Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Публичная политическая власть действует в определенных пространственных пределах, т.е. в границах юрисдикционной территории государства. При этом государство, понимаемое в узком смысле как аппарат публичной политической власти, объективно стремится к территориальной целостности.
Это, по всей видимости, объясняется тем, что территориальная целостность является непременным условием нормального функционирования государства как социальной системы. Государства распоряжается своей территорией, определяют ее правовые режимы, устанавливают государственно-территориальное и административно-территориальное устройство. В связи с этим в большинстве конституций специально оговариваются вопросы единства и неделимости государств.
Объективная тенденция к территориальной централизации детерминирует унитарную форму территориального устройства, которая свойственна большинству государств мира. Для этой формы территориальной организации публичной политической власти, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др.
Целью курсовой работы является анализ унитарного государства как государства простой формы территориального устройства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере регулирования унитарного государства как государства простой формы территориального устройства.
Предметом выступают нормы права, регулирующие унитарное государство как государство простой формы территориального устройства.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие и основные черты унитарного государства;
– исследовать централизованные унитарные государства;
– рассмотреть децентрализованные унитарные государства;
– проанализировать частично-децентрализованные унитарные государства.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Е.С. Демченко, Н.А. Касаткина, У.Я. Жумаева, Е.С. Соболева, Е.А. Горлова, А.З. Куканов, Е.Н. Ярмонова и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ГОСУДАРСТВА ПРОСТОЙ ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие и виды форм территориального устройства
В настоящее время насчитывается около 30 федеративных государств, охватывая значительную часть международной территории, в которых проживает одна треть населения планеты. В различных странах территориальное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. Государственная территория ограничивается пределами государственных границ.
Таким образом, говоря о государстве, мы подразумеваем определенные территориальные пределы, в которых формируется государственное образование или их совокупность в зависимости от государственного устройства .
Территория субъекта федерации – пространственный предел в границах которого население, на ней проживающее, может осуществлять публичную власть. Но не на всей территории федерации возможно реализовать это право, т.к. существуют территории где население в силу особых климатических условий проживать не может. Но государство обязано осуществлять правовое регулирование в границах своей территории, даже если невозможно в силу объективных причин осуществлять представительство органов власти.
В современном мире, как известно выделяют две основных формы государственного устройства: Унитарное (унитария) и Федеративное (Федерация) государства.
В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время признается конфедерация. Федеративное государство – сложное государство составленное из ряда других частей и элементов, в которое входят другие государства, обладающие собственной государственной властью и имеют государственный суверенитет .
Конфедерация – соединение суверенных государств, образованных для решения политических, военных, экономический и конкретных задач.
Инкорпорация – это «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».
Суверенитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена) .
1.2. Понятие и основные черты унитарного государства
Правильная организация процесса административно-территориального деления дает возможность не только сформировать необходимые управленческие решения, но и довести их до каждого субъекта и муниципального образования. Административно–территориальное устройство осуществляется с учетом совокупности условий в данный период времени: финансово-экономических; национально-этнических; историко-географических; экологических и пр.
Политико-территориальная организация государства может облекаться в разные, хотя и не во всякие формы. В конституциях современных государств применяются разные приемы законодательной техники для нормативного оформления унитарного характера государства. Во многих конституциях стран СНГ, Восточной Европы, Латинской Америки и Южной Африки записано, что соответствующее государство является унитарным .
Унитарное государство (от лат. «unitas» – единство) – единое простое своей неделимостью в плане организации власти, состоящее из административно-территориальных единиц , не обладающими признаками государственности, управляемые центром принятия решений государственного характера. Территория унитарного государства, как правило, делится на административно-территориальные единицы. Деление бывает двух-, трех- и четырехзвенным, что соответствует уровням организации государственной власти в стране. Административно-территориальные единицы верхнего звена называются областями, провинциями, губерниями, среднего – районами, городами, округами, уездами, низового – общинами, коммунами, волостями и т.п.
Каждый вид административно-территориальных единиц, их правовой статус обычно определяются специальным законом (ст. 2 Конституции Казахстана). Но иногда в тексте самих конституций закрепляются в качестве отправных начал принципы административно-территориального деления страны. Так, в ст. 132 Конституции Украины закреплены принципы единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций. Согласно ст. 101 Конституции Греции «административное деление страны производится исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий» (п. 2) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 190 с.
2. Григонис Э.П. К вопросу о классификации унитарных государств в юридической науке // Мир юридической науки. 2017. № 3. С. 9-18.
3. Демченко Е.С. Унитарные государства и принципы их организации // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных: в 2-х томах. Ответственные редакторы: С.Н. Борисов, И.Е. Белогорцева, В.С. Игнатова, М.Н. Лопатина, К.Ю. Сергиенко. 2016. С. 32-34.
4. Жумаева У.Я. Понятие, признаки и виды унитарного государства // Государство и право в условиях гражданского общества: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 131-133.
5. Жумаева У.Я. Понятие, признаки и виды унитарного государства // Государство и право в условиях гражданского общества: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 131-133.
6. Касаткина Н.А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 206-212.
7. Княгинин К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы эволюции государственно-территориального устройства России (часть 2) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12. С. 31 – 37.
8. Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства // Правовая жизнь. 2017. № 2 (18). С. 5-12.
9. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Спарк, 2013. – 511 с.
10. Ляпин И.Ф. Децентрализация государственной власти в условиях унитарного государства: опыт европейских стран // Правовое поле современной экономики. 2016. № 3. С. 66-70.
11. Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства // Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017. № 1-2 (6-7). С. 5-15.
12. Мкртумян А.Р. Конституционно-правовой статус автономных образований в современных государствах с различной формой государственного устройства // Административное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 19-24.
13. Радько П.Н., Лазаре В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2013. 503 с.
14. Романчук И.С. Отдельные вопросы территориального устройства публичной власти // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. № 3. С. 41-47.
15. Соболева Е.С., Горлова Е.А. Особенности административно-территориального устройства федерации и унитарного государства // Наука молодых – будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 362-365.
16. Соболева Е.С., Горлова Е.А. Особенности административно-территориального устройства федерации и унитарного государства // Наука молодых – будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 362-365.
17. Темираев А.В. К вопросу о конституционных основах территориального устройства государств // Образование и право. 2016. № 11. С. 230-235.
18. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 437 с.
19. Туровский Р.Ф. Баланс отношений «центр – регионы» как основа территориально-государственного строительства // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12. С. 54-65.
20. Федорец М.Н. О федеративности и унитарности государственно-территориального устройства России // Современное право. 2016. № 12. С. 40-44.
21. Чеглакова О.Л. Особенности правового регулирования территориального устройства и его изменения в федеративных государствах // Наука в современном информационном обществе Материалы XIII международной научно-практической конференции. н.-и.ц. «Академический». 2017. С. 124-128.
22. Ярмонова Е.Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 41. С. 231-236.