. – 104 c.
18. Зуб, А.Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика: учебное пособие / А.Т. Зуб. – М.: Альфа-Пресс, 2018. – 400 с.
19. Иванов, О. Б. Формирование системы государственного и обществен-ного контроля как ключевой фактор оценки управления / О.Б. Иванов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. – № 5. – С. 7-26.
20. Карпова, С.В. Управленческие решения: учебник / С.В. Карпова, О.В. Данилова, И.А. Фирсова. – М.: Юрайт, 2017. – 399 с.
21. Кужева, С. Н. Методы принятия управленческих решений: учебное по-собие / С. Н. Кужева, Н. П. Лещенко. – Омск: Издательство Омского госу-дарственного университета, 2022.–126 c.
22. Левина, С. Ш. Управленческие решения: моногр. / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – М.: Феникс, 2019. – 224 c.
23. Литвак, Б.Г. Управленческие решения: учебник / Б.Г. Литвак. – М.: Маркет ДС, 2018. – 512 с.
24. Масленченков, Ю.С. Управленческие решения: учебное пособие для вузов / Ю.С. Масленченков, Ю.Н. Тронин. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 310 с.
25. Мендель, А.В. Модели принятия решений: учебное пособие / А.В. Мендель. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 465 с.
26. Моттаева, А. Б. Принятие и исполнение государственных решений: учебнометодическое пособие / А. Б. Моттаева, Ас. Б. Моттаева. – М.: МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2019. – 35 c.
27. Панов, А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии: учебное пособие для вузов / А.В. Панов, Т.Н. Ананьева. – М.: Горячая линия Телеком, 2018. – 151 с.
28. Правительство Мурманской области: электронный документ. // [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://№ew.gov-murma№.ru/about/ombudsma№/docume№ts/818? sphrase_ id=60996
29. Системность формирования, принятия и реализации государственных управленческих решений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.redov.ru/politika/gosudarstvennoe_sistemnoe_upravlenie/p8.php
30. Тавокин, Е.П. Госслужащие о культуре как о факторе эффективного управления [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wciom.ru/ fileadmin/file/monitoring/2015/125/2015_125_12_E.P.%20Tavokin .pdf
31. Татарников, М.А. Как социально–психологические факторы влияют на качество управленческих решений и эффективность групповых действий / М.А. Татарников // Главный врач. – 2017. – № 3. – С. 74-75.
32. Шахмин, Д. В. Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения / Д. В. Шахмин. // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – С. 410-412.
33. Эддоус, М. Методы принятия решений: учебник для вузов. / М. Эддо-ус, Р. Стэнфилд. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 530 с.
34. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 324 c.
35. Ярыгин, С. В. Разработка управленческого решения: учебник для ву-зов / С. В. Ярыгин – Новогорск, 2018. – 320 с.