Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Государственный институт в современном мире является важнейшим фактором общественного развития. Это связано с тем, что благодаря своему доминированию во властной структуре общества он способен концентрировать в своих руках такие объемы различного рода ресурсов, которые при сознательном и целенаправленном использовании могут обеспечить революционное развитие всех сфер общественной жизни.
В силу исторически сложившегося функционирования государства формализация системы взаимодействия между индивидами может спровоцировать такие модели социального, экономического и политического поведения, которые также могут привести к социальному развитию, как правило, обязательному. Совокупность государственной власти в управлении жизнью общества называется государственным управлением.
Неправильное управление общественной жизнью может привести не только к благоприятным последствиям. Недостаточное влияние на общество, управленческие меры, не соответствующие требованиям социальной практики, то есть неэффективное государственное управление, могут снизить темпы развития общества и создать для него менее благоприятный сценарий будущего.
В истории человечества есть много примеров, подтверждающих этот взгляд на роль государства в обществе. Среди положительных примеров государственного управления выделяются такие страны, как Китайская Народная Республика, Республика Корея, Сингапур, Япония и др. Во избежание негативных последствий, возникающих из-за просчетов государственного аппарата в управлении общественной жизнью, необходимо постоянно оценивать функциональное качество государственных структур и реализуемую ими линию управления, а также предлагать меры по повышению эффективности и результативности их функционирования.
Степень научной разработанности проблемы. Такие ученые, как Г. В. Атамчук, В. М. Васильева, Н.И. Глазунова, Р. Т. Мухаев и другие, сыграли важную роль в изучении проблем государственного управления, выявлении его особенностей, выявлении его специфики, а также проблем эффективности государственного управления и других. способы их улучшения.
Предметом исследования является система государственного управления в Российской Федерации.
Предметом исследования является эффективность функционирования системы государственного управления в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение государственного управления как способа осуществления власти.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
изучить теоретические основы государственного управления;
рассмотреть оценку эффективности государственного управления в Российской Федерации;
раскрыть перспективы развития эффективности работы органов государственного управления;
представить эффективность работы органов государственного управления в 2022 г.;
охарактеризовать прогноз эффективности работы органов государственного управления в 2023 г.
Методология исследования. С целью выявления способов повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации, а также осуществления оценки существующего положения дел в вопросах эффективности госуправления, использовались системный и сравнительно-исторический методы исследования.
Информационную базу исследования составили официальные данные Правительства Российской Федерации.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть полезны органам государственной власти, органам местного самоуправления.
1. Теоретические основы изучения государственного управления как способа осуществления власти
1.1. Теоретические основы государственного управления
Организация и качество государственного стратегического управления в России находятся в фокусе внимания не только экспертов в сфере публичного управления, но и экспертов, представляющих бизнес-сообщество и институты гражданского общества. Такой интерес предопределен тем обстоятельством, что пользователями результатов достижения целей государственного управления являются все жители страны. До начала 2010-х годов органы публичной власти боролись преимущественно со следствием, а не с причинами неожиданно возникающих проблем; принятые решения носили ситуационный характер и не отражали долгосрочную перспективу. Ряд экспертов именуют это состояние системы как «полное доктринальное непринятие планирования» .
В настоящее время взаимосвязь долгосрочных общегосударственных целей социально-экономического развития России с системой документов стратегического планирования и полномочиями органов власти всех уровней обеспечивает Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 172-ФЗ).
В действительности установленная законом система стратегического планирования не сформирована, имеются лишь отдельные стратегические решения в форме президентских указов. Так, Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. (далее – Указ № 204) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подменяет собой стратегию социально-экономического развития Российской Федерации. Более чем пятилетняя практика реализации данного Закона выкристаллизовала ключевые недостатки сложившейся модели государственного управления: отсутствие института целеполагания при программировании социально-экономического развития страны; преобладание ведомственного подхода; несбалансированность программ развития различных видов экономической деятельности по срокам и ресурсам; низкая ответственность за неэффективные управленческие решения и государственные проекты .
Эти и иные недостатки формирования системы государственного управления следует учитывать при организации исполнения задач социально-экономического развития России, обозначенных в Послании Президента России от 15 января 2020 г. В рамках стратегического планирования государственное управление рассматривается как деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, а под целеполаганием понимается определение важнейших направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России.
В современной науке публичного управления государственное управление трактуется шире, как целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства на общественные процессы и отношения. При этом параллельно по временной характеристике формулируются непосредственные (в пределах текущего года) и перспективные цели государственного управления (краткосрочные – до трех лет; среднесрочные – 3–6 лет; долгосрочные – более шести лет). По объему целей выделяют общие и частные, по результатам – конечные и промежуточные. А.Л. Миронов предлагает функциональную классификацию целей, интегрирующую социально-экономические, политические, обеспечительные и организационно-правовые цели.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Багдасарян, В. Э. История общественно-политической мысли России: учебное пособие / В.Э. Багдасарян. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 247 с.
2. Бакунин, М. А. Государственность и анархия. Избранные сочинения / М. А. Бакунин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
3. Баранов, Н. А. Политология. Современная демократия: учебное пособие для вузов / Н. А. Баранов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
4. Валовая, М. Д. Политология: учебник / М. Д. Валовая. – 2 е изд. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 336 с.
5. Гаджиев, К. С. Введение в политическую теорию: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
6. Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев, Э. Н. Примова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
7. Горелов, А. А. Политология: учебник / А. А. Горелов. – 7-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 312 с.
8. Желтов, В. В. Сравнительная политология: политическая власть и политическое выражение: учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 548 с.
9. Ланцов, С. А. Политология: учебник для вузов / С. А. Ланцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 454 с.
10. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов / Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 2004. – 800 с.
11. Мухаев, Р. Т. Политология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 377 с.
12. Мухаев, Р. Т. Политология в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 326 с.
13. Сырых, В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов / Сырых В. М. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. – 704 с.
14. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 582 с.